Главные вкладки
Выступление круглый стол, мастер-класс для педагогов «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с помощью конструктора ТИКО «Грамматика»
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
На сегодняшний день, для занятий с детьми по обучению грамоте идеально подходит такая инновационная разработка, как конструктор ТИКО «Грамматика», он отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Он позволяет сочетать обучение с игрой. Игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. Конструктор ТИКО развивает у детей мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу, пространственную ориентацию. К тому же он позволяет заменить уйму раздаточного материала для проведения звукобуквенного анализа. В процессе занятий физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, тем самым, несомненно, повышает у дошкольников мотивацию к обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_obucheniyu_gramote_s_ispolzovaniem_konstruktora_tiko_grammatika.pdf | 414.41 КБ |
prezentatsiya_opyta_tiko_grammatika.pdf | 881.94 КБ |
obuchenie_gramote_s_pomoshchyu_tiko.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с помощью конструктора ТИКО «Грамматика» СЛАЙД 1
…И можно буквы знать, но не уметь читать.
Уметь читать, но грамотным не быть...
Быть грамотным, но ничего не знать.
И всё на свете знать, да умным не прослыть.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. СЛАЙД 2 Ученые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Наша речь является уникальным даром. Будучи отражением наших мыслей, она непосредственно связана с мышлением. Очень часто мы слышим от учителей начальных классов: «Надо учить с детьми звуки, а не буквы», «Родители ТАК учат детей, а нам потом в школе приходится переучивать!» Чтобы ТАК не получилось, необходимо сразу учить детей правильно говорить, произносить звуки, читать по слогам и составлять предложения.
На сегодняшний день, всем требованиям ФГОС ДО отвечает такая инновационная разработка, как конструктор ТИКО «Грамматика». СЛАЙД 3 В его разработке учтены пожелания и советы педагогов, он идеально подходит для занятий с детьми по обучению грамоте. Конструктор ТИКО развивает у детей мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу, пространственную ориентацию. К тому же он позволяет заменить уйму раздаточного материала для проведения звукобуквенного анализа. Конструктор ТИКО « Грамматика» позволяет разнообразить занятия по изучению букв и обучению чтению, превратить их в игру. В процессе занятий физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов. Игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. У детей без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Конструктор ТИКО «Грамматика» помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, даёт возможность некоторым детям перейти к слитному чтению, что, несомненно, повышает у дошкольников мотивацию к обучению.
Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика». СЛАЙД 4
1. Характеристика звука.
Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
- красный (гласный звук);
- синий (согласный твёрдый звук);
- зелёный (согласный мягкий звук).
2. Развитие фонематического слуха.
- Подобрать и показать соответствующий звук;
- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.
3. Формирование звуко – слоговой структуры слов. СЛАЙД 5
- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);
- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);
- чтение слов по слогам.
4. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.
- Деление слога на отдельные звуки;
- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;
- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;
- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).
5. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах. СЛАЙД 6
- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;
- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.
6. Развитие мелкой моторики.
- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;
- разъединение деталей после выполнения задания.
Конструктор ТИКО «Грамматика» позволит разнообразить занятия по изучению звуков и букв, превратить их в игру. В результате конструирования происходит увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими отрабатываемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Грамматика» СДАЙД 7
«Раз ступенька, два ступенька»
Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с буквой.
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.
2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой.
Игра «Что получится» с использованием тико-конструктора СЛАЙД 8
Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух.
Педагог предлагает детям составить слоги с заданными звуками. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает, например:
Если я сначала произнесу звук –А-, потом звук –У-. Что получится? (АУ)
Верно. Найдите буквы обозначающие эти звуки и составьте слог АУ. Каким цветом звук «А» (красным), а «У» (красным)
Выкладывают.
Если я сначала произнесу звук –У-, потом звук –А-. Что получится? (УА)
Выложите схему из конструктора.
Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики» СЛАЙД 9
Выделение звуков в звуковом ряду. Например: На звук М – поднимаем синий квадрат, на звук М’ – зеленый (тико-конструктор)
МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА
Игра «Найди место звука в слове» СЛАЙД 10
Например: на столах вагончики из ТИКО - схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
1 вариант. Педагог называет предметы, а дети расселяют их по по вагончикам (поднимают соответствующий вагончик)
Слова: кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.
Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.
2 вариант. На столе у детей предметные картинки, дети выкладывают позицию звука в этих словах- вагончики.
«Слово рассыпалось» СЛАЙД 11
Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
1 вариант. Каждому ребенку даётся по одной букве. Педагог называет слово. Дети составляют слово из букв, которые они держат в правой руке.
2 вариант. Педагог дает карточки с буквами , не называя слова. Дети должны самостоятельно составить слово из букв. (В Е С Н А)
«Заменяй – ка» СЛАЙД 12
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
Педагог называет слова, например, БАНКА. Предлагает детям заменить первый звук на звук «р» и назвать новое слово, собрать его из букв конструктора. Получается – РАНКА.
«Цепочка слов»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
У педагога собрано трёхзвуковое слово. Он предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.
Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т.д.
«Путаница»
Буквы и слоги поменялись местами и получились непонятные слова.
КУЛ СПУ КМА АБРУЗ БЫРА ИЛГА ТАЧУ
«Волшебники» СЛАЙД 13
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.
Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.
В начале игры педагог говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».
1-е задание. Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:
1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;
2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.
2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:
1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);
2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).
3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:
1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);
2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).
4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:
1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);
2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).
«Логические цепочки» СЛАЙД 14
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление.
Сидя рядом с ребенком, выложить цепочку из букв: А-Т-А-Т-А. Попросить угадать, какая буква должна быть следующей. Добавить ее. Предложить снова внимательно посмотреть на цепочку букв и назвать, какая буква должна теперь быть следующей. Добавить ее. Продолжать так по порядку отгадывать 3-5 последующих букв.
Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:
А-А-П-П-А-А-П-П
А-Л-Л-А-Л-Л-А
А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.
«Составь и прочитай предложение» СЛАЙД 15
Из предложенных слов дети составляют предложение и читают его.
«Составление предложения по схеме»
Детям выдаются схемы предложения и одно слово, они составляют предложение.
«Магазин игрушек» СЛАЙД 16
Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Разложить «на прилавке» разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т.п. Продавец – педагог, покупатель - ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и «заплатив» продавцу соответствующей буквой.
Затем можно поменяться ролями: теперь педагог - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете «покупать» игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами «деньги».
Чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять «профиль» магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный. Очень удобно использовать набор картинок. С помощью картинок можно «продавать» не только те предметы, которые на самом деле выкладываются «продавцом» на воображаемый прилавок, но и «товары» гораздо большего размера, например: транспорт, мебель, деревья, цветы.
«Дружилки»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Разложить картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играть по очереди. Сначала педагог берёт любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найти соответствующую букву, рассказать, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Следующий ход ребенка. Дать ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помочь ему: задать вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросить ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).
«Привези грузы»
Цель: учиться определять первый звук в словах, запоминать буквы.
На машинки с помощью скотча прикрепить буквы К, П, М. Это будут «марки» машин. Разложить перед ребенком игрушки. Предложить распределить грузы по машинкам. Чтобы выбрать, в какую машинку положить груз, нужно определить первый звук в названии игрушки и найти соответствующую букву на машинке. Машинки перевозят только те предметы, которые начинаются с буквы – «марки» машины.
« Допиши пропущенные слоги»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
На столе у ребёнка выложены слова, в которых пропущен один из звуков или слогов, например, К…Т, БА…БАН. Ребёнок должен определить, какой слог потерялся, а затем «вставить» его на место пропуска, например, РА.
«Найди все слова в цепочке»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.
« Угадай слово»
Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.
«Наборщик»
Из слогов дети составляют слова
«Волшебный мешочек»
Педагог предлагает достать из мешочка букву, назвать ее и придумать слово, которое с нее начинается.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.
Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...
Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....
«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
Цель моего выступления, продемонстрировать систему приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...
Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие -ум...