Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ц»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_ts.pdf | 1.12 МБ |
razdatochnyy_material.doc | 61.5 КБ |
plan-konspekt_zvuk_i_bukva_ts.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гномики»
Тема: «Звук и буква Ц»
Подготовила воспитатель:
Шерстнёва Екатерина Юрьевна
МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль
2017
Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики». Тема НОД: «Звук и буква Ц»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Познакомить детей со звуком [Ц] и буквой Ц.
Задачи области «Речевое развитие»:
- Познакомить со звуком [Ц] и буквой Ц, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква»;
- Совершенствовать умения: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове;
- Продолжать формировать умение детей называть слова с заданными звуками.
-Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука.
- Закреплять образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
- Уточнять и расширять лексический запас;
Задачи области «Познавательное развитие»:
- Продолжить работу по развитию воображения, памяти, логического мышления;
- узнавать и называть изученные звуки и буквы.
Задачи области «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;
- Воспитывать любовь к родному языку.
Задачи области «Физическое развитие»:
- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
Задачи области «Художественно-эстетическое развитие»:
- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий;
Тип НОД: занятие-путешествие
Вид НОД: развитие речи
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, игры на развитие слухового внимания,
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Материал: пособие «Лучики солнца», мольберт, зеркала; образец буквы Ц; цветные карандаши (синие, красные, зеленые); раздаточный материал буква «Ц»; презентация «Зрительная гимнастика», «Буква Ц».
Методы и приёмы.
- Словесный (поисковые вопросы, рассказ)
- Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
- Игровой
- Практический (упражнения).
Структура и ход занятия.
- Вступительная часть.
Давайте, друзья
Улыбаться всегда.
В стране «Новых знаний»
Улыбка нужна.
Страна «Новых знаний»
Чудесных открытий
Желает всем вам.
Воспитатель: ребята, а вы хотите побывать в стране «Новых знаний»? (да)
Тогда, я предлагаю вам совершить туда экскурсию и познакомиться с ее жителями (звучит тихая музыка; дети вербально переносятся в страну Знаний).
Воспитатель: ребята, посмотрите, мы с вами оказались на одной из улиц страны Знаний. Интересно, кто живет на этой улице? Для начала, отгадайте загадку:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (цыпленок)
Воспитатель: правильно, это цыплёнок. (Слайд1)
Воспитатель: сегодня я вам хочу рассказать сказку.
В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце, и покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. И вот он вылез из скорлупки.
И что сказал цыпленок, как вы думаете?
(Цып-цып-цып)
- Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился: «Ац - оц - уц!»
(Дети повторяют с той же интонацией и мимикой).
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).
- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.
Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.
- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци-ци-ци» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, как вы думаете, кто же живет на этой улице? - (звуки и буквы)
Воспитатель: правильно ребята. А давайте пригласим цыплёнка вместе с нами пройти по улице букв и звуков, и узнаем какие еще звуки живут на этой улице. Попробуйте сейчас сами догадаться.
- Актуализация опорных знаний
2.1. Упражнение «Лучики солнца»
Воспитатель: мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? (солнышко и лучики). Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? (буквы). Правильно, буквы, которые вы уже знаете. Ребята, а чем буква отличается от звука? (букву видим и пишем, звук слышим и произносим).
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть, и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает, как - бы преграда, и живут согласные звуки в синем домике.
- У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы! А теперь задание: постарайтесь разместить лучики по домикам. (дети за столами самостоятельно выполняют работу).
- А у доски разместят буквы Василиса и Саша (два ребенка работают у доски). Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы, которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик? – ответы детей
Воспитатель индивидуально спрашивает у детей, какие буквы разместили в красный, синий дом, почему?
Воспитатель задает детям по ходу выполнения задания вопросы: объясни, почему ты разместил эти буквы в красный дом, в синий дом?
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по улице звуков.
3. Формирование представлений о звуке.
3.1. Отгадывание загадок
Воспитатель: вы любите загадки? Я хочу вам загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим на этой улице.
По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.
