Конспект интегрированного занятия (развитие речи + обучение грамоте + ознакомление с природой) для детей
учебно-методический материал по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мищенко Алла Васильевна

Осень - красивая пора года. О ней много чего можно узнать и рассказать. А еще она волшебница...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_dlya_detey_sredney_gruppy.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для детей средней группы

Тема: "Волшебный мешочек от Осени»

Задачи:

Образовательные: формировать умение подбирать синонимы, антонимы, активизировать словарь самостоятельными частями речи, обогатить словарь к теме «Осень»; продолжать учить образовывать сложные слова; продолжать учить составлять рассказ по мнемотаблице, закрепить умение детей составлять предложения по иллюстрациям, картинкам, по образцу воспитателя, обогатить словарь к теме «Осень».

Развивающие: развивать связную речь детей с помощью мнемотаблиц, развивать связную речь в составлении предложений по структурной схеме; описывать предмет, не называя его; желание рассуждать и выражать свои мысли, обосновывая их. развивать умение свободно общаться, упражнять в составлении предложений по структурной схеме; развивать умение образовывать прилагательные от существительных; образовывать в единое и множественное число существительных.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к коллективу детей и взрослых.

Материал и оборудование: набор картинок по теме «Осень», видео мнемотаблица стихотворения «осенние листья» набор картинок овощей и фруктов, картинки животных, фишки, осенние листочки, обруч с лентами, карточки с животными, мнемотаблица о приметах осени, 2 мешка, яблоки, дерево, смайлики, лист.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

 В: Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними.

У меня сегодня очень хорошее настроение! А у вас? (ответы детей. Давайте возьмемся за руки и мимикой передадим друг другу радостное, хорошее настроение. (выполняют задание).

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в необычную игру: «Разгадывание кроссворда». Я буду загадывать вам загадки, и если вы их правильно отгадаете, мы узнаем, что спрятано под желтым квадратом, и о чем мы с вами сегодня будем говорить. Готовы? (ответы детей).

Кроссворд

1.Что растет в огороде на грядках? (овощи)

2. Дом для всех зверей? (лес)

3. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) 4. это что за потолок? То он низкий, то высокий, то он серый, то белый, то немного голубой. (Небо)

5. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, когда он уходит. (Дождь)

- О каком времени года говорится ? (Ответы днеей)

- С вами хочет поиграть волшебный кубик.

 Артикуляционные упражнения

(дети по очереди бросают кубик, а потом выполняют за кубиком упражнение) 

- С приходом осени очень изменилась погода, Осенью холодно, а как летом? (тепло) - Осенью дни короткие -  летом какие? (длинные) - Осенью небо пасмурное - летом какое? (чистое, ясное, голубое)  - Осенью листья желтые, красные -  летом какое? (зеленый) – Осень - настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какой замечательный мешочек она прислала нам в подарок, а мешочек не простой, он с письмом.

Письмо  от осени (зачитывает воспитатель) "Доброе утро мои дорогие дети, группы "Капитошка", я хотела прийти к вам в гости поиграть с вами, но у меня много дел, я должна перекрасить листья, помочь собрать урожай, полить дождем землю, помочь животным заготовить еду на зиму, но вы не беспокойтесь, я вам отправила мешочек с заданиями, играми и подарками для вас,  не унывайте и скорее играйте! Ваша Осень». 

- Дети, будем выполнять задания? Играть? - Какие замечательные фотографии прислала нам она в подарок. Какую осень мы видим на этих фотографиях? (яркую, дождливую, разноцветную, золотую, позднюю).

- А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи, какая?».

 - Я буду говорить вам, что бывает осенью, а вы – какая от этого становится осень.

Например: часто идут дожди- значит осень- (какая?)дождливая; часто бывает мрачно – (какая?)мрачная; Много грибов – (какая?)грибная; Все листья на деревьях желтые, красные, оранжевые – (какая?) золотая; Большой урожай фруктов и овощей – (какая?) Урожайная; Только-только начали кое-где появляться желтые листочки- (какая?) ранняя; Деревья стоят голые, часто идет дождь со снегом – (какая?) поздняя.

- Молодцы, справились с этим заданием.  Посмотрим, что же еще есть в мешочке? (в-ль достает листик) - Что это? (ответы детей)

 - Дети, посмотри какая разноцветная поляна, что на ней лежит? Ответ (листья). А теперь давайте скажем ласково… (листочки, листочки), а если он один – листок, листочек. Возьмите себе листик.

 - А каким цветом листик ты держишь в руке?(ответ) А ты?(ответ). Дидактическая игра « С какого дерева листик?»

А теперь каждый назовите с какого дерева упал ваш листочек, поднимите свой листочек.

 Береза - березовый

Клен - кленовый

Каштан - каштановый

Липа - липовый

Дуб - дубовый

Рябина - Рябиновый

- У нас получился красивый осенний букет, из чего? (Из листьев). Молодцы!

- Когда листочки желтеют, что с ними происходит? (они опадают, осыпаются) - Правильно, они медленно кружат и падают на землю.

