Рабочая тетрадь по обучению грамоте , по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи (подготовительная группа
рабочие листы по обучению грамоте (подготовительная группа)
Рабочая тетрадь по обучению грамоте , по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи
(подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_obucheniyu_gramote_po_formirovaniyu.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь по обучению грамоте , по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи
(подготовительная группа)
Оглавление
Военный праздник | |
Звук и буква Ш | |
Дикие животные | |
Звуки К-Г | |
Дом и его части. | 6 |
Буква Я, Звуки А-Я | 7 |
Домашние животные | 8 |
Звуки Ть-Дь, Буквы Т,Д | 9 |
Животные жарких стран | 10 |
Звук и буква Ш | 11 |
ЛЕС, деревья | 12 |
Звук и буква Г. | 12 |
Звуки Г-Гь. | 12 |
Насекомые | 13 |
Звук и буква Ю. | 13 |
Звуки У-Ю. | 14 |
Новый год | 14 |
Звуки Т-Д, буквы Т,Д | 15 |
«Овощи» | 16 |
Звук и буква Э. | 17 |
Звук и буква И | 17 |
Осень | 18 |
«ПОСУДА» | 18 |
Звуки С-Сь, буква С | 19 |
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | 20 |
Звуки З-Зь. Буква З | 21 |
Профессии | 21 |
Звук и буква Л | 23 |
Рыбы | 23 |
Сад-огород | 24 |
Звуки Т-Ть, буква Т | 25 |
Семья | 25 |
Звуки Р-Рь | 26 |
Буква Р. | 26 |
Звуки Р-Л. Буквы Р,Л. | 27 |
Транспорт | 27 |
Звуки Ж-Ш. Буквы Ж,Ш | 27 |
Фрукты | 28 |
Буквы и звуки П, Пь. | 28 |
Звук и буква Э | 29 |
Хлеб | 29 |
Звуки Ж-З | 30 |
«Части тела» | 30 |
Звук и буква С. | 31 |
Зимующие птицы | 32 |
Звук Ы, буква Ы.Звуки Ы-И | 33 |
Тема: Зима | 33 |
Звуки Б, Бь- П,Пь. Буква Б | 35 |
Звуки В,Вь. | 35 |
Тема «Военный праздник».
Игра «Один – много»
солдат – солдаты.
Летчик -
Танкист-
Моряк-
Ракетчик-
Пулеметчик-
Пехотинец-
Пограничник-
Граница-
Десантник-
Командир-
«Кому это нужно для службы?»
Автомат нужен …
Собака нужна …
Парашют нужен …
Танк нужен …
Самолёт нужен …
«Что делают?»
лётчик – летает на самолёте
вертолётчик – …
танкист – …
парашютист – …
подводник – …
снайпер – …
сапёр – …
пограничник –
- Учить подбирать слова – антонимы.
(война – мир,
победа –
тишина –
грохот -
враг –
высоко –
далеко –
вправо –
- «Сосчитай до 5»
Один тяжёлый танк, два … пять …
Одна подводная лодка, две … пять …
- Связная речь.
- Пересказать рассказ «Три Сына».
Началась война.
Проводила мать на войну трех сыновей – трех солдат.
Один сын бьет врага на земле. Другой сын бьет врага в небе. Третий сын бьет врагов море. Кончилась война. Вернулись к матери три сына – героя: летчик, танкист и моряк.
Вопросы:
- Сколько сыновей было у матери?
- Кого проводила мать на войну?
- Где бьет врага первый сын?
- Где бьет врага второй сын?
- Где бьет врага третий сын?
- Кто вернулся к матери, когда кончилась война.
Раскрасить солдата.
Звук и буква Ш
Выучить: звук Ш всегда твердый согласный, шипящий.
- Назови каждый звук в слове
Шкаф, шуба, кошка, шут.
- Замени первый звук в слое на звук Ш. записать.
Чашка – шашка
Мишка-
Фланг –
Дар-
Губы-
Гарик –
- Вы называете ряд слов и просите ребенка составить из них предложение. записать
Маша, магазин, ходить,в.
Машина, ехать, дорога, быстро.
Кошка, молоко, лакать.
Шура, школа, ходить, в.
Звуко – слоговой анализ слов. Записать схемы в тетрадь.
Шкаф, шуба, кошка, шут.
- Чтение предложений, нахождение предлога. Его подчеркнуть красным фломастером. Обязательно спросить ребенка, что прочитал.
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом.
- Найти второе, пятое предложение . Сделать их анализ см.звук и буква Л. Обязательно схема. не забывать правила грамматики. После анализа записать под диктовку.
Дикие животные
- . Игра «Придумай загадку о диком животном». « Скажи со словом 2,5»
Лиса – рыжая, хитрая, проворная, шустрая.2 волка, 5 волков
Волк – серый, злой, голодный, умный.
Медведь –
Кабан –
Лось –
Ёж –
Заяц –
Составьте вместе с ребёнком загадки и загадайте их друг другу. Попросите ребёнка загадать их родным и близким, тем самым вы развиваете память, логическое мышление и словарь признаков ребёнка.
- Игра «Семьи диких животных».
Назвать членов семей различных диких животных.
Образец: Лис – лиса – лисёнок.
Волк –
Медведь –
Кабан –
Лось –
Ёж –
Заяц –
Белка –
- «Подбор слов – антонимов»
у лисы длинный хвост , а у зайца –
У медведя толстые лапы- у лисы….,
Медведь крупный - , а белка ….,
У лося мощные ноги, а у белки.
Волк смелый, а заяц
. Белка быстрая – а ёж
. У лисы енота длинная шерсть, а у белки
. Лиса умная, а волк
. Белка весёлая, а заяц
ОТРАБОТАТЬ ВАЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. ДЕТИ ПЛОХО ЗНАЮТ!!!! Обращайте внимание, что какое окончание у вопроса, такое же окончание у прилагательного
Упражнение « ЧЬЯ, ЧЬЕ?».
родитель Ребенок:
Это дупло белки. Чье дупло? Беличье дупло.
Это уши зайца. Чьи уши? Заячьи уши.
Это голова овцы. Чья голова? Овечья голова.
Это уши кошки. Чьи уши? Кошачьи уши.
Это лапы щенка. Чьи лапы? Щенячьи лапы.
Это голова теленка. Чья голова? Телячья голова.
Это лапы вороны. Чьи лапы? Вороньи лапы.
Это рога барана. Чьи рога? Бараньи рога.
Это молоко коровы. Чье молоко? Коровье молоко.
У лисы (чей хвост? )лисий хвост, (Чья голова? лисья голова, чьё туловище? лисье туловище
У волка –
У Белки –
У Медведя –
У Зайца –
У Кабана –
Звуки К-Г
Заменить звук К на Г. Записать.
- Куст-густ
Кусты-
Калина-
Кол-
Клаша-
Икра-
Кости-
Колос-
Корка-
Кора-
- Подчеркнуть слова на звук Г двумя чертами, К- одной чертой.
Гараж, командир, огонь, гантели, квакать, картина, грузовик, горизонт.
- Разбить слова на слоги ( Ребенок сам разбивает слова хлопками, а вы черточками слова см. выше) Следить , чтобы правильно ребенок делил слова на слоги!!!!
