Звуки Т-Ть
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Звуки Т - Ть»
Цель: Создание условий для формирование представлений о согласным твердом и мягком звуке Т и Ть, и букве Т
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Научить детей правильно произносить звук Т и ТЬ, познакомить детей с глухими согласным и мягким звуками.
Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на различные виды контроля.
Учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Продолжать учить звуко-слоговому анализу слогов и слов
Деление слов на слоги
Составление предложений по предметным картинкам
Продолжать учить детей определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.
Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове.
Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.
Коррекционно-воспитательная:
Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Интеграция: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие
Здоровьесбережение: Пальчиковая гимнастика, физминутка
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка, пальчиковые игры
Наглядные: рассматривание картинок,
Словесные: беседа, вопросы , уточнения
Оборудование: Звуковички. Зеркала индивидуальные.
Полоски для определения места звука в слове.
Фишки красного и синего и зеленого цвета для составления звуковых схем.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Назовите транспорт со звуками [т], [ть]?
2. 3акреnленuе звуков [т], [ть].
а) Повторение характеристик звука в [т], [ть].
- В тихой деревне Трюфельки жили два друга. Жили, не тужили, потому что очень дружили. Дома у них были похожи. Посмотрите на их дома, отличаются они цветом окон. В одном домике они синие, а в другом – зеленые. И имена у них были похожи. Одного звали Том, а другого Тим.
- Назовите первый звук в слове Том?
- Расскажите о звуке [т]. (согл., глухой, твердый)
- Назовите первый звук в имени Тим?
- Расскажите о звуке [ть]. (согл., глух, мягкий)
- Посмотрите на них. Кто из них Том? А кто Тим? Как вы догадались?
б) Дифференциация звуков [т]-[ть].
- Чем похожи звуки [т ], [ть ]?(согласн., глухие)
- Чем различаются ? ( положением языка, твердый — мягкий)
- Друзья перекликаются друг с другом: Если один говорит с твердым — та, то другой отвечает: мягко – тя.
Я буду говорить за Тома, а вы отвечать за – Тима.
то — … ат — …
ту — … ут — …
ты — … от — …
та — … ыт — …
тэ — … эт — …
в) — В доме у Тома и Тима есть мебель и разные вещи со звуками [т] и [ть] в названии.
Раздаю картинки и проговариваю их название дети повторяют, каждый свою. Назовите их. (Стол, кровать, стул, кот, телефон, ботинки, телевизор.) У Тома — предметы со звуком [т], а у Тима — со звуком [ть].
- Скажите, что находится в доме у Тома? А что у Тима?
Дети выставляют свои картинки под домиками Тома и Тима.
- Назовите картинки со звуком [т] в начале, в середине, в конце.
- Назовите картинки со звуком [ть] в начале, в середине, в конце.
г) Упражнение в произношении звуков [т], [ть].
- Том и Тим любят трудиться. Их любимая пословица:
« Кто хочет много знать,
Тому меньше надо спать».
- Назовите из этой пословицы слова со звуками [т], [ть].
- Почему так говорят?
- Кто запомнил эту пословицу?
- Повторим эту пословицу хором и запомним её.
3. Физминутка.
Добрый гномик в башмачках
На высоких каблучках
По кирпичикам шагает,
По слогам слова читает:
- Раздели слова на слоги:
Показываю картинку – делим шагами: хором, по одному, парами.
Убираю домики и картинки и разбрасываю буквы.
4. Дифференциация звуков и букв.
- Кто расскажет нам стишок про букву Т.
Т – в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
- Построим из рук букву Т. Повторим хором стишок и покажем антенну.
- Назовите звуки в слоге ат (а, т ) – от (о,т) – ут (у, т) – ит (и,т)
- Прочитайте слоги та — придумайте слова с этим слогом –
то
ту
ти
- Чем отличаются звуки от букв? (буквы – видим, пишем, строим из палочек, из рук, шнурков, а звуки – слышим, произносим, поем, говорим)
А П У А К А П О У А П Т А У П
- У вас на столах есть листочки с напечатанными буквами. Зачеркните все буквы А, сколько букв А вы зачеркнули?
- Обведите в круг букву У. Сколько букв?
- поставьте крест на букве П.
- Сколько букв осталось? Какое слово получилось из оставшихся букв?
- К О Т
5. 3вуковой анализ.( схемы на подносах)
а) — Составим схему слова кот.(Дети выкладывают, а я спрашиваю почему?)
Слово ______________
Слог ______
Звуки
- Что нам надо изменить в схеме слова КОТ, чтобы получилось слово КИТ? ПАУК, (первый синий квадратик заменить на зеленый)
Дети работают с индивидуальными схемами.
6. Работа с предложением.
- Наши гномы пригласили в гости Таню.
- Что напечатано у нас на доске? Давайте прочитаем хором.
У Кати ноты. (картинки)
- Это слово, предложение или рассказ? ( Это предложение )
- Почему вы решили что это предложение? Что мы знаем про предложение? ( с большой буквы, в конце точка, слова в предложении дружат друг с другом, законченная мысль)
- Сколько слов в предложении? (три)
- Какое первое слово?
- Какое второе слово? Почему оно напечатано с большой буквы? (имя)
- Какое третье слово?
- Кто начертит схему этого предложения?
У _____________ ________ .
Выставляю картинку и предлагаю составить предложение по ней.
- Составьте предложение по картинке.
Катя играет на пианино.
7. Упражнение в словообразовании.
- Если Катя играет на пианино, значит она кто? (пианистка)
- Том умеет играть на баяне. Он – баянист.
- Тим играет на скрипке. Он – скрипач.
- Я играю на гитаре. Меня можно назвать – гитаристка.
8. Итог занятия.
— С какими звуками мы познакомились? дайте характеристику звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...