КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Тема: «Звуки «М – Мь» и буква М».
Задачи: содействовать умению различать на слух звуки «М и Мь», произносить слова и словосочетания, формирование фонетического слуха; развивать интонационную выразительность речи; развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твѐрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелѐный цвет), закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сергиенко Юлия Егоровна, воспитатель.
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с. Красный Октябрь Белгородского района Белгородской области».
Россия. Белгородская область. Белгород.
Конспект НОД по развитию речи (обучению грамоте)
в подготовительной группе.
Тема: «Звуки «М – Мь» и буква М».
Цель: Формировать у детей умения выделять первый согласный звук в слове; определять место звука в слове, познакомить с буквой М; находить слово с этим звуком и обозначать их буквой «М».
Задачи: содействовать умению различать на слух звуки «М и Мь», произносить слова и словосочетания, формирование фонетического слуха; развивать интонационную выразительность речи; развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твѐрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелѐный цвет), закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
Материалы и оборудование: настенная магнитная доска, 2корзины (синяя, зелёная),
логопедический паровозик с вагонами, Звуковички, яблоки с картинками, сердечки.
Раздаточный материал: карточки, фишки
Ход занятия:
I. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия.)
Приветствие «Солнышко».
Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни (вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим в ладоши твои (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли (кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идет (идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки (идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)
II. Основная часть
1. Сюрпризный момент. Стук в дверь. Педагог открывает дверь, входят сказочные персонажи (сотрудники в костюмах Маши и Миши)
- Ребята, сегодня с нами на занятии будут два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма.
-Кто же наши помощники? (Маша и Миша из м\ф «Маша и медведь»)
-Скажите, какой первый звук в имени Маша? «М». Миша? «Мь».
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуками «М» и «Мь», а так же с буквой «М», которая обозначает эти звуки. При произнесении звука «М» на пути потока воздуха стоит преграда – губы, так как есть преграда. То этот звук согласный.
2.Д/игра «Произнеси тихо-громко»
Произношение, характеристика звуков:
-Давайте мы произнесём звук «М»: сначала тихо, а теперь громко.
-Что нам помогает произнести звук «М»? (губы)
-Дайте характеристику звуку «М»: согласный, твёрдый.
-А теперь произнесём звук «Мь»: тихо-громко.
-Дайте характеристику звуку «Мь»: согласный, мягкий.
- Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя).
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий).
- Какого цвета «рубашка» звука «Мь»? (Зеленая)
-А в имени Маша Звук «М» твердый или мягкий?
-Правильно, твёрдый. Значит, Маша будет держать синий домик.
-А в имени Миша: звук «М» твёрдый или мягкий.
-Молодцы. Правильно. Мягкий. Миша будет держать зелёный домик.
Педагог на доску выставляет символы звуков М -Мь (звуковые человечки)
3. Определение места звука в слове. Игра «Найди место звука в слове»
-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Маша с Мишей предлагают вам поиграть в игру.
-Положите перед собой карточки для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.
- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук «М» или « Мь».
Каждый ребенок получает карточку. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
(Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь).
Дети работают с карточками и фишками.
4.Дидактическая игра «Звуки твердые и мягкие».
Игра «Корзинки с яблоками»
-Ребята, Маша и Миша несли корзинки с яблоками. Как вы думаете, чья синяя корзинка? (Машина), а зеленая (Мишина). Но по дороге некоторые яблоки рассыпались. Давайте поможем Маше и Мише правильно собрать яблоки в корзинки.
Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь». Яблоки с твердым звуком «М» положите в корзинку Маши, с мягким «Мь» – Мише.
(Дети выходят из-за столов, находят яблоки с картинками и складывают их соответсвенно по цвету)
- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Маша несёт корзинку со словами – малина, муха, муравей, мак, моряк, машина, мышь, майка. А в Мишиной корзинке яблоки с картинками – мёд, медуза, мешок, миска, мяч, мясо, мельница.
Все верно. Молодцы!
5. Физкультурная минутка
Маки в поле вырастают (кисти рук собрать в бутон, ладошка к ладошке)
Вместе солнышко встречают (поднять руки вверх, пальцы скрещены)
Прилетает ветерок (покачать прямыми руками из стороны в сторону)
И качает стебелек (собрать кисти рук в бутон)
Вечер тихо наступает (присесть, опустив голову на колени)
Наши маки засыпают.
6. Игра «Раз, два, три, сердечко своё найди».
- Ребята, Маша с Мишей предлагают поиграть в игру «Раз, два, три - сердечко своё найди». Посмотрите, на полу лежат сердечки синего и красного цвета. В синих сердечках живут согласные звуки, в красных – гласные.
Задание: Под музыку вы бегаете вокруг. Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, берёте красные сердечки, согласные – синие.
7.«Сюрприз от Маши и Миши». Деление слов на слоги.
- Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие задания. В конвертах находятся картинки.
(матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)
- Слушаем внимательно задание: На картинку посмотри, слово на слоги раздели.
(Дети делят слова на слоги. Педагог по очереди опрашивает всех детей).
А теперь картинки с одним слогом поселяем в вагончик, где одно окошко (мост, мяч, мёд), два окошка, где два слога (мышка, миска, месяц, морковь) три окошка – три слога (матрёшка, машина).
Знакомство с буквой М.
-Дети, а вы любите своих мам? (Да).
-Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой «М».
-Посмотрите на букву «М».
-Буква «М» с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами.
Взялись за руки друзья.
И сказали: Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
Выкладывание буквы «М» счетными палочками.
III. Заключительная часть.
1.Рефлексия.
Как вы думаете, вы научились различать звуки «М» и « Мь»? Какие это звуки?
Вам было трудно? Или легко? Какое у вас настроение?
2.Подведение итога.
С какими звуками мы познакомились?
Какой буквой они обозначаются?
3. Ритуал окончания занятия.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда.
Умным станешь ты тогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы
Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....
Конспект занятия по развитию речи (Обучение грамоте).
Развитее речи (Обучение грамоте)....
Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) зн...
Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) во второй младшей группе
quot;Звуковая культура речи. Звук "И"...
Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе на тему: «К нам пришла зима. Звук и буква «Э»»
Повторить признаки зимы. Познакомиться с буквой "Э"...
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «По тропинке знаний»
Конспект занятия в подготовительной группе "По тропинке знаний" Цели и задачи прилагаются к документу....