- Звуко слоговой анализ слов КАРТИНА, БЕГЕМОТ.Схему.
- Составить и записать схему предложений с предлогами:
ПОД, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, ЗА (4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Дом и его части.
- Поиск соответствующего понятия «Дома бывают».
Для людей – жилой дом.
Для машин –
Для собак –
Для коней –
Для свиней -
- Поиск антонимов «Скажи – наоборот».
Высокий – низкий.
Далекий
Быстрый –
Громкий –
Широкий –
Толстый –
Красивый –
Большой –
Новый –
Белый –
- Развитие связной речи. Построение монолога. «Опиши свой дом». Ребенок составляет сам.
Образец: У меня дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна, и т.д. в доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балкон, окна и др. Я живу на пятом этаже.
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Окно – окошечко, окошко.
Рама –
Комната –
Стена –
Дверь –
Балкон –
Бревно
- Образование существительных множественного числа в именительном падеже и родительном падеже.
Пол – полы – полов.
Рама –
Комната –
Стена –
Этаж –
Подъезд –
Балкон –
Бревно –.
Окно –.
Форточка –
Лестница –
- Образование относительных прилагательных «Назови , какой?».
Дом из соломы – соломенный.
Из кирпича
Из камня
Из дерева –
- Выучить
Новый дом.
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте,
Я построил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Домик мой хотя и мал,
Но недолго пустовал:
Поселились в нем жильцы –
Голосистые скворцы.
Г. Ладонщиков.
- Нарисовать красиво, цветными карандашами свой дом.
Буква Я, Звуки А-Я
- Прочитай предложения. Расскажи , что ты прочитал.
- Найди в предложениях слова сначала с буквой Я, потом с буквой А. подчеркнуть их. Сделать звуковой анализ подчеркнутых слов в шестом предложении. Начертить схему 7-ого предложения. Сделать его анализ см. звук и буква Л.
Яша был мал. Мама звала Яшу. Вова мял траву. Саша взял брата. Мяч упал в яму. Гряды поливали часто. На палке висела тряпка. Няня достала мяч
Домашние животные.
- Игра «Кто где живет?»Записать
Назвать дома различных животных по образцу
Корова- коровий дом – коровник или хлев.
Собака -
Овца-
Коза-
Лошадь-
Кошка-
- Игра «Кто что ест?»
Рассказать о том, какую еду любят есть разные животные.
Образец: собака любит есть мясо, кости.
Кошка-
Корова-
Свинья-
Лошадь-
- Игра «Семья животных».
Назвать членов семей различных животных.
Образец- Корова- бык- теленок.
Свинья-
Овца-
Лошадь-
Коза-
Коза-
Собака-
- Игра « Кто какую пользу приносит?»Записать.
Рассказать о том, какую пользу приносят различные животные.
Образец: корова дает нам молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку, мясо – говядину, бычью кожу.
Собака-
Овца-
Лошадь-
Кошка-
- Образование притяжательных прилагательных. Чья, чьё
Чья голова? Бык – бычья, корова - теленок-
Чье туловище? Лошадь-
Собака-
Кошка-
Чей хвост? Осел- верблюд- овца-
- Игра «Наоборот»
Большой- маленький,
крупный –
узкий-
длинный-
толстый-
злой-
мягкий –
- Связная речь.
Составить по плану и выучить рассказ о домашнем животном.
План рассказа.
- Кто это? (дикое или домашнее животное)
- Почему? Где живет?
- Какие части тела есть у него?
- Чем питается? (травоядное или хищное).
- Как называют детенышей?
- Как животное подает голос?
- Какую пользу приносит?
Сначала пусть ребенок сам составит рассказ по плану, а вы, опираясь на написанный рассказ, помогаете ему.
Это собака – домашнее животное. Живет во дворе у хозяина в будке Оли в доме. У собаки небольшая голова, чуткие уши, вытянутая морда, зубастая пасть. Туловище продолговатое, покрытое жесткой шерстью. Хвост у собаки пушистый, колечком. У нее четыре тонкие лапки с мягкими подушечками и острыми когтями. Собака – хищное животное, любит грызть кости, ест мясо. У собаки щенки. Она лает : « Гав, гав!». Собака сторожит дом хозяина.
Звуки Ть-Дь, Буквы Т,Д
- «Наоборот»
Заменить звук дь на ть:
День- тень
Дина-
Дело-
Дима-
- Составить схемы слов
- Печатание предложения после анализа.
Сколько слов в предложении?
Какое первое слово?
Второе?
С какой буквы напишем предложение?
Как пишутся слова в предложении?
Что поставим в конце предложения?
Как пишутся имена, с какой буквы?
Назови предлог.
У Димы садик.
- Чтение предложений.
Вот садик. Тут дыни.
Скажи, что ты прочитал? .
Сколько здесь предложений? Все записывать
Назови первое, второе.
Назови второе слово первого предложения, первое слово второго предложения.
Животные жарких стран
- Работа над структурой слова.Отхлопать
- односложные: лев, тигр, клык, пасть, шерсть;
- двусложные: хобот, верблюд, жираф;
- трехсложные: крокодил, носорог, кенгуру, пантера, голова, челюсти.
- Словообразование, словоизменение:
Д/И. «Один – много». Записать
Обезьяна – обезьяны,
пантера –
слон
лев –
тигр –
Д/И. «Скажи ласково»
Слон – слоник,
обезьяна –
крокодил –
Д/И. «Придумай: какой?»
Лев (какой?) – коварный, хищный, храбрый;
Тигр (какой?) –
Обезьяна (какая?) –
Жирафы (какие?) –
.Д/И. «Кто у кого?» Записать
У тигра, тигрицы – тигрята.
У льва, львицы –
У верблюда, верблюдицы -
- Оформление фразы:
Д/И. «Кто, чем питается?»Записать
Обезьяна питается (чем?)
Жираф объедает (что?)
Крокодил питается (чем?)
Д/И. «Закончи предложение»
Слон хоботом берет (что?) …
Крокодил охотится (где?) …
Кенгуру носит своего детеныша ( в чем?)
Обезьяна любит лазать (где?) по
Д/И. «Сравни». Записать
Лев большой, а львенок
У жирафа шея длинная, а у зебры
Жираф пятнистый, а тигр
Носорог бегает, а кенгуру
3. Развитие речи.
- Составить по плану и выучить рассказ о животном южных стран. Помогаете, дополняете
Рассказ по плану:
- Кто это?(Домашнее или дикое животное).
- Почему? Где живет?
- Какие части тела у него есть?
- Чем питается? (Травоядное или хищное).
- Как называют детенышей?
- Какую пользу приносит?
Слон самое крупное животное на суши. Живет он е Африке и тропической Азии. Ноги у слона похожи на огромные колонны, необходимы для того, чтобы выдержать его огромный вес. Его бивни – это выросшие до неимоверных размеров зубы. Эти бивни используются для подрывания корней в поисках пищи, а также в качестве оружия, для защиты. Наиболее примечательной частью тела слона является хобот, это продолжение носа и верхней губы. Хобот служит слону рукой, носом и губами одновременно. Хобот сильный и гибкий. Кончик хобота заканчивается чем - то вроде пальца, который настолько чувствителен, что может поднять маленькую булавку. Слон травоядное животное. Детеныш его маленький забавный слоненок. По характеру слоны очень мягкие, добрые и довольно умные. Они легко поддаются дрессировке. В странах Африки, тропической Азии они служат человеку для перевозки грузов.
