Конспект ООД по подготовке обучению грамоте Тема: «Составление и анализ предложений. Буква-звук.» дошкольная группа общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бережная Наталия Владимировна

Цель: Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения. Познакомить детей с согласным звуком [м], [мь] и буквой М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_berezhnaya_n.v.docx56.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект ООД по подготовке обучению грамоте

Тема: «Составление и анализ предложений. Буква-звук.»

дошкольная группа общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни №13

 

Подготовила: Бережная Наталия Владимировна

Воспитатель группы №13

П.г.т.Излучинск, 2024 г.

Цель: Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения. Познакомить детей с согласным звуком [м], [мь] и буквой М.

Задачи: 

 

Образовательные:

-Актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными.

-Знакомство с буквой Мм.

-Формировать навыки звукового анализа (место звука в слове).

-Совершенствовать умение выполнять упражнение по инструкции.

-Формирование навыков составления предложений по картинке и без.

 

Развивающие:

-Развитие фонематических процессов, выразительности речи, речевого дыхания, силы голоса.

 

Воспитательная:

-Воспитывать умение работать по подгруппам. 

-Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

 

Материал (оборудование): Магнитная доска, предметные картинки, квадратики синего, красного и зеленого цвета (по количеству детей), карточка с буквой «М», разноцветные нитки, картинка – схема слова «малыш», карточки для анализа пятизвуковых слов, сюжетные картинки для составления предложений, контейнеры с материалами для анализа предложений.

Предварительная работа: повторение чистоговорок, беседа о звуках, слогах, слове, предложении.

Формы работы с детьми: познавательно- исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Предполагаемый результат: умеют составлять предложения из двух, трех и более слов, делают звуко- буквенный разбор слов, определяют количество слогов, первый звук в словах.

 

 

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, скажите какое у вас настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг.

Воспитатель.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться - Доброе утро!

- Доброе утро!- солнцу и птицам,

- Доброе утро! - приветливым лицам.

Ребята, и конечно нашим гостям….

Дети: Доброе утро!

        

Игровая ситуация.

Воспитатель показывает детям игрушку Буратино.

Воспитатель: Ребята, к нам за помощью пришел Буратино, он не может выполнить задания, которые ему дала Мальвина. Вы согласны помочь Буратино?

Ответы детей: Да, согласны.

Основная часть.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам выполнить первое задание, игровое упражнение «Как сказать по-другому?». Я буду вам говорить словосочетание, а вы должны сказать это же словосочетание или выражение, по-другому.

Злая зима (очень холодная), к кому может относиться слово «злая»? (в сказках -Злая мачеха, злая ведьма, баба Яга).

колючий ветер (резкий, со снегом),

легкий ветерок (несильный),

золотые руки (все умеют делать),

золотые волосы (красивые, блестящие).

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали!

Воспитатель: Следующее задание называется «Замените слова». Вам нужно подобрать слова похожие по смыслу:

Плакать – реветь,

мчаться – нестись,

радоваться – веселиться,

шалить – баловАться,

приглашать – звать,

бросать – кидать,

 кружиться – вертеться.

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием!

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Фонетическая зарядка

Воспитатель: Я вам задам вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте.

1.Как мычит корова? (Му-у-у)

2.Вспомните имя девочки с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик». (Мальвина)

3. Как называется холодное, но очень вкусное угощение, которое Мальвина приготовила для своих друзей? (Мороженое)

4. Какой звук вы слышите в начале слов: Мальвина, мороженое [М].

Дети: Звук М.

Воспитатель: Давайте вместе произнесём звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Когда мы произносим его, во рту есть преграда. Это губы. Поэтому звук [м] — согласный. Фишкой какого цвета мы будем его обозначать?

Дети: Синим.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Согласный звук [М] [М'] бывает мягкий и твердый. Дети, давайте вместе произнесем звук [М]- твердо, а затем звук [М'] -мягко. Твердые согласные мы обозначаем синими квадратиками, а мягкие- зелеными квадратиками.

