Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В поисках дерева Мудрости»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать фонематический слух детей: определять  место звука в слове ( начале, середине, конце слова);

Формировать умение правильно строить предложение, опираясь на схемы; 

Развивающие: Развивать связную речь, внимание, ассоциативное мышление; зрительное восприятие, фонематический слух.  Расширять и обогащать словарь детей по теме «Весна».

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность. Создать атмосферу психологического комфорта: вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podg.gr_._v_poiskah_dereva_mudrosti_-_kopiya.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе

«В поисках дерева мудрости»

Воспитатель

высшей квалификационной

категории: Дадельцева А.М.

Печерск

2024 год


Цель: совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать фонематический слух детей: определять  место звука в слове ( начале, середине, конце слова);

Формировать умение правильно строить предложение, опираясь на схемы; 

Развивающие: Развивать связную речь, внимание, ассоциативное мышление; зрительное восприятие, фонематический слух.  Расширять и обогащать словарь детей по теме «Весна».

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность. Создать атмосферу психологического комфорта: вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы:

•        Словесный (вопросы, объяснение, загадки).

•        Наглядный (интерактивная игра «Гусеница», схемы, картинки, игра «Поезд»).

•        Игровой (Игра «Назови слово на звук «А», Подвижная речевая игра «Найди дом для своей игрушки

•        Практический (составление предложений о весне,  «Ребусы»).

•        Музыкальное сопровождение.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуально –дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности на занятии. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Материалы и оборудование: Демонстрационный: Слайдовая призентация, «ковер –самолет», декорации леса, видеоролики, мольберт, сундук, клубок ниток, «Дерево Мудрости» , мягкие игрушки.

 Раздаточный: картинки-ребусы, карточки-схемы, игрушки, медали.

Предварительная работа: Знакомство с символами, составление предложений о весне и зарисовка  их с помощью символов, словесная игра «Цепочка слов», упражнение «Назови словечко» (придумывание слов, начинающихся на твердый (мягкий) согласный звук).

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия

Воспитатель (воспитатель организовывает детей): Ребята, я предлагаю вам встать в круг и поздороваться.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе,

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — папе и маме,

«Доброе утро!» — останется с нами.

Дети и воспитатель находят приглашение, читают.

«Ребята, приглашаю вас в волшебную страну!

Сказочный герой»

-Ребята, вы хотите отправиться в волшебную страну? Не боитесь трудностей?

– Нам сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие в волшебную страну. Там нас будет ждать сказочный герой и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?

Воспитатель: – А как вы думаете, на чём можно отправиться в наше путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель:– А я предлагаю отправиться на ковре-самолёте. Ковер у нас волшебный, попасть на него не просто. Надо каждому из вас назвать любое слово, которое будет начинаться на гласный звук  «А».

Дети: арбуз, апельсин, ананас, автобус, арка, азбука, алфавит, авокадо, астра, ангел, август, апрель, автомобиль, армия, артист…

(воспитатель кладёт  ковер.)

Воспитатель: – Молодцы! Присядем на ковер -самолет возьмёмся все крепко за руки , закроем глаза и произнесём волшебные слова: «Крибле–крабле–бум!» (звучит музыка, имитирующая полёт)

– Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес,

1, 2, 3, 4, 5 глаза можно открывать.

– Вот мы с вами и волшебной стране!

На экране появляется Жар-птица:

 «Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
вам будет в этом помогать
герой из русской сказки!

Ребята, дружно все шагайте,
Да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями,
дерево Мудрости отблагодарит вас за старания!»

На экране появляется сказочный герой Баба-Яга

Б-Я: – Вижу, храбрецы к нам пожаловали! Чего расшумелись-то? Или подарочков захотели, от дерева Мудрости? Ха–ха–ха! Вы думаете так легко найти это дерево? Я сама его искала, да не нашла. Но я могу дать вам в помощь мой волшебный предмет, который вам поможет в поисках. Его вы найдете в сундуке, под елкой. Сундук откроется, если отгадаете загадку.

 

Дети находят сундук под елкой, к сундуку прикреплена загадка.

