"Сундучок - Звуковичок"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Ибрагимова Светлана Анатольевна

Формирование навыков звукового анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_-_zvukovichok.docx243.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Сундучок-звуковичок»

Пособие направлено на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 4–7 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове заданного звука. Формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слова.  Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. 

Описание оборудования и материала:

1.Набор кукол – «Звукошарики; Агата, Ваня, Веня».

2.Сундучки

Цветовая гамма одежды  Звукошариков, а так же цвет сундучков, подобраны  в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые -  синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом).  Колокольчик, который прикрепляется к синему или зеленому Звукошарику, укажет на то, что согласный звук - звонкий.

 3.Набор букв.

4.Набор предметных картинок

Правила игры:

Вариант 1.

С учетом лексической темы и изучаемого звука детям раздают предметные картинки (выбирают сами дети). Ребенок определяет, есть ли заданный звук в названии изображения на картинке, и размещает картинку в карман одного из Звукошариков.

Вариант 2.

С учетом лексической темы и изучаемого звука детям раздают предметные картинки (выбирают сами дети). Ребенок определяет место изучаемого звука (в начале, в середине, в конце слова). Определяет характеристики звука и помещает в карман Звукошарика.

Вариант 3.

На крыше сундучка (в кармашке Звукошарика) размещается изображение изучаемой буквы или картинка на заданный звук. 

Детям раздают по несколько карточек (выбирают сами дети). Взрослый устанавливает очерёдность. Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук (последний звук) в слове, даёт ему характеристику, кладёт карточку в окошко сундучка. Гласный звук- красный сундучок, соответствующий согласному мягкому звуку - зелёный сундучок или согласному твёрдому звуку - синий сундучок. Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у ребенка.

Игры с использованием пособия

«Наведи порядок».

Описание игры: Дети получают картинки с изученными буквами. Необходимо разложить буквы по сундучкам. Гласные буквы- в красный сундучок. Согласные- в синий.

«Собираем сундучок»

Цель: учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: сундучки,  картинки, в названиях которых есть

определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры.  Детям предлагается разложить картинки по кармашкам, в первый - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во второй - в середине слова, в третий - в конце.

Выложи слово с помощью Звукошариков

Цель: .упражнять в определении последовательности звуков в слове

Оборудование: картинки,  карточки с клеточками по количеству звуков в слове.

Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой

будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой

схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям предлагают расставить Звукошариков в графической схеме. (Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук) По мере выделения звуков в слове дети заполняют схему слова.

 Кармашек

Цель: совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать

внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры:

1 вариант

В кармашек Звукошарика вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг

Раскладываются  гласные буквы. Нужно прочитать слияния.

2 вариант

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. раскладываются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

C:\Users\catna\Pictures\Camera\IMG_20241111_102048.jpg                  C:\Users\catna\Pictures\Camera\IMG_20241111_103129_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный звуковой сундучок"

Обобщающее занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. Дети выполняют различные игровые задания со звуками, буквами и словами. Решаются задачи по формированию фонематического слуха, зритель...

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...

Авторская программа "Звуковой сундучок" по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции и созданию оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи....

Открытое занятие Волшебный сундучок по сказке В.Г. Сутеева "Яблоко" по технологии Сторисек. Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек).

Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек). Цель: Создавать условия для познавательного интереса к сказке через технологию "Сторисек". Образовательные задачи: -Уточнить и о...