Звук и буква Ш
Ш – согласный, всегда тверды, глухой звук.
Какой звук поменял слово?Записать
Пример: Звуки ы,а
Мишка
Мышка
Машка
Мушка, мошка, кошка , кашка, Пашка, пышка,
пушка, душка, Дашка
- Сколько гласных спряталось в слове?
Каша, малыш, глупыш, мышка, шуба
- Звуко – слоговой анализ слов.записать схему этих слов. Записать словаПоказать ударный слог.например: мушка
УШИ, ШИШКА
- Ребенок читает рассказ, потом вам его пересказывает. Если не может весь рассказ пересказать сразу, то после каждого предложения спрашивать, что он прочитал.
У Томы два котика. Один котик Дымка. Другой котик Тимка. Они шалуны. Дымка сидит под домом. Тимка сидит за домом. А тома их ловит.
Вопросы:
- Как звали котиков?
- Кто сидит за домом?
- Кто сидит под домом?
- Посчитать сколько предложений в тесте?
- Найти 6 предложение. Сделать его анализ. Разбор см. в теме Звук и буква Л. Составить схему.
- Записать это предложение.
ЛЕС, деревья
- Игра «Назови лист».(образование относительных прилагательных):
Лист березы –березовый.
Лист клена – кленовый
Лист липы- липовый
Лист рябины - рябиновый
Лист осины –
Лист дуба –
- «Один – много». Формирование навыка словоизменения:. Записать
дерево- деревья, травинка-
соловей-, волк-
куст- змея-
муравей- оса-
ящерица –, крона-
лист- ствол-
ветка- сук-
стрекоза-
медвежонок-
- Выучить рассказ наизусть.
Лес.
В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные – ель, сосна, и есть лиственные – береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями – это крона. А еще у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. Есть в лесу и кусты, они ниже и тоньше деревьев. На земле много растений: травы, цветы, мох. Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. Лес- наше богатство. Берегите лес!
- Отгадайте загадки.
Высокий стройный, пирамидальный. (тополь).
Кудрявая, нарядная, белая. (береза).
Могучий, огромный, столетний. (дуб).
Густая, пушистая, вечнозеленая, колючая. (ель).
Плакучая, раскидистая. (ива).
- НАРИСОВАТЬ ЛЕС: деревья, грибы, животных.
Звук и буква Г.
Г – согласный, звонкий, твердый.
- Выделение звука Г на слух, подчеркнуть слова со звуком Г
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик.
- Разделить на слоги слова. ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНО. Покажите на написанных словах как разбил ребенок.: пример: ГОЛОС
- «Помоги буквам встать на место»Должно получится слово.
Г С И У (гуси) Г О Н В А (вагон)
Звуки Г-Гь.
Г – согласный, твердый, звонкий.
Гь – согласный, мягкий, звонкий.
- Отбор картинок на звук Г( подчеркнуть) и составить схемы выделенных слов.
Дорога, гном, гений, герой, гордость, погода., гигант
Составить предложение со словом книга. Сделать анализ этого предложения
Насекомые
Лексико – грамматические упражнения.
- «Подбери признаки» 6-8 записать
бабочка – красивая,……
- «Подбери действия» 6-8 записать
бабочка – летает,…….
- «Образуй признаки « (от предметов).
Пчела – пчелиный
Комар –
- «Образуй признаки» (от действий)
вредить – вредный
жужжать –
- «Подбери предметы к признакам»
пчелиный – улей, рой, мед.
Пчелиная – семья, пасека, матка.
Пчелиное – жужжание, семейство, молочко
- «Подбери родственные слова»:
муравей – муравьишка, муравьиная, муравейник, муравушка, муравьище, муравьед.
Загадки.
Зимой спит, летом звенит,
По садам летает, сладкую росу собирает.
( ЧЛПЕА). Записать правильно.
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик. (ЗА - КО - СТРЕ). Записать правильно.
В ярком платье модница – погулять охотница,
От цветка к цветку летает, утомится – отдыхает.
(БОЧ – БА – КА). Записать правильно.
Кто над нами вверх ногами (АУХМ).
Весь день ползу я по дорожке,
То выпущу, то спрячу рожки. (УИАЛТК).
Звук и буква Ю.
Звук Ю – гласный второго ряда, служит для смягчения предыдущего согласного.
- «Наоборот»
нос-нес лук-
ныть- тук-
мать- пилу-
- «Буквы рассыпались»
А, Л , Ю
И, Ю, Р, К, Б
З ,М, Ю, И
Назвать как можно больше слов со слогом ют.
- Составить предложение с любым словом. Подсчитать количество слов в предложении. Составить схему предложения. ( мама подписывает слова под схемой).
- «Эхо». Выделение ударного слога, ударного звука
клюква- клюю-ю
плюшка -
ключик -
выключатель -
плющ -
колючка –
Звуки У-Ю.
- «Хлопни в ладоши» на звук Ю. ( вы подчеркиваете).
в слогах: лю, лу, су, сю, рю, ру, зю, ду, дю
в словах: брюки, руки, лук, люк, суда, сюда, лужи, люди
- Звуковой анализ слов: лупа, Люда. Записать.
- Ребенок читает сам. Говорит, что прочитай Подсчитайте количество слов в предложении. Повторите правила написания предложения. Большая буква в именах. Проследите , пожалуйста.
Люся и Коля рисуют. Дуся и Яша играют.
Новый год
Диалог «Скоро Новый год» Пересказать
- Оля, ты любишь Новый год?
- Очень люблю. Наверное, это самый любимый праздник у всех.
- Вы дома встречаете Новый год?
- Каждый год встречаем дома.
- Ёлку дома ставите?
- Всегда ставим. Ёлку покупает папа.
- А кто наряжает ёлку?
- Мы с братом. Но помогают и папа и мама.
- Ёлочные игрушки красивые у вас?
- Есть очень красивые шары. Мы каждый год немного новых игрушек покупаем.
- Новогодние подарки вы дарите друг другу?
- Обязательно. Мы с братом маме, папе, бабушке, дедушке что-нибудь готовим, а мама и папа нам всем что-то дарят.
- А когда вы подарки получаете?
- Подарки мы находим утром под ёлкой. Дед мороз их принёс (будто).
- Как вы встречаете Новый год?
- Мы приглашаем на праздник бабушку с дедушкой. Мама готовит вкусные блюда: яблочный пирог, жарит курицу, рыбу, придумывает разные салаты. Папа делает вкусные коктейли.
- А что такое коктейли?
- Коктейль – это вкусный напиток из разных соков, мороженого, варенья. Я умею делать коктейль из молока, мороженого и варенья. Очень вкусный напиток.
- Кто накрывает на стол?
- Все вместе.
- Когда вы садитесь за стол?
- Очень поздно: в 11 часов, ведь встреча Нового года в 12 часов. В 12 часов мы поздравляем друг друга с Новым годом. Потом мы смотрим новогодние передачи по телевизору.
