Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В поисках дерева Мудрости»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: совершенствовать устную речь детей.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать фонематический слух детей: определять место звука в слове ( начале, середине, конце слова);
Формировать умение правильно строить предложение, опираясь на схемы;
Развивающие: Развивать связную речь, внимание, ассоциативное мышление; зрительное восприятие, фонематический слух. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Весна».
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность. Создать атмосферу психологического комфорта: вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_podg.gr_._v_poiskah_dereva_mudrosti_-_kopiya.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе
«В поисках дерева мудрости»
Воспитатель
высшей квалификационной
категории: Дадельцева А.М.
Печерск
2024 год
Цель: совершенствовать устную речь детей.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать фонематический слух детей: определять место звука в слове ( начале, середине, конце слова);
Формировать умение правильно строить предложение, опираясь на схемы;
Развивающие: Развивать связную речь, внимание, ассоциативное мышление; зрительное восприятие, фонематический слух. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Весна».
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность. Создать атмосферу психологического комфорта: вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приёмы:
• Словесный (вопросы, объяснение, загадки).
• Наглядный (интерактивная игра «Гусеница», схемы, картинки, игра «Поезд»).
• Игровой (Игра «Назови слово на звук «А», Подвижная речевая игра «Найди дом для своей игрушки
• Практический (составление предложений о весне, «Ребусы»).
• Музыкальное сопровождение.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуально –дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности на занятии. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Материалы и оборудование: Демонстрационный: Слайдовая призентация, «ковер –самолет», декорации леса, видеоролики, мольберт, сундук, клубок ниток, «Дерево Мудрости» , мягкие игрушки.
Раздаточный: картинки-ребусы, карточки-схемы, игрушки, медали.
Предварительная работа: Знакомство с символами, составление предложений о весне и зарисовка их с помощью символов, словесная игра «Цепочка слов», упражнение «Назови словечко» (придумывание слов, начинающихся на твердый (мягкий) согласный звук).
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия
Воспитатель (воспитатель организовывает детей): Ребята, я предлагаю вам встать в круг и поздороваться.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе,
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — папе и маме,
«Доброе утро!» — останется с нами.
Дети и воспитатель находят приглашение, читают.
«Ребята, приглашаю вас в волшебную страну!
Сказочный герой»
-Ребята, вы хотите отправиться в волшебную страну? Не боитесь трудностей?
– Нам сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие в волшебную страну. Там нас будет ждать сказочный герой и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?
Воспитатель: – А как вы думаете, на чём можно отправиться в наше путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель:– А я предлагаю отправиться на ковре-самолёте. Ковер у нас волшебный, попасть на него не просто. Надо каждому из вас назвать любое слово, которое будет начинаться на гласный звук «А».
Дети: арбуз, апельсин, ананас, автобус, арка, азбука, алфавит, авокадо, астра, ангел, август, апрель, автомобиль, армия, артист…
(воспитатель кладёт ковер.)
Воспитатель: – Молодцы! Присядем на ковер -самолет возьмёмся все крепко за руки , закроем глаза и произнесём волшебные слова: «Крибле–крабле–бум!» (звучит музыка, имитирующая полёт)
– Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес,
1, 2, 3, 4, 5 глаза можно открывать.
– Вот мы с вами и волшебной стране!
На экране появляется Жар-птица:
«Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
вам будет в этом помогать
герой из русской сказки!
Ребята, дружно все шагайте,
Да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями,
дерево Мудрости отблагодарит вас за старания!»
На экране появляется сказочный герой Баба-Яга
Б-Я: – Вижу, храбрецы к нам пожаловали! Чего расшумелись-то? Или подарочков захотели, от дерева Мудрости? Ха–ха–ха! Вы думаете так легко найти это дерево? Я сама его искала, да не нашла. Но я могу дать вам в помощь мой волшебный предмет, который вам поможет в поисках. Его вы найдете в сундуке, под елкой. Сундук откроется, если отгадаете загадку.
Дети находят сундук под елкой, к сундуку прикреплена загадка.
Очень я похож на мячик, только мячик шерстяной.
И любой котёнок любит весело играть со мной. (клубок)
Отгадав загадку, воспитатель достает клубок.
