Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [м] и буква «М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [м] и буква «М»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote_2.odt | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Обучению грамоте»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Звук [м] и буква «М»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Деятельность детей: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: познакомить детей с буквой «М» и звуком [м].
Программное содержание: Ознакомление с буквой Мм. Буква М и звук [м]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование представления о предложении. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: Заучивание двустишия из книги «Мой букварь»
Материалы и оборудование: «Мой букварь» и рабочие тетради, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, синие воздушные шары по числу детей, магнитные палочки, объемные пластмассовые буквы.
Планируемые результаты: знакомы со звуком [м] и буквой «М»
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 23 мин | |
1 | Игра | «Назови слово» | 2 мин |
2 | Игра | «Подними шарик» | 3 мин |
3 | Упражнение | «Кто скорее?» | 3 мин |
4 | Работа по букварю | 4 мин | |
5 | Пальчиковая гимнастика | «Когда дождик плачет» | 2 мин |
6 | Упражнение | «Найди букву» | 2 мин |
7 | Работа в тетради | 7 мин | |
III | Заключительная часть | Итог | 1 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. (Опустить руки, подуть на ладони)
II. Основная часть
1. Игра «Назови слово»
Воспитатель:
Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.
1-й ребенок. Сом.
2-й ребенок. Дом.
3-й ребенок. Гном.
4-й ребенок. Ком.
Воспитатель: Какой звук слышится в конце каждого из этих слов? Дети. Звук [м].
Воспитатель: Верно. Садитесь
2. Игра «Подними шарик». Развитие фонематического восприятия.
Воспитатель убирает картинки.
Воспитатель: Еще раз произнесите звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] — согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?
Дети: Синим.
Воспитатель: Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м]. Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов: «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка».
Дети поднимают синие шары.
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательным
3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Педагог убирает воздушные шары.
Воспитатель: А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.
А, м. Что получилось?
1-й ребенок. Ам.
Воспитатель: Верно. Получи фишку. У, м.
2-й ребенок. Ум.
Воспитатель: Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.
Воспитатель: Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?
Дети: У Миши.
Воспитатель: Молодец, Миша. Давайте похлопаем ему
4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Мм. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Воспитатель раздает детям буквари.
Воспитатель: Посмотрите на картинку в верхней части страницы.
Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Мама с Машенькой гуляли
И малину собирали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?
Дети: Мама, Машенькой, малину.
Воспитатель: Верно!
А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука [м].
Дети: Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.
Воспитатель: Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены?
Дети: Нужно взять четыре палочки, две длинных и две коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз.
Воспитатель: Пройдите к магнитной доске и сложите букву из четырех палочек.
Дети выкладывают на доске букву М.
Воспитатель: Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь идите за столики, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке.
1-й ребенок. Ам.
2-й ребенок. Ум.
3-й ребенок. Ом.
4-й ребенок. Им.
1-й ребенок. Ма.
2-й ребенок. Му.
3-й ребенок. Мо.
4-й ребенок. Ми.
1-й ребенок. Мама.
2-й ребенок. Тома.
3-й ребенок. Тима
4-й ребенок. Пума.
Воспитатель: Очень хорошо.
-Рассмотрите картинку внизу страницы.
- Кого вы видите на ней? Что они делают?
Дети: Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что написано под картинкой.
Дети: Тут мама, Тима и Тома. Там пума.
Воспитатель: Верно. Вы снова прочитали предложения.
Первое предложение: «Тут мама, Тима и Тома». Второе предложение: «Там пума». Вы видите, что слова в предложениях написаны раздельно. Первое слово в предложениях написано с большой буквы. В конце каждого предложения стоит точка. По предложению педагога дети закрывают буквари.
5. Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Воспитатель приглашает детей на ковер и делает с ними упражнение.
Дождик, дождик, кап-кап-кап
По траве, по крыше.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Как стучишь ты, слышу.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
В синей луже мячик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
Выполняют упражнение «Пальчики здороваются», начиная с больших пальцев, заканчивая мизинцами, а потом обратном направлении и так до окончания текста.
6. Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита
Воспитатель приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.
Воспитатель: Найдите все буквы М и сложите их в ведерко.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы собрали все буквы. Молодцы!
7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Воспитатель приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Воспитатель: Посмотрите на страницу слева. Вы видите большую и маленькую буквы Мм. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?
Дети: Синим. Это согласная буква.
Воспитатель: Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?
Дети: Мышку, морковку и машину.
Воспитатель: Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки.
Выполняйте задание. Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо
Воспитатель: А теперь давайте напишем букву М.
Посмотрите, как я делаю это в воздухе.
Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе. Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом.
Воспитатель: Теперь я напишу новую букву на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу две коротких палочки, а потом еще одну длинную сверху вниз. Воспитатель пишет букву на доске.
Воспитатель: Попробуйте написать новую букву в тетрадях.
Дети пишут строчку буквы М в тетради, педагог оказывает им помощь
III. Заключительная часть
Оценка работы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились?
Что вы о ней знаете?
Дети: С буквой М. Она согласная.
Воспитатель: Какие слова со звуком [м] вы запомнили?
Дети: Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.
Воспитатель: Из скольких элементов состоит эта буква?
Дети: Из четырех.
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»
учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»...