- Хорошо вы встречаете Новый год?
- Это наш любимый семейный праздник. Мы всегда ждём, готовимся к нему.
Звуки Т-Д, буквы Т,Д
- Выучить: Оба звука согласные, зубные, твердые.
Т- глухой, Д- звонкий
- Игра «Наоборот»Заменить звук Д на Т, Дь на Ть.
Дуб – туп
Дома-
Дима-
Душ-
Доля-
Док –
Дело-
Дам-
День-
Дочка –
Дачка-
Удочка –
- Различение Т-Д. Подчеркнуть слова со звуком Т – двумя чертами, Д – одной.
- Трамвай, тракторист, подарок, барабан, конструктор, барбарис, автомобиль, дорога, бандура, строительство.
- Разбить на слоги слова подчеркнутые.Записать количество слогов. Следить , чтобы ребенок разбил слово правильно, исправить, если не правильно!
- Подбор картинок к схемам. Соединить слова с схемами.
Схемы:
Слова: коты, тапки, осы, хобот, буквы.
- Составление предложений с предлогами Под, Над. делить на слова. Записать схему предложений. 2 предложения.
- Анализ предложения: Тома сидит. Сколько слов в предложении?. С какой буквы писать будем? Что ставится в конце?
- Записать его.
Звуки Д-Дь. Буква Д.
Д – согласный, твердый, звонкий.
Дь – согласный, мягкий, звонкий.
- Поймай звук» Д отметить синим кружком, Дь- зеленым
Вода, дерево, вата, топор, проводы, дело, думать, тропа, подарок, здание.
- Выделение ударного слога в словах:
Ходи, наряди, следи, награди. Выделять голосом ударный слог. Поставить черточку над ударным слогом.
- Составить предложение: Записать.
Самолет, лететь, над , лес –
Кошка , выглядывать , диван, из-под-
Составить и записать схему последнего предложения.
- Записать схемы слов: домик, дубок
- Записать слова в тетрадь
- Печатание предложений после анализа. Анализ см. в теме Т-Д.
У мамы два сына.(У отметить, что это предлог)
«Овощи»
Поговорить с ребенком, когда собирают урожай, где растут овощи, в чем их польза, что из них готовят и т.д.
- Образование относительных прилагательных. Записать
Пюре из картофеля – какое? Картофельное
Салат из свеклы-
Сок из моркови –
Пирог из капусты-
Салат из огурцов –
Суп из гороха –
Повидло из тыквы-
- «Подбери слово». Записать
Огурец какой? – 6-7 признаков – зеленый, овальный ….
Помидор какой?-
Морковь какая?-
- Развитие связной речи.
Составить рассказ по плану . Записать его.
- Что такое?
- Где растет? ( в огороде, на грядке, в земле , на земле на кустике.
- Какой на вкус?
- Какой по форме?
- На ощупь.
- Что можно приготовить?
- Какая польза.
Нарисовать любые овощи.
- Выучить стихотворение.
Щи- талочка
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки.
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок.
Да капустный корешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз- два- три, огонь зажжен,
Кочерыжка, выйди вон!
Звук и буква Э.
ГЛАСНЫЙ, поется, тянется, обозначается красным цветом.
- «Скажи наоборот»
пе-пэ, бе-бэ, ке-кэ, ме-мэ, ле-лэ, ге-гэ, хе-хэ, те-тэ
- «Звукоедик»
…хо, …лекровоз, ……скимо, …кскаватор, …тажи,
…кран,….кипаж, …дик,….тажерка, …лектроутюг.
«Раздели полоску»- разбить на слоги слова см . выше. Под каждым словом начертить полоску и разделить ее на столько частей, сколько в слове слогов.
- «Определи позицию звука в слове»
экран, Канапе, Мери, шоссе, Этажерка
- Анализ и синтез звукового ряда. Записать
1)Аэ, 2)иаэ, 3)уаиэ
Сколько всего звуков?, 1. 2 3
какой первый, 1. 2 3
второй, 1. 2 3
третий ? 1. 2 3
четвертый? 1. 2 3
Написать целую строчку буквы Э. АККУРАТНО !
На слух написать и потом прочитать: АЭ, ИАЭ, УАИЭ
От каждого звукового сочетания пропускать 3 клетки.
Звук и буква И
Гласный, поется, произносится голосом, губы растянуты в улыбку.
- «Найди слово»
Подчеркнуть слова со звуком И.
Иголка, зонт, индюк, кошка, игрушка, маки, бочка,
- «Где звук ?»
Определить позиции звука И см. выше.
- «Какой звук потерялся?» Записать. Повторить все слово.
….зюм, …голка, …грушка, ..ндюк, …риска, …гра, …скра, …мя, …ва.
- Звуковой анализ и синтез Зв. Сочетаний.
- АИ, 2)АУИ 3) ИУАИ
Сколько всего звуков? 1) 2) 3)
Какой первый звук? 1) 2) 3)
Второй? 1) 2) 3)
Третий? 1) 2) 3)
Четвертый? 1) 2) 3)
- Придумать слова на гласные звуки. (2-3)
А У И
Прописать красиво букву И всю строчку.
На слух написать, а затем прочить : АИ, АУИ
Осень
- Составь предложения (записать)
Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют, на, листья, деревья,
Земля, трава, на, увядает,
Улетают, юг, на птицы,
Мелкий, осень, моросит, дождь.
- Подобрать как можно больше признаков к слову осень Записать
Осень (какая?) золотая, …
- «Подбери предметы к признакам»,
осенний – день….
осенняя – погода…..
осеннее – небо….
Осенние – дожди
- Выучить стихотворение
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьям тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…,
Видно тоже в Африку улететь хотят
- Пересказать и выучить (дополнить предложения)
Прошло лето и наступила….. Дни стали… Подул… Стало… На деревьях….. На землю…. Моросит….. Увядает……. На юг…… Люди собирают…… Скоро наступит…..
ТЕМА «ПОСУДА»
Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение.
- «Где хранятся продукты?» Записать.
сахар в - сахарнице
сухари в-
соль в –
масло в-
перец в
соус в-
- «Из чего сделана посуда?»
Образование прилагательных от существительных.
Сковорода из чугуна – чугунная,
Чашка из фарфора –
Солонка из дерева
Хлебница из железа –
Стакан из стекла-
Бокал из хрусталя –
Ваза из керамики –
Стакан из пластмассы -
Кастрюля с эмалью –
Ложка из алюминия –
- Прочитайте ребенку загадки. Выучите с ним ту, которая больше ему понравиться. Нарисуйте отгадки.
Если я пуста бываю –
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта не пройду.
(Ложка)
Деревянная темница,
А в ней хлеб всегда храниться.
(Хлебница)
- Повторить с детьми значение и происхождение слов: мясорубка, холодильник, овощерезка, пылесос.
- Если можно на реальных предметах покажите ребенку, как они используются. Спросите у ребенка, что обозначает каждое слово. Ответ запишите.
Холодильник это –
Овощерезка это-
Мясорубка это-
Пылесос это-
- Составление рассказа описания по плану.
Игра «Писатель»
- Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).
- Из каких частей состоит?
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какого размера?
- Из какого материала изготовлена?