Воспитатель: Ты катись, катись клубок,
Через поле и лесок,
Только сильно не спеши
Нам дорогу покажи! (катится клубок к экрану)
-Клубочек нас привел к первому заданию: Игра «Гусеница».
-С гусеницей случилась беда, сегменты тела ее рассыпались, соберите тело гусеницы из слов по цепочке. Для этого надо определить последний звук в заданном слове и подобрать картину, которая начинается на этот звук.
-Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: А клубок наш опять закрутился и дальше покатился.(Катится)
Воспитатель: А вот и второе задание. Игра «Поезд».
На магнитной доске изображение поезда с тремя вагонами, карточки с изображением животных, птиц (собака, слон, сова, косуля, носорог, барсук, страус, утконос, альбатрос). Нужно помочь животным сесть в свой вагон согласно купленным билетам. В первом вагоне должны ехать животные в названии которых звук «с» стоит вначале слова; во втором вагоне -животные со звуком «с» в середине слова, в третьем вагоне- животные со звуком «с» в конце слова. Дети выбирают картинки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Но нам пора идти дальше.
Воспитатель:
- Ты катись, катись клубок,
Через поле и лесок,
Только сильно не спеши
Нам дорогу покажи! (катится клубок)
-А вот и третье задание. Клубок нас привёл к столам, на которых лежат картинки с ребусами. Игра «Отгадай слово»
Слушайте внимательно. Вам нужно будет в окошечки вписать первую букву, на которую начинается название вашей картинки. Возьмите, пожалуйста, простые карандаши и приступайте к выполнению задания.
Воспитатель: Молодцы, а мы продолжаем наше путешествие за клубком (клубок катится)
Воспитатель: - А вот и четвёртое задание. Здесь нас ждет игра «Найди дом для своей игрушки». Давайте с вами вспомним, каким цветом обозначает твердый согласный звук? (синим). А мягкий согласный звук? (зеленым).
Слушайте задание. Вам нужно будет взять одну игрушку, определить с какого звука начинается название игрушки-с мягкого или твердого согласного звука. Под музыку вы будете красиво танцевать с игрушками, по окончании музыки вы должны будете найти дом для своей игрушки: определить игрушку в синий или зеленый дом.
Игра. Музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились, а мы продолжаем наше путешествие.
Ты катись, катись клубочек,
Помоги еще разочек.
Схему надо разгадать –
Предложение прочитать! (Катит клубок к столам)
– Проходите за столы, садитесь парами.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат таблицы, внимательно рассмотрите, подумайте и составьте предложения о весне.
Б.Я: А вы и вправду храбрецы! Не испугались трудностей,
со всеми заданиями справились! Вы находитесь в одном шаге от
Дерева Мудрости! Будьте внимательны! Смелей, вперед!
Клубочек катится к Дереву Мудрости.
Воспитатель открывает ширму, звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы с вами и отыскали Дерево Мудрости!
За ваши знания и старания Дерево Мудрости награждает вас медалями.
Снимите с Дерева по одной медали и возьмите себе за старания. А ещё дерево дарит вам частичку своей мудрости – книгу « Азбуку» - эта книга поможет вам лучше подготовиться к школе и стать мудрее.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад, проходите все на ковер–самолет. Скажем волшебные слова: «Скажем вместе, скажем дружно,
В детский сад попасть нам нужно!» «Крибле–крабле–бум!»
Звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
-Вам понравилось наше путешествие?
-Какие задания Бабы-Яги Вам были интересны?
-Какие задания вызвали затруднение?
-А кому было сложно в этом путешествии?
- Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями! Мне понравилось наше совместное путешествие в волшебную страну. Молодцы, со всеми заданиями и трудностями вы справились. На этом наше путешествие закончилось, мы возвращаемся в группу.
Литература
- Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016.
- Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012.
- Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) / Сост. Г. Ф. Марцинкевич. - Волгоград: Учитель, 2004.
- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»
Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе "В поисках сокровища"
quot;В поисках сокровища"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР "Космическое путешествие"
Расширение знаний детей по теме "Космос"....
Конспект занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. «В поисках сокровища».
Конспект занятия по ФЭМП...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...