- Как называется это явление природы? (ответы детей, листопад). 

- А сейчас давайте вспомним стихотворение о листьях (дети по видео, читают мнемотаблицу «Ветер по лесу летал»).

- Предлагаю вам немного поиграть. Подвижная игра "Послушные листочки". 

Воспитатель читает стихотворение:

Падают листья, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

(Воспитатель берет в руки кольцо с привязанными к нему лентами разной длины, им машет над головой и говорит: «Я – ветер, вы – листья. Ветер спит и листья уснули (дети приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях), закружили листья на месте; утих ветер, листья отдыхают». 

- Давайте посмотрим, какое еще задание есть для нас? (карточка) Дидактическая игра  «Что лишнее?» - Давайте сядем за столы, посмотрите, карточки лежат. Что на них изображено (ответы детей - животные), а где эти животные живут?  (ответы детей - в лесу, дома, во дворе). Как их называют? (ответы детей - домашние, дикие) - Дети, наши животные заблудились, давайте найдем лишнее животное в ряду и закроем его фишкой. (дети на карточках закрывают домашних животных – фишками – домиками, а диких животных - деревьями).

- А давайте каждый из вас не называя имени, что это за животное, опишет его, а мы все будем отгадывать? Хорошо? Согласны?

Дидактическая игра «Я  расскажу, а вы назовете» (ребенок описывает животное по признакам, а дети должны назвать то животное, которое подходит под описание). 

- Предлагаю сыграть в игру «Живые слова».

 Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы запомните его. (Воспитатель говорит на ушко трем детям по одному слову «в лесу», «растут», «грибы») "Живые" слова выходите вперед. Произнесите каждый свое слово. (Ответы детей - В лесу растут грибы). Дети, если слова возьмутся за руки, получится что? (предложение.) А теперь давайте поменяем слова и прочитаем предложение снова. (Грибы растут в лесу.) Какое предложение получилось у нас? (Дети "читают" предложения). Игра проводится еще раз с другими словами.

Какое же еще задание для нас приготовила осень? (картинка овощей и фруктов) - А сейчас давайте посмотрим вот на эту картинку. Что на ней изображено?(ответы детей) - Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. - Дети, а вы любите сок? (ответы детей). Из чего можно приготовить сок? (из фруктов и овощей). А сейчас

предлагаю сделать каждый себе сок, который любите.

Дидактическая  игра «Приготовь сок». (Ребенок в стакан кладет овощ или фрукт и называет свой сок: например: апельсин - апельсиновый, банан - банановый,  слива - сливовый, яблоко - яблочный и т.д.).

- Что же еще есть в мешочке для нас? (В-ль достает мнемотаблицы о приметах осени). - Осень хочет чтобы мы вспомнили приметы о ней, она передала вам картинки. (Каждый ребенок берет себе мнемотаблицу, рассматривает ее, выходит из нее и рассказывает примету глядя на картинки).

Заключение.

Какие вы молодцы! Все знаете! Ой, дети, а вы слышите, кто-то постучался к нам, (воспитатель выходит, берет другой мешочек), что же в нем? Сюрпризный момент "яблоки".

- Осень передала нам яблоки, витамины, чтобы вы всегда были здоровыми. - А наше занятие подошло к концу. - Дети, сегодня вы многое рассказали. Вам понравилось занятия? (ответы детей).О каком времени года мы сегодня говорили?(ответы детей).  В какие игры мы сегодня играли? (ответы детей). Вы сегодня очень прекрасно работали на занятии, и королева осень за это вам решила подарить плоды.

 - А мы с вами для нее приготовим «Дерево настроения»: (смайликами украсить дерево: Если понравилось  - веселый смайлик и рассказать, что понравилось, или не понравилось  - грустный смайлик – и что не понравилось).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром" "В гостях у Ириски"

Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром-создание условий для получения ребенком целостного представления о мире,возможностей для максимального творческого...

Конспект интегрированного занятия "Поможем птицам" (Обучение грамоте,познание,ИЗО)

Констпект интегрированного занятия для старшей группы Цель: продолжать учить детей слышать в словах звуки «т» и «т\'», строить звуковые и слоговые схемы, подбирать слова с заданными звуками, выкла...

Интегрированное занятие по познавательной деятельности (развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой) в старшей группе Тема "Путешествие по сказке Ш.Перро "Золушка"

Интегрированное занятие по познавательной деятельности (развитие речи,  обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой)в старшей группе Тема "Путешествие по сказке Ш.Перро ...

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)

Тема: «Звуки «М – Мь» и буква М».Задачи: содействовать  умению  различать на слух звуки «М и Мь», произносить слова и словосочетания,  формиров...

Конспект интегрированного занятия (развитие речи – ознакомление с окружающим миром) Итоговое занятие за первое полугодие во 2-ой младшей группе Тема: Драматизация русской народной сказки «Репка»

продолжаем развивать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать условия для ее проведения;- обучаем детей вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, учить произносить ...