- В какое время суток используют?
Приклейте или нарисуйте, пожалуйста, картинку с изображением предмета, о котором рассказал ребенок.
Запишите рассказ.
Звуки С-Сь, буква С.
Сь – мягкий согласный звук, свистящий, глухой, обозначаем зеленым кружком.
- «Подарим слова Люсе(Звук Сь) и Соне(Звук С)».
Вы читаете слова, а ребенок думает, кому подарить слова.
Вы подчеркиваете: Сь – двумя чертами, С – одной.
Весь, кокос, гуси, сапоги, масленок, коси.
Разбить слова на слоги и записать количество слогов
«Где спрятался звук С, или Сь в словах?»см. выше.
Звуко – слоговой анализ слов(Устно) САМ, САМИ, САМА(Сколько слогов, какой первый слог, второй, какой первый звук, второй и т.д, сколько всего звуков, назови по порядку.)
Записать схему слов САМИ, САМА
- Буква С
Написать букву С. Выучить стихотворение:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок
- Прочитать слоги
АС ОС УС ЫС ИС
СА СО СУ СЫ СИ
- Восстановление слога. (дописать)
- Придумать слово на слог СЫ и запишите его под диктовку.
Звук З и буква З.
Выучить З - СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ, ЗВОНКИЙ
- Звуко – слоговой анализ слов, составление схем слов(схемы записать)
Зубы, козы, Зина
- Печатание буквы З тетради.
- Чтение слогов
АЗ, ОЗ, ЫЗ УЗ ИЗ
ЗА ЗО ЗЫ ЗУ ЗИ
- ПЕЧАТАНИЕ ПОД ДИКТОВКУ СЛОВ И ЧТЕНИЕ ИХ В ТЕТРАДИ: коза, козы, тазы, зонт, Зина. ВЫУЧИТЬ: Имена пишутся с большой буквы
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
- Какие бывают продукты»
Продукты питания (то из чего готовиться еда для нашего стола бывают нескольких видов)
Вспомни и назови, какие продукты питания ты знаешь?
Какие мясные продукты питания ты знаешь(Записать)
Какие рыбные продукты питания ты знаешь.
Какие хлебобулочные изделия ты знаешь?
Перечисли кондитерские изделия.
Какие растительные продукты ты знаешь?
Молочные продукты?
- «Откуда берутся продукты питания?»
Молоко, мясо, крупа, хлеб, яйцо, компот, (Объясни происхождение этих продуктов) Записать.
- «Магазин»
Скажи , как называется отдел магазина, если в нем продается:
Хлеб-хлебный отдел
Кондитерские изделия –
Мясо-
Рыба-
Колбаса-
Молоко-
Крупы и специи-
Фрукты и овощи-
- «Что можно приготовить из продуктов питания?»
Из рыбы – рыбные котлеты
Из мяса-
Курицы-
Хлеб-
Молоко-
Сахар-
Творог-
Яйца-
Звуки З-Зь. Буква З.
Звук З- твердый, согласный, звонкий звук, обозначаем синим кружком.
Зь – мягкий согласный звук, обозначаем зеленым кружком.
- Подарим слова Зине и Зое.
Слова со звуком З подчеркнуть двумя синими чертами, Зь – одной зеленой.
Арбузы, зима, зонт, корзина, паровозы, гнезда, зимовать.
- «Где спрятался звук?» (слова см. выше)
- Предлоги за, из-за. Составить предложения. записать.
Зина, беседка, цветы, посадить , за
Зонт, спина, за, спрятать, Лиза.
Зина, беседка, из-за , выходить.
Лиза, зонт, спина, из-за, вынуть.
- Звуко слоговой анализ слов Зима, Зонт(устно). Составление схем слов. Обязательно вычерчивать полоску слово, слоги и звуки.
- Записать и прочитать слова ЗИМА, ЗОНТ
Звуки С,Сь – З,Зь. Буквы С, З
С,Сь – согласные, глухие.
З,Зь – согласные звонкие.
- Слова разделены на слоги. Соединить слоги так, чтобы получились названия дом. животных, птиц, животных
СО ГУ ЛИК
КО БА
БАКА ОС СИ
- Прочитай слова:
С З
ИМА КО А
З С
- Письмо слов по следам звуко – слогового анализа. Записать схемы слов: ТАЗЫ, УСЫ, ТАКСИ
Профессии
Грамматический строй речи:
- Образование существительных множественного числа в именительном падежах : «Один – много»
Учитель – учителя – учителей,
Врач –
Продавец –
Пекарь –
Фотограф –
Портной –
Доярка –
Почтальон
Образование существительных женского рода «Назови по образцу» ( от 6 лет).
Он художник, а она – художница.
Он учитель, а она – ………
Он писатель , а она –……..
Он проводник, а она -…..
Он певец, а она - ………
Он переводчик, а она –
Лексический строй речи.
- Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»
Учитель – учит читать, писать, считать.
Пожарный - тушит пожар.
Строитель
Маляр –
Фотограф –
Повар -…
Портной -….
Парикмахер -….
Библиотекарь -…..
Врач -….
Писатель -….
Водитель -….
Тракторист -……..
Доярка -……..
Птичница -……..
- Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»
Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди.
Врачу – лекарство, белый , халат, градусник.
Художнику –
Учителю-…
Портному-…..
Маляру -….
Рыболову -…….
Продавцу -……
Садовнику -……..
Плотнику -……..
Доярке -……..
Трактористу-…….
- Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»
Кто носит багаж? (носильщик).
Кто сваривает трубы? (Сварщик).
Кто вставляет стекло? (Стекольщик).
Кто работает на кране?(Крановщик).
Кто укладывает кирпичи? ( Каменщик).
Кто точит ножи? ( Точильщик).
Кто чинит часы?(Часовщик).
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик).
Кто красит стены? (маляр).
Кто ухаживает за птицами?(Птичница).
Кто сочиняет музыку?(Композитор).
Кто играет на рояле? ( Пианист).
- Построение монолога «Опиши профессию по плану».
- Название профессии.
- Какие инструменты нужны для работы по этой профессии?
- Что делает человек этой профессии.
Звук и буква Л
Звук Л – согласный, звонкий, твердый.
- Определение позиции звука в слове в словах и определение слогового состава( по наличию гласных в словах)
Колосок, ласточка, пенал, лампа, вокзал, стул, клумба., молоко
- Звуко слоговой анализ слов : ВОЛК, ГАЛКА составление схем слов.
- Работа над предложением.
Мила мала. Мила пила молоко.
Разбор каждого по схеме.
- сколько слов в предложении?
- Назови первое, второе, третье.
- С какой буквы напишем предложение?
- Что такое Мила? С какой буквы напишем имя?
- Начерти схему предложения.
- Как пишутся слова в предложении?
- Вставь пропущенные буквы в предложение.
М.л. м . л. . (Мила мала)
М.л. п.л. м.л.к. (Мила пила молоко)
- Прочитай, что ты написал.
Галка.
У Гоги галка. Гога кормит галку.
- На, галка, корку.
- На , галка, крошки.
- Кто у Гоги?
- Что делает Гога?
- Что дает Гога галке?
- Назови первое предложение., третье, четвертое.
- Назови второе слово второго предложения.
