Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Буква Ю» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Буква Ю»

в подготовительной к школе группе

Цель: дать понятие о букве Ю

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • определение места звуков и букв в словах;
  • закрепление знаний о гласных и согласных звуках;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие логического мышления;
  • развитие слухового и зрительного внимания, зрительного восприятия;
  • развитие навыков словоизменения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества, правильной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР.

Оборудование и материалы: письмо, разрезная азбука, палочки, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций.

Ход занятия: 

1. Орг. Момент:

Дети входят в группу и встают возле столов.

Логопед: 

Доброе утро, ребята!

Заходите дети в группу,

Прозвенел звонок сейчас,

Все тихонько, быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

Логопед : Ребята,  к нам на группу пришло  письмо (показываю ). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что  написано на конверте?  Обсуждаем варианты.(Юра).  Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

- Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы).  Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем   рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

 2. Ход занятия:

– И так, первое задание.

– Отгадайте любимую букву Юры.

– Это буква «Ю».

– Почему вы так думаете?

– Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети: - Гласный

Логопед: - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Логопед: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Логопед: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

Дети: - Два.

Логопед: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

–В ней живут два звука «Й», «У»

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

Логопед: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю.  (показ буквы)

Задание 2.Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду                              Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.                            

Научусь писать, читать,                           Поочерёдное загибание пальцев.

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!                               Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду.                         Грозят пальчиком.

 

– Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Логопед: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек.

Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу. (Выключатель).

– Давайте посчитаем сколько слогов в   слове « Выключатель». ( прохлопываем)

– Какой первый звук?

– Какой последний звук?

– Назовите гласные звуки.

– Где стоит буква «Ю»?

Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в  Игру «Ты-я».Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю.  Например:

Ты Читай –  Я читаю        

Плавай-

Рисуй  -         

Прыгай-

Играй -

Пой-

Бегай –

Кушай –

Стой –

Где стоит буква «Ю»?

Задание 6: «Где спрятался звук Ю» ( педагог  раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук )

- Ребята, где может находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга

В середине: ключ, тюль, клюв,

В конце: рою, дую, жую, грею

Закрепление материала:

На карточке раскрасить,  соответствующий квадрат

Салют – последний кубик, ключ  в середине, юла –первый кубик)

3. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Задание 7.

Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди ,по цепочке:

МО

РО

КУ

ПО Ю

ЛА

ВО

ЖУ

ДУ

 Задание 8: Прочитайте  Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

Это - школьные принадлежности.

4. Итог занятия

Воспитатель:

 Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

- Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

5. Рефлексия

«Солнышко и тучка»

А сейчас попрошу  оценить свою работу выбрать карточку

Если  у вас все получилось –« солнышко»,

Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

И прикрепить на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по теме: "Буква А" в подготовительной к школе группе

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Космос"...

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква О.

            Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве О.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква И

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, ...