"Звук и буква П"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Анна Александровна Анисимова

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_p.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква «П»

  1. Образовательные задачи: Закрепление знания примет весны. Ознакомление со звуком и буквой П. Формировать умение различать гласные и согласные звуки. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, употребление существительных в родительном падеже единственного числа)
  2. Развивающие задачи: Развитие слухового внимания, физиологического дыхания. Формирование умения владеть своим голосом. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
  3. Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности. Воспитание любви к природе.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
    «Встанем рядышком по кругу

Скажем, здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень!

Всем привет! И добрый день!» -ритуал приветствия

Лог: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Весна!        

Лог: Давайте вспомним приметы весны.

Давайте изобразим, как ярко светит солнышко? Как летят птицы из теплых стран? Как они пьют талую воду? Как с крыш капает капель?

Дети проходят за столы.

Представьте, что мы оказались с вами в лесу. А какой самый первый и самый нежный просыпается цветок?

Дети: Подснежник!

Посмотрите, какие красивые и нежные подснежники у меня есть. Давайте понюхаем их. Медленно втягиваем воздух через нос. Потом задерживаем дыхание и на выдохе произносим «Ах!» А теперь представьте, что вы легкие весенние ветерочки, подуйте на лепестки.

Лог. А еще весной в лесу ходят голодные волки. Как они воют от голода? Волки где-то близко и их хорошо слышно. (Дети изображают вой волка). А теперь волки ушли далеко в лес, и их почти не слышно. Ну вот ребята, выглянуло солнышко, давайте покажем как мы ему рады. Но вот набежала тучка и нам стало немного грустно. И снова появилось солнышко и мы улыбнулись ему. И вернулись в детский сад.

  1. Логопед демонстрирует самовар:

Лог: Ребята, а сейчас я прочитаю вам стихотворение. Послушайте его пожалуйста.

 «Самовар стоит во все стороны глядит,

Глядит влево, глядит вправо,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит!»

Давайте вместе попыхтим как самовар.

2.Сообщение темы.
Догадались, с каким звуком мы познакомимся?

-Это звук П.

-Прежде чем мы начнем играть со звуком П, расскажу вам сказку.

Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (А, О, У, И, Ы). А всех вместе их называли… (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса. Однажды они запели так звонко, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» - запыхтел звук П. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!» «Не печалься!» - сказал голосистый А. – Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук П. «Вот и хорошо! – За это мы будем называть тебя согласным звуком».

Когда мы произносим звук «П», что ему мешает петь? 
Дети: Губы.

Лог. Правильно! Звук «П» согласный и мы будем обозначать его синим цветом.

Лог. А сейчас предлагаю поиграть в игру:

Игровое упражнение « Хлопни, когда услышишь звук П». 
Из ряда гласных и согласных звуков, слогов, слов.

(П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПАЛКА, МАШИНА, ПОЕЗД, ПАУК, ПОПУГАЙ)

Смотрите, к нам прилетел попугайчик. Он наверно захотел поиграть с вами в свою любимую игру! «Повтори за мной». Приготовились? Превращаемся дружно все в маленьких попугайчиков. И внимательно слушаем меня, чтобы повторить все правильно!  ПА-ПА, ПА-ПО, ПА-ПУ, ПЫ-ПА. Здорово! Вы отлично справились! Давайте встанем на ножки около стульчиков и немного отдохнем.

Динамическая пауза «Капель»

С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней

И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)

Логопед: Сегодня мы знакомимся со звуком «П» посмотрите  на письме звук «П» изображается буквой «П», на что она похожа? 

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Давайте посмотрим, какие слова начинаются на звук «П»

Ребята, называйте. (ПАУК, ПОЕЗД, ПАЛКА, ПОПУГАЙ)

Попугайчик, предлагает нам игру «День и ночь»

Наступила ночь глазки закрылись-Наступил день. Смотрите, пока вы спали, попугайчик спрятал одну из картинок. Чего не стало?

Попугайчик очень хочет с вами еще поиграть. Сейчас попугайчик будет перелетать с места на место, а вы будете говорить,

куда же попугайчик от вас улетел и сел?

Дети: Попугай сел на стол. Попугай сел на доску и т.д.

Ах этот непоседа попугай! Так разыгрался, что не заметил, как поломал нам буквы. Давайте починим их!

Ну вот ребята, сегодня мы познакомились с вами со звуком и буквой «П»

А теперь давайте вспомним, в каких словах встречался наш новый звук?

Какие игры вам понравились сегодня больше всего?

Вы очень хорошо занимались сегодня! Вы молодцы! Похлопайте себе.

И веселый попугай хочет поблагодарить вас и конечно наградить вас маленькими призами.

Самоанализ НОД

Тема: «Звук и буква П»

Образовательная область «Речевое развитие»

Длительность 20 минут (в соответствие требованиям САНПИНа)

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

  1. Закрепление знания примет весны. Ознакомление со звуком и буквой П. Формировать умение различать гласные и согласные звуки. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, употребление существительных в родительном падеже единственного числа)
  2. Развитие слухового внимания, физиологического дыхания. Формирование умения владеть своим голосом. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
  3. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности. Воспитание любви к природе.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: макеты подснежников по количеству детей, карточка с изображением буквы П, предметные картинки (паук, палка, поезд, попугай), игрушку «Попугай». Этот материал помог мне раскрыть тему ярко, интересно. Удерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала игровую мотивацию. А именно включила такие игры как: «Поймой звук», «Повтори за мной», «День и ночь», «Собери букву».

Занятие состояло из трех частей: первая вводная часть, вторая основная, третья-заключительная.

Я не забываю, что игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому все занятие строилось на играх и игровых упражнениях.

Я использовала фронтальную форму организации обучения.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, старалась, чтобы каждый ребенок участвовал во всех заданиях.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована динамическая пауза «Капель».

В процессе занятия дети были активны.

Сохранялся интерес

Были внимательны

Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему: «Какие игры и упражнения понравились?»

ВЫВОДЫ

Заявленная мною тема соответствовала содержанию занятия.

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....