Тема «Рыбы»
- «Подбери слово»
Подобрать глаголы к слову рыба (8-10).
- «Запомни и повтори»
ерш, сом, пескарь – речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь- морские рыбы.
Карп, карась, плотва – озерные рыбы.
Акула, мурена, щука – хищные рыбы.
- «Вопросы – ответы»
усвоение притяжательных прилагательных .
Слово рыба. Записать и выучить.
Чья голова? – рыбья голова.
Чьи жабры?
Чье туловище? –
Чья чешуя?-
Чей хвост?
Чье брюшко?
Чьи плавники?
Чьи икринки?-
Чьи кости?-
- «Рыба – великан»
пескарь – пескарище
окунь –
ерш –
акула –
карась –
рыба-
- «Рыболов» согласование числительного с сущ..
от 1 до 5
Сколько рыб поймал рыболов?
2 (щука), 5(окунь), 3(карась), 4 (пескарь)
- Развитие связной речи. Составление рассказа – описания «Щука»
По плану.
- Кто это?
- Какая рыба?
Хищник или нет?
- Чем питается?
- Что у нее есть?
- Чем покрыто тело?
- Что можно приготовить из нее?
На вопросы отвечать полными предложениями, объединяя их в рассказ. Записать его.
- Нарисовать карандашами щуку. Красиво.
Сад-огород
- «Где растет?»
Составить предложения и записать.
Помидор растет в огороде, а слива в саду на сливе.
Лимон-огурец
Тыква – абрикос
Баклажан – яблоко
- «Что приготовим?»Записать.
сок, варенье, салат, кашу
огурец- огуречный салат
яблоко (сок, варенье) –
арбуз (сок)-
слива(сок, варенье)-
лимон-
вишня-
горох-
картофель-
персик-
морковь-
- Развитие связной речи.
Сравнить и записать рассказ»Огурец-персик»
- Что это?
- Где растут?
- По форме, цвету каждый.
- Что у каждого внутри.
- Их польза.
Нарисуй такой же. Разукрасить.
Звуки Т-Ть, буква Т.
Т- твердый согласный, глухой, зубной.
Ть- мягкий согласный, , глухой, зубной.
- «Твердый – мягкий».
Если в слове слышиться звук Т –над словом пишите синий кружок, Ть-зеленый кружок:
Телефон- матрос, тигр-кит, хобот- мостик, мать – туфли
- «Где спрятался звук в словах?»(см. выше)
- «Придумай предложения со словами: тигр, кит
- «Разбей слова на слоги» (см. выше) Разделить полоску на столько частей, сколько слогов в слове.
- Анализ слогов ИТ, УТ, АТ
- Написать букву Т в тетради(следить за строчкой)
- Написать слоги в тетради по одному разу. Высота буквы 2 клетки, расстояние между слогами 3 клетками.
Правильность написания отработайте вместе с детьми !
Г Р А Ф И Ч Е С К И Й Д И К Т А Н Т.
Отработайте вместе с детьми! Сначала на отдельном листке, а потом выполняйте в тетради.
Сделайте чертеж по следующему описанию.
3 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо.
Тема : «Семья».
- Игра «Мои родные.
Назвать не менее 10 качеств, характеризующих каждого из членов семьи.
Мама – красивая, добрая, внимательная, нежная, радостная……
Папа- большой,
Бабушка – старенькая,
Дедушка – седой,
Семья – большая,
Игра «Назови ласково»
Мама
Бабушка –
Папа-
- Сделать визитку. Сложить лист пополам и ребенок сам заполняет, вы помогаете. (печатает).
Имя, фамилия, возраст.(указать месяц, год, место рождения)
Адрес.
ФИО мамы, папы
Ребенок сам пишет.
Составить рассказ на тему «Моя семья» и выучить его наизусть.
План рассказа:
- Сколько человек в семье?
- Как зовут каждого члена семьи и чем они занимаются?
- По какому адресу проживает семья?
образец: В нашей семье 4 человека: мама, папа, сестра и я. Мой папа – Петров Виктор Петрович. Он работает на заводе монтажником.
Моя мама – Петрова Марина Васильевна. Она домохозяйка. Моей сестре 11 лет. Она учится в 6 классе. Меня зовут Лена. Мне 5 лет. Я хожу в детский сад в старшую группу. Я занимаюсь в театральной студии. Наша семья дружная.
- Нарисовать свою семью.
- Дидактическая игра «Составь предложение»
Мама, это, моей, плащ.
Краски, я,сестры, рассыпал.
Море, к, приехала, семья.
На, портфель, брата, стуле.
Бабушка, интересную,нам, сказку, читает.
Бабушка, выгладила, халат, мама.
Сестры, смазал, лыжи, отец.
Звуки Р-Рь
Придумать слова на слог Ра или со слогом Ра: Придумать слова на слог Ру:
Придумать слова на слог Ри:
- Составить предложение с заданными словами
Рыба, море,в, плавать.
Шарф, подарить, красивый, Рита,
Пирог, бабушка, приготовить, ароматный.
Зоопарк, полосатая, ребята, в зебра, видеть.
Огурец, на, горький, грядка, вырос
- Что такое в, на? ( предлоги.).
Составить схемы предложений 1,4,5.
Буква Р.
- «Слово рассыпалось» по карточкам составить слово.
- Из букв составить одного слова составить новые слова
КАРТОШКА (шок, корт…)
- Печатание предложений . перед этим сделать их анализ, составить схему предложения. Звуковой анализ каждого слова (схема), а потом печатать само предложение
В пруду рак. В саду растут розы. Рома моет руки. Наша кошка Мурка играла на полу.
- Ребенок читает сам рассказ.
Под дубами.
У Бори баранка в руках. У Бори Барбос в ногах. Разломил Борис баранку пополам.
- На, Барбос, половину.
Вопросы:
- Кто устал?
- Кто отдыхал под дубами?
Найти 3 – е предложение. Подчеркнуть его. Сделать анализ. Записать под диктовку. Правила грамматики соблюдать!
Звуки Р-Л. Буквы Р,Л.
Вставить букву Р, или Л.
Кук.а, гита.а, тиг., к.ы.о, ша.ф, иг.а, а.бузы, по.ка
Транспорт
Назвать:
- наземный транспорт:
- водный:
- воздушный:
- специальный:
- пассажирский:
- Д/и «Один – много»
Автобус – автобусы – автобусов
Поезд –
Троллейбус –
Лодка-
Электричка –
Корабль-
- Составь предложение
Машина, ехать, дорога.
Самолет, небо, летит, высоко.
Большой, волны, корабль, плывет.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
- Придумай новые слова.
Ехать – переехать, доехать, выехать, заехать, объехать, наехать.
Плыть –
Бежать –
- Оставь рассказ по плану:
- Как называется это транспортное средство
- из каких частей оно состоит.
- Чем приводится в движение.
- где движется этот транспорт.
- Для чего используется, что перевозит.
- Кто управляет этим видом транспорта.
- Нарисовать любой вид транспорта
Звуки Ж-Ш. Буквы Ж,Ш
- Подчеркнуть слова со звуком Ж – одной чертой, со звуком Ш – двумя чертами
Лягушка, жираф, машина, кувшин, медвежонок, катушка, журнал, ежик
- «Наоборот» Заменить звук Ш на Ж.