Перед вами фишки зеленого, и синего цвета. Поиграем в игру «Покажи квадрат синего цвета, если услышишь звук [М]-твердый, и квадрат зеленого цвета, если услышишь звук [М']-мягко»

 М, ть, а, в, м, у, мь. ма, са, ам, ум, ми, му, мак, сон, малина, сом, вода, домик, Маша, ведро, мишка.

Воспитатель: Отлично! Послушайте загадки. Игра «Доскажи словечко».

  1. Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,

  А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной…   (медведь).

Воспитатель: Какой звук первый в слове медведь. Произнесите его. Звук [М] в слове медведь твердый или мягкий?

Дети: Мягкий согласный [М'].

  1. В подполье, в каморке живет она в норке,  

Серая малышка. Кто же это?...  (мышка).  

Воспитатель: Какой звук в слове-отгадке, произнесите его. Звук [М] в слове мышка твердый или мягкий?

Дети: Твердый согласный [М].

  1. В черном поле заяц белый прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?...  (мел).

Воспитатель: Звук [М] в слове мел твердый или мягкий?

Дети: Мягкий согласный [М'].

  1. Каждый тут в лесу талант –

И певец, и…   (музыкант)

Воспитатель: Звук [М] в слове музыкант твердый или мягкий?

Дети: Твердый согласный [М].

  1. Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось…   (мыло).

Воспитатель: Звук [М] в слове мыло твердый или мягкий?

Дети: Твердый согласный [М].

Вывод: Как видим согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Звук [М] [М'] может быть мягким и твердым. Дети, давайте еще раз вместе произнесем звук [М]- твердо, а затем звук [М'] мягко.

Воспитатель: Буратино очень понравилось, как вы отлично определяете мягкий и твердый звук в словах.

Воспитатель: Дети, давайте выйдем в центр группы и выполним физкультминутку. 

Дети выходят в центр группы, встают в круг и выполняют физкультминутку.

Физкультминутка 

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

 Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем –

 Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

После проведения физкультминутки дети садятся за столы.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку.  

В детской маленькой кроватке,
Весело играет в прятки.
Заразительно хохочет,
Неразборчиво лопочет;
Затихает, словно мышь...
- Подскажите, кто? ...(Малыш)

Ответы детей: Малыш.

Воспитатель: Верно, это малыш. Воспитатель показывает детям картинку с изображением малыша.

Воспитатель: Сделаем звуковой анализ слова МАЛЫШ.

Дети под руководством педагога проводят звуковой анализ, один ребенок у доски, остальные за столами.  

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове?

Дети: Пять.

В: Какой первый звук в слове МАЛЫШ?

Д: Звук [М]

В: Каким квадратом мы его обозначим? Почему?

Дети: Синего цвета, потому что это согласный, твердый звук.

В: Положите квадрат синего цвета на первый звук.

В: Какой звук мы слышим после звука [М]?

Д: Звук [А]

В: Каким квадратом мы его обозначим? Почему?

Дети: Красного цвета, потому что это гласный звук.

В: Какой третий звук в слове МАЛЫШ?

Д: Звук [Л]

В: Каким квадратом мы его обозначим? Почему?

Дети: Синего цвета, потому что это согласный, твердый звук.

В: Какой четвертый звук в слове МАЛЫШ?

Д: Звук [Ы]

В: Каким квадратом мы его обозначим? Почему?

Дети: Красного цвета, потому что это гласный звук.

В: Какой пятый звук в слове МАЛЫШ?

Д: Звук [Ш]

В: Каким квадратом мы его обозначим? Почему?

Дети: Синего цвета, потому что это согласный, твердый звук.

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове МАЛЫШ? Назови их.

Дети: Три. [М], [Л], [Ш]

Воспитатель: Сколько гласных звуков? Назовите их

Дети: Два. [А], [Ы]

Воспитатель: Сколько в слове слогов? Определите.

