Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ц»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шерстнёва Екатерина Юрьевна

Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ц»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon bukva_ts.pdf1.12 МБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material.doc61.5 КБ
Файл plan-konspekt_zvuk_i_bukva_ts.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

4318.gif



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гномики»

Тема: «Звук и буква Ц»

Подготовила воспитатель:

Шерстнёва Екатерина Юрьевна

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль

2017

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики». Тема НОД: «Звук и буква Ц»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Познакомить детей со звуком [Ц] и буквой Ц.

Задачи области «Речевое развитие»:

- Познакомить со звуком [Ц] и буквой Ц, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква»; 

- Совершенствовать умения: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове;

- Продолжать формировать умение детей называть слова с заданными звуками.

-Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука.

- Закреплять образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

- Уточнять и расширять лексический запас;

Задачи области «Познавательное развитие»:

- Продолжить работу по развитию воображения, памяти, логического мышления;

- узнавать и называть изученные звуки и буквы.

Задачи области «Социально-коммуникативное развитие»:

- Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;

- Воспитывать любовь к родному языку.

Задачи области «Физическое развитие»:

- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

Задачи области «Художественно-эстетическое развитие»:

- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий;

Тип НОД: занятие-путешествие

Вид НОД: развитие речи

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, игры на развитие слухового внимания,

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Материал: пособие «Лучики солнца», мольберт, зеркала; образец буквы Ц; цветные карандаши (синие, красные, зеленые); раздаточный материал буква «Ц»; презентация «Зрительная гимнастика», «Буква Ц».

Методы и приёмы. 

- Словесный (поисковые вопросы, рассказ)

- Наглядный (демонстрация, иллюстрация)

- Игровой

- Практический (упражнения).

Структура и ход занятия.

  1. Вступительная часть.

Давайте, друзья

Улыбаться всегда.

В стране «Новых знаний»

Улыбка нужна.

Страна «Новых знаний»

Чудесных открытий

Желает всем вам.  

Воспитатель: ребята, а вы хотите побывать в стране «Новых знаний»? (да)

Тогда, я предлагаю вам совершить туда экскурсию и познакомиться с ее жителями (звучит тихая музыка; дети вербально переносятся в страну Знаний).

Воспитатель: ребята, посмотрите, мы с вами оказались на одной из улиц страны Знаний. Интересно, кто живет на этой улице? Для начала, отгадайте загадку:

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (цыпленок)

Воспитатель: правильно, это цыплёнок. (Слайд1)

Воспитатель: сегодня я вам хочу рассказать сказку.

В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце, и покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. И вот он вылез из скорлупки.

И что сказал цыпленок, как вы думаете?

 (Цып-цып-цып)

- Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился: «Ац - оц - уц!»

(Дети повторяют с той же интонацией и мимикой).

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци-ци-ци» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, как вы думаете, кто же живет на этой улице? - (звуки и буквы)

Воспитатель: правильно ребята. А давайте пригласим цыплёнка вместе с нами пройти по улице букв и звуков, и узнаем какие еще звуки живут на этой улице. Попробуйте сейчас сами догадаться.

  1. Актуализация опорных знаний

2.1. Упражнение «Лучики солнца»

Воспитатель: мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? (солнышко и лучики). Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? (буквы). Правильно, буквы, которые вы уже знаете. Ребята, а чем буква отличается от звука? (букву видим и пишем, звук слышим и произносим). 

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть, и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает, как - бы преграда, и живут согласные звуки в синем домике.

- У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы! А теперь задание: постарайтесь разместить лучики по домикам.  (дети за столами самостоятельно выполняют работу).

- А у доски разместят буквы Василиса и Саша (два ребенка работают у доски). Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы, которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик? – ответы детей

Воспитатель индивидуально спрашивает у детей, какие буквы разместили в красный, синий дом, почему?

Воспитатель задает детям по ходу выполнения задания вопросы: объясни, почему ты разместил эти буквы в красный дом, в синий дом?

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по улице звуков.

3. Формирование представлений о звуке.

3.1. Отгадывание загадок

Воспитатель: вы любите загадки? Я хочу вам загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим на этой улице.

По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.