Очень я похож на мячик, только мячик шерстяной.

И любой котёнок любит весело играть со мной. (клубок)

Отгадав загадку, воспитатель достает клубок.  

Воспитатель: Ты катись, катись клубок,

                          Через поле и лесок,

                          Только сильно не спеши

                  Нам дорогу покажи! (катится клубок к экрану)

-Клубочек нас привел к первому заданию: Игра «Гусеница».

-С гусеницей случилась беда, сегменты тела ее рассыпались, соберите тело гусеницы из слов по цепочке.  Для этого надо определить последний звук в заданном слове и подобрать картину, которая начинается  на этот звук.

-Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: А клубок наш опять закрутился и дальше покатился.(Катится)

Воспитатель: А вот и второе задание.  Игра «Поезд».

 На магнитной доске  изображение поезда с тремя вагонами, карточки с изображением животных, птиц (собака, слон, сова, косуля, носорог, барсук, страус, утконос, альбатрос). Нужно помочь животным сесть в свой вагон согласно купленным билетам. В первом вагоне должны ехать животные в названии которых звук «с» стоит вначале слова; во втором вагоне -животные со звуком «с»  в середине слова, в третьем вагоне- животные со звуком «с» в конце слова.  Дети выбирают картинки.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Но нам пора идти дальше.

Воспитатель:

- Ты катись, катись клубок,

Через поле и лесок,
Только сильно не спеши

Нам дорогу покажи! (катится клубок)

-А вот и третье задание. Клубок нас привёл к столам, на которых лежат картинки с ребусами. Игра «Отгадай слово»

Слушайте внимательно. Вам нужно будет в окошечки вписать первую букву, на которую начинается название вашей  картинки. Возьмите, пожалуйста, простые карандаши и приступайте к выполнению задания.

Воспитатель: Молодцы, а мы продолжаем наше путешествие за клубком (клубок катится)

Воспитатель: - А вот и четвёртое задание. Здесь нас ждет игра «Найди  дом для своей игрушки». Давайте с вами вспомним, каким цветом обозначает твердый согласный звук? (синим). А мягкий согласный звук? (зеленым).

Слушайте задание. Вам нужно будет взять одну игрушку, определить с какого звука начинается название игрушки-с мягкого или твердого согласного звука. Под музыку вы будете красиво танцевать  с игрушками, по окончании музыки вы должны будете найти дом для своей игрушки: определить игрушку в синий или зеленый дом.

Игра. Музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились, а мы продолжаем наше путешествие.

Ты катись, катись клубочек,
Помоги еще разочек.
Схему надо разгадать –
Предложение прочитать!
 (Катит клубок к столам)

– Проходите за столы, садитесь парами.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат таблицы, внимательно  рассмотрите, подумайте и составьте предложения о весне.

Б.Я: А вы и вправду храбрецы! Не испугались трудностей, 

со всеми заданиями справились! Вы находитесь в одном шаге от 

Дерева Мудрости! Будьте внимательны! Смелей, вперед!
Клубочек катится к Дереву Мудрости.

Воспитатель открывает ширму, звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы с вами и отыскали Дерево Мудрости!

За ваши знания и старания Дерево Мудрости награждает вас медалями. 

Снимите с Дерева по одной медали и возьмите себе за старания. А ещё дерево дарит вам частичку своей мудрости – книгу « Азбуку» - эта книга поможет вам лучше подготовиться к школе и стать мудрее.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, проходите все на ковер–самолет. Скажем волшебные слова: «Скажем вместе, скажем дружно,
 В детский сад попасть нам нужно!» «Крибле–крабле–бум!
»

Звучит музыка.

 Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

-Вам понравилось наше путешествие?

-Какие задания Бабы-Яги Вам были интересны?

-Какие задания вызвали затруднение?

-А кому было сложно в этом путешествии?

- Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями! Мне понравилось наше совместное путешествие в волшебную страну. Молодцы, со всеми заданиями и трудностями вы справились. На этом наше путешествие закончилось, мы возвращаемся в группу.

Литература

  1. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016.
  2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012.
  3. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) / Сост. Г. Ф. Марцинкевич. - Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...