уши – ужи шаль-
шил – Саша -
луша – шалость -
шутка- машет –
- Письмо. Закрепление правописания жи, ши.
Ребенок читает, объясняет какую букву надо написать, потом записывает:
Маш.на, ш.на, нож., Ош.бка
- Напечать предложения. Сделать устно предварительный анализ. См. звук и буква Л.
Женя моет уши. Маша вяжет жакет. Мыши живут в саду.
Составить схему третьего предложения. Сделать звуковой анализ каждого слова. ( делить слова на слоги, звуки ).
Фрукты
- «4-ый лишний» Почему? (ответ записать)»
Лишнее зачеркнуть:
Помидор, банан, яблоко, груша
Тыква, репа, персик, баклажан
- «Магазин» записать
Закрепление относительных прилагательных .
Сок из груши – грушевый
Варенье из персиков –
Компот из вишни –
Повидло из слив –
Сок из абрикосов –
- Составление рассказа по вопросам. Заучить его и записать.
Рассмотреть любой фрукт.
- Что это ?
- Где растет? На каком дереве?
- Какой он по форме, цвету, на ощупь, на вкус.
- Чем покрыт?
- Что у него внутри?
- Какую пользу приносит, какой сок или варенье можно приготовить?
Выучить наизусть стихотворение.
Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Нарисовать красивые фрукты.
Буквы и звуки П, Пь.
- Повторить , что звуки П, Пь – согласные звуки, губные.
- П- твердый согласный, обозначается синим кружком.
Пь- мягкий согласный, обозначается зеленым кружком.
- Игра «Наоборот» на различение П-Пь
Па-па-па- пя-пя-пя топ-топ-топ-
По-по-по- пе –пе-пе
Пу-пу-пу-
Ап-ап-ап-
Оп-оп-оп-
Уп-уп-уп-
- Найди слова со звуками П, Пь
Если в слове слышится звук Пь над ним ребенок пишет зеленый кружок, если П- синий кружок:
Пять, петух, полковник, лопух, пеликан, подкова
Звуковой анализ слогов АП, УП, ИП
Написать букву П
Слоги АП, УП, ИП( расстояние между слогами 3 клетки)
Звук и буква Э.
ГЛАСНЫЙ, поется, тянется, обозначается красным цветом.
- «Звукоедик»
…хо, …лекровоз, ……скимо, …кскаватор, …тажи,
…кран,….кипаж, …дик,….тажерка, …лектроутюг.
«Раздели полоску»- разбить на слоги слова см . выше. Под каждым словом начертить полоску и разделить ее на столько частей, сколько в слове слогов.
- «Определи позицию звука в слове»
экран, Канапе, Мери, шоссе, Этажерка
- Анализ и синтез звукового ряда. Записать
1)Аэ, 2)иаэ, 3)уаиэ
Сколько всего звуков?, 1. 2 3
какой первый, 1. 2 3
второй, 1. 2 3
третий ? 1. 2 3
четвертый? 1. 2 3
Написать целую строчку буквы Э. АККУРАТНО !
На слух написать и потом прочитать: АЭ, ИАЭ, УАИЭ
От каждого звукового сочетания пропускать 3 клетки.
Тема: Хлеб
- Образование простых причастий.
Убирать – убранный
Печь
Выращивать
Косить –
Резать –
- Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом «нет»»
Подсолнечник – нет подсолнечника
Рожь.
Зерно –
Пшеница –.
Колос –
Овес –
Колосья –.
Ячмень
Сеялка –
Кукуруза –
Комбайн –
Гречиха –
Каравай –
Просо –
Лен –
Образование существительных в родительном падеже «Посчитай от двух до десяти парами и обратно»
Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен -, десять зерен восемь зерен шесть зерен, четыре зерна, два зерна,
То же словами : подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, сухарь.
- Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»
Хлеб – хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод.
Булка – булочка, булочная.
Колос – колосок, колосья, колоситься.
- Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»
Поле с рожью – ржаное
Поле с пшеницей –
Поле с овсом –
Поле с ячменем –
Поле с кукурузой =
Поле с гречихой
Поле с просом –
Масло из льна –
Масло из подсолнечника –
Масло из кукурузы –
Хлеб из ржи –
Хлеб из пшеницы –
Каша из пшена –
Каша из овса –
Каша из ячменя –
Кукурузы –
Каша из гречки –
- Составление рассказа описания «Батон». Заучить. Ребенок сам пробует рассказать. Текст дан как образец.
Батон – это хлебопродукт. Его выпекают на хлебозаводе из муки. Муку получают из пшеницы. Пшеницу выращивают на полях хлеборобы. Батон – это белый хлеб. У него есть мякиш и корочка. Он аппетитный, вкусный, полезный. Его хранят в хлебнице.
Звуки Ж-З
- Сравнить звуки Ж,З по артикуляции, произношению
- Придумать слова на эти звуки. Определить слоговой состав этих слов.
- Придумать слова на слоги. Назвать ударный слог.
ЗА, ЖА, ЗЫ, ЖИ
- Составить предложения с этими словами. Подсчитать количество слов в предложении.
- Прочитать. Пересказать, что прочитал.
Про жука и осу.
Оса ужалила жука. Жука ужасно жалко. Болит животик у жука. У нас он просит капли.
. Найти третье предложение и составить его схему. Сделать звуковой анализ животик, ужалила. Записать текст под диктовку, проговаривая каждое слово. Делать анализ каждого предложения, а потом только записывать его.
«Части тела»
- «Право – лево».
Выполнить следующие действия.
Подними вверх правую руку.
Подними вверх левую руку.
Дотронься правой рукой до носа.
Дотронься левой рукой до носа.
Покажи правой рукой правое ухо.
Покажи левой рукой левое ухо.
Покажи правой рукой левое ухо.
Покажи левой рукой правое ухо.
- «Ладошки».
Обвести карандашом сначала одну ладошку, потом другую. На получившихся рисунках в центре правой ладошки поставить красный кружок, в центре левой – синий. Сказать , как называется каждый пальчик на рисунке.
- «Что я чувствую?» Записать
Подумать и ответить, для чего человеку нужны эти органы.
Образец: пальцы. С помощью пальцев можем почувствовать , какой предмет на ощупь.. (язык, нос, язык, ухо).
Отгадать загадки, 1-2 выучить.
- всегда во рту , а не проглотишь. (язык).
- Два братца через дорогу живут,
А никогда не видятся.
- Красные двери в пещере моей.
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (губы, зубы).
- Не сеют, не сажают,
Сами вырастают. (волосы)
- «Наоборот».
Послушай рассказ, добавь пропущенные слова.
« В одном городке жили два человека. И были они совсем не похожи друг на друга. Один высокого роста, другой наоборот, низкого. Один умный, другой - …….., один был добрый, другой - …………, один был смелый, другой был …………, один был трудолюбивый, другой -……….одного звали Хороший, другого -…… . Однажды они встретились и подружились, и плохому очень захотелось стать похожим на……….. . тогда он решил измениться. Он был глупым, а стал…………., был злым, стал………, был трусливым, стал……, был ленивым, а стал……….. . Вот только вырасти ему не удалось».
