Подгрупповая непрерывно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в группе старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Подгрупповая логопедическая НОД по формированию ЛГК и связной речи в группе старшего доршкольного возраста. Тема "Дикие животные весной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Искорка»
Подгрупповая непрерывно-образовательная деятельность
по формированию лексико-грамматических категорий
и связной речи
в группе старшего дошкольного возраста
(от 5 до 6 лет)
Тема: Дикие животные весной.
Выполнила:
учитель-логопед Кортусова Марина Петровна
г. Сургут, 2019г.
Тема: Дикие животные весной.
Цель: Систематизировать представления детей о диких животных.
Задачи:
Коррекционно–образовательные: Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные весной». Закрепление в речи понятия дикие животные. Учить понимать и давать толкование значений фразеологизмов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами – онок, - енок, ат, -ят; согласование существительного с числительным).
Коррекционно–развивающие: Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики. Развитие связной речи, мышления.
Коррекционно – воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание заботливого отношения к диким животным.
Время – 25 минут.
Оборудование: Предметные картинки с изображением диких животных; картинки с изображением животного и его детенышей; мяч; магнитная доска; разрезные картинки
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал (Белка)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы - другого цвета (Заяц)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны (Медведь)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами (Еж)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (Волк)
2. Сообщение темы.
-Белка, заяц, медведь, волк – кто это? (Это дикие животные) Каких еще диких животных вы знаете? (Бобр, лиса, лось) Где они живут? (Они живут в лесу) Верно. Сегодня мы будем говорить о диких животных.
3. Основная часть
А) Беседа по теме.
Дикие животные живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей. Почти у всех диких животных детеныши появляются весной. Весной они линяют, меняют зимнюю густую и теплую шубу на летнюю легкую шубу. Вспомните, какую шубку носит заяц зимой и на какую шубу он меняет ее летом. (Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет ее на серую)
Б) Д/И «Подбирай, называй, запоминай». (Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные весной»)
Белка (Какая?) | Шустрая, маленькая, рыжая, ловкая, трудолюбивая и т. д. |
Медведь (Какой?) | Большой, бурый, косолапый, огромный, сильный, мощный, неуклюжий и т. д. |
Лиса (Какая?) | Хитрая, рыжая, ловкая, быстрая |
Волк (Какой?) | Серый, быстрый, злой и т. д. |
Еж (Какой?) | Маленький, колючий, быстрый, серый и т.д. |
Заяц (Какой?) | Маленький¸ длинноухий, быстрый, серый, трусливый и т. д. |
В) Д/И "Крылатые слова" (Учить понимать и давать толкование значений фразеологизмов)
- Послушайте, ребята, выражение «Вертится как белка в колесе». Как вы понимаете это выражение? О ком можно так сказать? (Так можно сказать о трудолюбивом человеке, о том, у кого много дел и забот, требующие много сил)
Как вы понимаете выражение «Медведь на ухо наступил?» О ком так говорят? (Так говорят про того, кто лишен музыкального слуха)
Что означает выражение «Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит?» (Сытость свободы не заменит)
Г) Игра с мячом «Семья животного» (Совершенствование грамматического строя речи (Образование существительных с суффиксами – онок, - енок, ат, -ят))
- Я буду называть дикое животное и кидать вам мяч, тот кому я кинула мяч называет его семью (папа, мама и детенышей) и кидает мне мяч обратно.
Лиса, лис, лисята; медведица, медведь, медвежата; волчица, волк, волчата, бобриха, бобр, бобрята и т. д.
Д) Игра «Сосчитай, сколько?» (Совершенствование элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти. Совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с числительными)
Логопед раздает детям картинки с изображением животного и его детенышей. Предлагает каждому ребенку по очереди посчитать детенышей лесного зверя.
Е) Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» (Развитие мелкой моторики) Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Удары ладонями и кулачками поочередно
Ж) Игра «Где живет?» (Уточнение и расширение словаря по теме)
Логопед просит детей назвать жилище животных и соединить изображенного на листе зверя с его домом (Работа на магнитной доске)
З) Разрезные картинки с изображением диких животных (Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики)
Педагог предлагает детям выбрать конверт с разрезными картинками. Просит их собрать разрезную картинку.
- Итог образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...
Календарный план проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ТНР на 2016- 2017 учебный год
В календарном плане непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР указаны...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей логопедической группе. Тема: Ранняя весна
Тема: Ранняя весна...
Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...
Конспект НОД "Азбука безопасности" по формированию лексико -грамматического строя и связной речи в старшей группе с ТНР
Конспект предназначен педагогам для закрепления знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях, об умении предотвращать опасные ситуации при помощи этих полученных знаний....