Дети: Два.

Воспитатель: Для определения количества слогов, протопайте, пожалуйста.

Вывод: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Воспитатель: Дети, вы отлично справились с этим заданием. Теперь и Буратино знает, как правильно делать звуковой анализ слов.

Воспитатель: Выходите на ковер. (Воспитатель показывает букву М).

Воспитатель: Возьмитесь за руки. Послушайте стихотворение.  

Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я -                                                                                 Это мы». А между тем получилась буква «М». (А. Шибаев)

Воспитатель: А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я делаю это в воздухе. Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе. Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом. Дети «прописывают» букву в воздухе, рассматривают элементы, из которых она состоит.

Воспитатель: Ребята, садитесь на подушки. Я предлагаю вам выполнить задание «Волшебная нить».  У меня есть волшебные нитки, с помощью которых мы будем выкладывать букву М.

Дети выкладывают букву М на ковре при помощи нитки.

Воспитатель: Как здорово у вас получается! Отлично справились.

Воспитатель: А сейчас проходите за столы.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Давайте составим предложение. Скажите, а что такое предложение? Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

Воспитатель: Ребята, вы верно сказали, в предложении может быть 2, 3 и более слов. А записать предложение можно при помощи схемы. (Воспитатель показывает детям схему предложения)

Давайте составим  предложение со словом МАЛЫШ.

Если дети затрудняются, воспитатель показывает им картинку, на которой малыш плачет.

Дети: Малыш плачет.

Воспитатель: Давайте «запишем» это предложение. Дети за столами «записывают» предложение счетными палочками. А один ребенок у доски.

Picture backgroundPicture background

 

Воспитатель напоминает детям, что первое слово в предложении пишется с большой, заглавной буквы и обозначается палочкой вниз. А в конце предложения ставится точка.

Воспитатель: Сколько всего слов в это предложении?

Дети: Два.

Воспитатель: Какое первое слово в этом предложении?

Дети: Малыш.

Воспитатель: Какое второе слово?

Дети: Плачет.

Воспитатель: Давайте еще придумаем предложение со словом МАЛЫШ,

Ответы детей: Мама любит малыша.

Малыш упал.

Малыш очень громко плакал.

Малыш соскучился по маме.

Малыш хотел спать.

Мама купала своего малыша.

Мама играет с малышом.

Мама кормит малыша (кашей)

У доски один ребенок выкладывает схему предложения, а остальные дети на столе из счетных палочек.

Воспитатель контролирует процесс.

Воспитатель задает вопросы:

  1. Сколько слов в предложении?
  2. Какое первое слово? Второе? Третье?

Воспитатель: Молодцы! Ошибок никто не допустил. Вы составили хорошие предложения. Теперь и Буратино знает, как составлять предложения, как «записать» их в виде схемы.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, справились со всеми заданиями. Вы молодцы!

Рефлексия: Воспитатель предлагает детям вспомнить всё, чем они занимались на занятии, что нового они узнали, а потом оценивает работу детей.

Воспитатель берет Буратино.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, помогли мы Буратино справиться с заданиями?

Дети: Да.

В: Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

В: А с чем труднее было всего справиться?

В: Но мы с вами преодолели все трудности! И теперь Буратино может смело отправляться в свою сказочную страну и не бояться заданий от Мальвины.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Буратино и гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН"

Программное содержание: Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения. Способствовать обучению детей создавать...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "МОЙ АВТОМОБИЛЬ"

Программное содержание:Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения.Продолжать способствовать обучению детей сооруж...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "Избушка Деда Мороза"

Программное содержание:Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям. Поощрять желание передавать их особенности вконструктивнойдеятельности. Продолжать способствовать обучению детей соору...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности детей седьмого года жизни «Опасные предметы»

Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Конспект организованной образовательной деятельности «Мастера сказочной Гжели» в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни

Конспект организованной образовательной деятельности «Мастера сказочной Гжели»в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни на конкурс "Воспитатель го...

Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни

В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-...