Назови 10 хороших качеств.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Пересказать .
«Про нос и язык» Е. Пермяк.
У Кати было два уха, два глаза, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
- Скажи, бабушка – просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
- А потому , милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше делала, больше видела, больше слышала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Звук и буква С.
С – согласный, твердый звук , свистящий, обозначаем синим кружком.
- Правило! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Звуко-слоговой анализ слов.(устно).
1)СОМ, 2)КОСЫ
- Сколько в слове слогов?
- Назови первый слог?
-Второй.
- Какой первый звук в слове?, Второй, третий, четвертый?
- Сколько всего?
- Сколько гласных звуков? Значит слогов будет……..
ЗАПИСАТЬ СХЕМУ СЛОВ.
Пример: Каждое слово обозначается чертой, под чертой количество слогов, под каждым слогом обозначаются звуки кружками. Например:САНИ : __________
____ ____
Аналогично делается схема слов СОМ, КОСЫ.
- Составь предложение из слов. Записать.
Соня, купить , сок.
Соня, катать, коляска.
- «Где спрятался звук?»
Определение позиции звука в слове.(в начале, середине, в конце слова)
Сок, насос, мысок, пояс.
НАПИСАТЬ , БУКВУ С, СЛОВА НА СЛУХ: СОМ, КОСЫ
Прочитай слоги, слова:
СА, СО, СУ, СЫ,
АС, ОС, УС, ЫС
СОК, О-СЫ, КО-СЫ, СУП, СУ-ХО.
СО-БА-КА ПОД-НОС
Зимующие птицы
- «Назови ласково». Записать.
черное перо-черненькое перо,
серая спина –
пестрые крылья-
белая шея-
красная грудь-
милые глаза-
острые когти-
шустрые лапы-
острые когти-
- «Составь предложение» Записать.
птица – гнездо-кормушка. Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать зернышки.
Птичка-бабочка-птенцы
Птенчик-мальчик-гнездо.
- Выучит стихотворение:
Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
досточку еловую,
вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Прилетели птицы в сад,
Посидят, поговорят,
Им бояться нечего:
Пусть мороз трещит сердито –
Их столовая открыта
От утра до вечера.
А.Чепуров.
- Нарисовать птичку или приклеить картинки с зимующими птицами.
Звук Ы, буква Ы.Звуки Ы-И
Ы – гласный звук, обозначается красным кружком.
- Где спрятался звук Ы в словах?
Дым, лифты, лыко, головы.
- Прописать букву Ы.Закрасить букву Ы и сказать какой звук она обозначает.
- Звуковой анализ, слогов ЫП, ПЫ, ХЫ, слова ПЫХ., КИТ. (устно)
- Записать под диктовку слоги и слово.
- Написать схему слогов и слова. Обозначить кружками.
- «Замени звук в слове».
Заменить звук Ы на И. Записать.
Быть – бить
Выть
Ныть-
Завыть
Пылить-
Заныть-
Полы-
«Гласные буквы». Обобщение.
«Какой гласный звук спрятался в словах?»Записать.
- Ком, суп, тир, слон, бык, шеф, мэр
- Ноты, маки, дыни, клетки,
- Прочти и вставь нужную букву.
К..М, М…К, Т…К, П….Х, СТ….Л
Тема: Зима.
- Какая? Подбор однородных определений к слову ЗИМА.Записать.10 слов
Зима – холодная, ….
Снег –
- «Придумай слово». Образование родственных слов к слову:
СНЕГ- снежок, снежинка, снегопад…..
- «Что делает?». Подбор однородных сказуемых к слову снег:
Снег- идет, кружится
- «Чего не бывает?». Усвоение категории родительного падежа. Записать.
Зимой не бывает- жары, листьев….
- «Закончи предложение»
Ребенок заканчивает предложение, а затем повторяет его полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью…….
Зимой бывает снег, а летом….
Зимой снег падает, а весной….
Зимой катаются на санках, а летом….
Зимой лес спит, а весной……
Зимой катаются на коньках, а летом….
Зимой бывает холодно, а летом…
Зимой деревья белые, а осенью…..
Зимой растут сугробы, а летом растут…
Зимой лепят снеговика, а летом…..
Зимой насекомые прячутся, а весной…….
- Развитие связной речи. Пересказ по вопросам.
Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели , лед. Эти подарки нужны людям для того, что кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это зимние забавы. Мы очень любим зиму.
Вопросы:
Кто пришел к нам в гости?
Какое время года было до этого?
Чем земля накрыла землю?
Что делает метель( вьюга, ветер, мороз)?
Какие подарки принесла нам зима?
Для чего людям нужны эти подарки?
Что такое зимние забавы?
- Нарисовать картину о зиме.
- Выучить стихотворение
Ветхая избушка. АА. Блок.
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка – старушка
Из окна глядит.
Внукам- шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом……
Звуки Б, Бь- П,Пь. Буква Б
Б- согласный, твердый, звонкий.
Бь – согласный, мягкий, звонкий.
П- согласный, твердый, глухой.
Пь- согласный, мягкий, глухой
- Заменить звук П на Б в словах:
Почка- бочка
Пар-
Пот-
Пой-
Папа-
Пашня
Пас-
Правый-
- «Какой первый звук в словах?»Записать
бегемот, первый, пила, бизон, правый, балка, бой, первый, Петя,
пила.
- Составить предложения со словами:
Баба, вязать, носки.
Дрова, папа, рубить.
Буква Б
- Прописать букву Б.
- Прочитать слоги:
БА БО БУ БЫ БИ БЭ
- Звуко – слоговой анализ слов СУПЫ, ДУБОК, ЗУБИК, СУПИК Схемы этих слов записать.
- Чтение слов с пропущенной буквой П, Б
. ЛИТА, . АНТ, .ЕТУХ, . УКВЫ, . ЕНЬ, . УМАГА, . АУК, . ЕЛИКАН, . АТОН, .У.ЛИКИ.
- Записать под диктовку выделенные слова.
- Закончит предложение: Сколько в слове гласных, столько и ………………
- Разделить на слоги слова, выделяя гласные звуки. Проверить хлопками.
Звуки В,Вь.
В- согласный, твердый, звонкий.
Вь – согласный, мягкий, звонкий.
- «Камень- вата»
если в слове слышится мягкий звук Вь – над словом пишем зел . кружок, В- синий.
Вилка, варежки, веник, волк, вьюга, ведро, витрина, варенье.
- Подсчитать количество слов в предложении и составить записать схему предложения. Записать.
Дует сильный ветер.
Мы сели на ковер.
Конфеты продают в магазине.
Предложение состоит из слов. Слова дружат между собой.
Предлог, это маленькое слово, которое соединяет слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Формирование лексико-грамматических категорий...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Приложение к программе учителя-логопеда....
Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование числительных с существительными».
Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование чис...
Подгрупповая непрерывно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в группе старшего дошкольного возраста
Подгрупповая логопедическая НОД по формированию ЛГК и связной речи в группе старшего доршкольного возраста. Тема "Дикие животные весной"...
План занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (старшая группа)
Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (старшая группа)...
План занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (подготовительная группа)
Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (в подготовительной группе)...