Итак, первая загадка:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)(Слайд2)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры) (Слайд3)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы) (Слайд4)
У детей к нему огромный интерес
Сюда всегда открыты двери,
Здесь выступают даже звери.
(Цирк) (Слайд5)
После каждой отгадки сначала воспитатель, а затем дети произносят слово, выделяя первый звук.
3.2. Выделение звука
Воспитатель: ребята, а теперь давайте, еще раз произнесём слова отгадки, выделяя первый звук. (Слайд 6 – дети по очереди называют слова)
Воспитатель: вы догадались, о каком звуке сегодня будет идти речь? (со звуком «Ц»)
Воспитатель: правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками «Ц».
3.3. Учимся произносить звук.
Воспитатель: «ц» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (Губы, язык и зубы)
Воспитатель: возьмите в руки зеркало и произнесите звук «Ц»
- Что делают губы? (Улыбаются)
- А зубы видны? (Зубы видны)
- Что делает кончик языка? (упирается в верхние зубы)
3.4. Характеристика звука
Воспитатель: отложите зеркало. Звук «Ц» - гласный или согласный? Почему? («Ц» – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)
Воспитатель: ребята, я вам открою секрет, звук «Ц» - всегда твёрдый.
А сейчас, определите, пожалуйста, звук «Ц» - звонкий или глухой? (глухой)
Воспитатель: итак, звук «Ц» - согласный, твёрдый, глухой.
3.5. Упражнения в выделении звука «ц» из потока речи
Игра «Внимательные ушки»
Воспитатель: давайте поиграем в игру: «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук «Ц» в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове. – (воспитатель произносит слово, выделяя в нем звук «Ц»
Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры.
3.6. Фонетическая зарядка со звуком ц: Подбор слов со звуком «Ц».
Воспитатель: а теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.
Воспитатель: молодцы!
4. Физкультминутка. (Слайд7)
Цапля.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)
5. Формирование представления о букве Ц
5.1. Знакомство с буквой Ц.
Воспитатель: посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука. Каждый звук на этой улице в стране «Знаний» живёт в своём доме. Как вы думаете, в каком домике живет звук «Ц»? (в букве «Ц») (Слайд8)
Воспитатель: правильно, в букве «Ц» (Слайд 9)
Воспитатель: ребята, а на что похожа буква «Ц»? (ответы детей) (Слайд 10)
Воспитатель: посмотрите (показываю букву):
Вот какая буква «Ц»-
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
5.2. Написание буквы в воздухе Ц. (Слайд11)
Воспитатель: давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву «Ц» в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. (Дети за воспитателем повторяют).
- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.
5.3. Написание буквы «Ц» на столе.
Воспитатель: а теперь также, давайте напишем букву «Ц» на столе.
6. Зрительная гимнастика.
Воспитатель: посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.
7. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы «Ц». (Документ «Ц»)
7.1. Воспитатель: а теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква «Ц». Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим). Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук)
7.2. Воспитатель: нарисуйте рядом с буквой «Ц» предмет, начинающий на звук «Ц». Ребята, подумайте, что можно нарисовать? (ответы детей)
8. Итог НОД.
Воспитатель: молодцы, ребята. Как стало совсем тепло. Это все потому, что на улице букв и звуков тоже засияло солнышко, и на его лучике появился еще один звук. Как он называется, ребята? – (звук «Ц»).
Воспитатель: ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (с буквой «Ц») (Слайд12)
Воспитатель: -«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков?»
-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»
-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы, а значит это тоже твой домик.»
Воспитатель: а нам ребята пора прощаться с жителями страны «Новых знаний» и возвращаться в родной наш детский сад.
(Слайд 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.
В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».
Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.Цель: познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »
Познакомить детей со звуком буквой В.Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звуки и буквы А, У".
Тема: Звуки и буквы А, У.Цель: четкое произношение и сопоставление звуков а, у и выделение ударных и безударных звуков а, у в начале и в конце словЗадачи:Воспроизведение и чтение звуковых рядов из дву...