Итак, первая загадка:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)(Слайд2)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры) (Слайд3)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы) (Слайд4)

     

 У детей к нему огромный интерес

  Сюда всегда открыты двери,
              Здесь выступают даже звери. 

(Цирк) (Слайд5)

После каждой отгадки сначала воспитатель, а затем дети произносят слово, выделяя первый звук.

3.2. Выделение звука

         Воспитатель: ребята, а теперь давайте, еще раз произнесём слова отгадки, выделяя первый звук. (Слайд 6 – дети по очереди называют слова)

         Воспитатель: вы догадались, о каком звуке сегодня будет идти речь? (со звуком «Ц»)

         Воспитатель: правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками «Ц».

3.3. Учимся произносить звук.

Воспитатель: «ц» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (Губы, язык и зубы)

Воспитатель: возьмите в руки зеркало и произнесите звук «Ц»

- Что делают губы? (Улыбаются)

- А зубы видны? (Зубы видны)

- Что делает кончик языка? (упирается в верхние зубы)

3.4. Характеристика звука

Воспитатель: отложите зеркало. Звук «Ц» - гласный или согласный? Почему? («Ц» – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)

Воспитатель: ребята, я вам открою секрет, звук «Ц» -  всегда твёрдый.

А сейчас, определите, пожалуйста, звук «Ц» -  звонкий или глухой? (глухой)

 Воспитатель: итак, звук «Ц» - согласный, твёрдый, глухой.

3.5. Упражнения в выделении звука «ц» из потока речи

Игра «Внимательные ушки»

Воспитатель: давайте поиграем в игру: «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук «Ц» в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове. – (воспитатель произносит слово, выделяя в нем звук «Ц» 

Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры.

3.6. Фонетическая зарядка со звуком ц: Подбор слов со звуком «Ц».

Воспитатель: а теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.

Воспитатель: молодцы!

4. Физкультминутка. (Слайд7)

Цапля.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)

5. Формирование представления о букве Ц

5.1. Знакомство с буквой Ц.

Воспитатель: посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука. Каждый звук на этой улице в стране «Знаний» живёт в своём доме. Как вы думаете, в каком домике живет звук «Ц»? (в букве «Ц») (Слайд8)

Воспитатель: правильно, в букве «Ц» (Слайд 9)

Воспитатель: ребята, а на что похожа буква «Ц»? (ответы детей) (Слайд 10)

Воспитатель: посмотрите (показываю букву):

Вот какая буква «Ц»-

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

5.2. Написание буквы в воздухе Ц. (Слайд11)

Воспитатель: давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву «Ц» в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. (Дети за воспитателем повторяют).

- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.                                                

5.3. Написание буквы «Ц» на столе.

Воспитатель: а теперь также, давайте напишем букву «Ц» на столе.

6. Зрительная гимнастика.

Воспитатель: посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.

7. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы «Ц». (Документ «Ц»)

 7.1. Воспитатель: а теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква «Ц». Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим). Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук)

7.2. Воспитатель: нарисуйте рядом с буквой «Ц» предмет, начинающий на звук «Ц».  Ребята, подумайте, что можно нарисовать? (ответы детей)

8. Итог НОД.

 Воспитатель: молодцы, ребята. Как стало совсем тепло. Это все потому, что на улице букв и звуков тоже засияло солнышко, и на его лучике появился еще один звук. Как он называется, ребята? – (звук «Ц»).

Воспитатель: ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (с буквой «Ц») (Слайд12)

Воспитатель: -«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков?»

-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»

-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы, а значит это тоже твой домик.»

Воспитатель: а нам ребята пора прощаться с жителями страны «Новых знаний» и возвращаться в родной наш детский сад.

 (Слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».

Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот  для детей подготовительной группы  с общим недоразвитием речи.Цель:   познакомить  детей со звуком [ы], буквой «Ы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »

Познакомить детей со звуком буквой В.Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звуки и буквы А, У".

Тема: Звуки и буквы А, У.Цель: четкое произношение и сопоставление звуков а, у и выделение ударных и безударных звуков а, у в начале и в конце словЗадачи:Воспроизведение и чтение звуковых рядов из дву...