Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [м] и буква «М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звук [м] и буква «М» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_2.odt30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Обучению грамоте»

в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Звук [м] и буква «М»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: игровая,  двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: познакомить детей с буквой «М» и звуком [м].

Программное содержание: Ознакомление с буквой Мм. Буква М и звук [м]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование представления о предложении. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: Заучивание двустишия из книги «Мой букварь»

Материалы и оборудование: «Мой букварь» и рабочие тетради, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, синие воздушные шары по числу детей, магнитные палочки, объемные пластмассовые буквы.

Планируемые результаты:  знакомы со звуком [м] и буквой «М»

                                                      

                                              Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

23 мин

1

Игра

«Назови слово»

2 мин

2

Игра

«Подними шарик»

3 мин

3

Упражнение

«Кто скорее?»

3 мин

4

Работа по букварю

4 мин

5

Пальчиковая гимнастика

«Когда дождик плачет»

2 мин

6

Упражнение

«Найди букву»

2 мин

7

Работа в тетради

7 мин

III

Заключительная часть

Итог

1 мин

Длительность 25 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент.  Развитие фонематических представлений.

«Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. (Опустить руки, подуть на ладони)

II. Основная часть

1. Игра «Назови слово»                                                             

Воспитатель: 

Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.

1-й ребенок. Сом.

 2-й ребенок. Дом.

 3-й ребенок. Гном.

4-й ребенок. Ком.

Воспитатель: Какой звук слышится в конце каждого из этих слов? Дети. Звук [м].

Воспитатель: Верно. Садитесь

2. Игра «Подними шарик». Развитие фонематического восприятия.

Воспитатель убирает картинки.

Воспитатель: Еще раз произнесите звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] — согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?

Дети: Синим.

Воспитатель: Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м]. Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов: «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка».

Дети поднимают синие шары.

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательным

3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог убирает воздушные шары.

Воспитатель:  А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.

А, м. Что получилось?

1-й ребенок. Ам.

Воспитатель:  Верно. Получи фишку. У, м.

2-й ребенок. Ум.

Воспитатель:  Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.

Воспитатель: Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?

Дети: У Миши.

Воспитатель:  Молодец, Миша. Давайте похлопаем ему

4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Мм. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Воспитатель раздает детям буквари.

Воспитатель: Посмотрите на картинку в верхней части страницы.

Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

 В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?  

Дети: Мама, Машенькой, малину.

Воспитатель: Верно!

А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука [м].

Дети: Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.

Воспитатель: Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены?

Дети: Нужно взять четыре палочки, две длинных и две коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз.

Воспитатель: Пройдите к магнитной доске и сложите букву из четырех палочек.

Дети выкладывают на доске букву М. 

Воспитатель: Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь идите за столики, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке.

 1-й ребенок. Ам.

 2-й ребенок. Ум.

 3-й ребенок. Ом.

4-й ребенок. Им.

1-й ребенок. Ма.

2-й ребенок. Му.

3-й ребенок. Мо.

4-й ребенок. Ми.

1-й ребенок. Мама.

2-й ребенок. Тома.

 3-й ребенок. Тима

4-й ребенок. Пума.

Воспитатель: Очень хорошо.

-Рассмотрите картинку внизу страницы. 

- Кого вы видите на ней? Что они делают?

Дети: Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.

Воспитатель: Давайте прочитаем, что написано под картинкой.

Дети: Тут мама, Тима и Тома. Там пума.

Воспитатель: Верно. Вы снова прочитали предложения.

Первое предложение: «Тут мама, Тима и Тома». Второе предложение: «Там пума». Вы видите, что слова в предложениях написаны раздельно. Первое слово в предложениях написано с большой буквы. В конце каждого предложения стоит точка. По предложению педагога дети закрывают буквари.

5. Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Воспитатель приглашает детей на ковер и делает с ними упражнение.

Дождик, дождик, кап-кап-кап

По траве, по крыше.

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Как стучишь ты, слышу.

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

В синей луже мячик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Почему ты плачешь?

Выполняют упражнение «Пальчики здороваются», начиная с больших пальцев, заканчивая мизинцами, а потом обратном направлении и так до окончания текста.

6. Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита

Воспитатель приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.

Воспитатель: Найдите все буквы М и сложите их в ведерко.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Вы собрали все буквы. Молодцы!

7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Воспитатель приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Воспитатель: Посмотрите на страницу слева. Вы видите большую и маленькую буквы Мм. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

Дети: Синим. Это согласная буква.

Воспитатель: Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?

Дети: Мышку, морковку и машину.

Воспитатель: Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки.

Выполняйте задание. Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо

Воспитатель: А теперь давайте напишем букву М.

Посмотрите, как я делаю это в воздухе.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе. Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом.

Воспитатель: Теперь я напишу новую букву на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу две коротких палочки, а потом еще одну длинную сверху вниз. Воспитатель пишет букву на доске.

Воспитатель: Попробуйте написать новую букву в тетрадях.

Дети пишут строчку буквы М в тетради, педагог оказывает им помощь

III. Заключительная часть

Оценка работы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились?

Что вы о ней знаете?

Дети: С буквой М. Она согласная.

Воспитатель: Какие слова со звуком [м] вы запомнили?

Дети: Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит эта буква?

Дети: Из четырех.

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»

учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звук [а] и буква «А»...