"Звук и буква П"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_p.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква «П»
- Образовательные задачи: Закрепление знания примет весны. Ознакомление со звуком и буквой П. Формировать умение различать гласные и согласные звуки. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, употребление существительных в родительном падеже единственного числа)
- Развивающие задачи: Развитие слухового внимания, физиологического дыхания. Формирование умения владеть своим голосом. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
- Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности. Воспитание любви к природе.
Ход занятия.
- Организационный момент.
«Встанем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень!
Всем привет! И добрый день!» -ритуал приветствия
Лог: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Лог: Давайте вспомним приметы весны.
Давайте изобразим, как ярко светит солнышко? Как летят птицы из теплых стран? Как они пьют талую воду? Как с крыш капает капель?
Дети проходят за столы.
Представьте, что мы оказались с вами в лесу. А какой самый первый и самый нежный просыпается цветок?
Дети: Подснежник!
Посмотрите, какие красивые и нежные подснежники у меня есть. Давайте понюхаем их. Медленно втягиваем воздух через нос. Потом задерживаем дыхание и на выдохе произносим «Ах!» А теперь представьте, что вы легкие весенние ветерочки, подуйте на лепестки.
Лог. А еще весной в лесу ходят голодные волки. Как они воют от голода? Волки где-то близко и их хорошо слышно. (Дети изображают вой волка). А теперь волки ушли далеко в лес, и их почти не слышно. Ну вот ребята, выглянуло солнышко, давайте покажем как мы ему рады. Но вот набежала тучка и нам стало немного грустно. И снова появилось солнышко и мы улыбнулись ему. И вернулись в детский сад.
- Логопед демонстрирует самовар:
Лог: Ребята, а сейчас я прочитаю вам стихотворение. Послушайте его пожалуйста.
«Самовар стоит во все стороны глядит,
Глядит влево, глядит вправо,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит!»
Давайте вместе попыхтим как самовар.
2.Сообщение темы.
Догадались, с каким звуком мы познакомимся?
-Это звук П.
-Прежде чем мы начнем играть со звуком П, расскажу вам сказку.
Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (А, О, У, И, Ы). А всех вместе их называли… (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса. Однажды они запели так звонко, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» - запыхтел звук П. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!» «Не печалься!» - сказал голосистый А. – Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук П. «Вот и хорошо! – За это мы будем называть тебя согласным звуком».
Когда мы произносим звук «П», что ему мешает петь?
Дети: Губы.
Лог. Правильно! Звук «П» согласный и мы будем обозначать его синим цветом.
Лог. А сейчас предлагаю поиграть в игру:
Игровое упражнение « Хлопни, когда услышишь звук П».
Из ряда гласных и согласных звуков, слогов, слов.
(П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПАЛКА, МАШИНА, ПОЕЗД, ПАУК, ПОПУГАЙ)
Смотрите, к нам прилетел попугайчик. Он наверно захотел поиграть с вами в свою любимую игру! «Повтори за мной». Приготовились? Превращаемся дружно все в маленьких попугайчиков. И внимательно слушаем меня, чтобы повторить все правильно! ПА-ПА, ПА-ПО, ПА-ПУ, ПЫ-ПА. Здорово! Вы отлично справились! Давайте встанем на ножки около стульчиков и немного отдохнем.
Динамическая пауза «Капель»
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Логопед: Сегодня мы знакомимся со звуком «П» посмотрите на письме звук «П» изображается буквой «П», на что она похожа?
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Давайте посмотрим, какие слова начинаются на звук «П»
Ребята, называйте. (ПАУК, ПОЕЗД, ПАЛКА, ПОПУГАЙ)
Попугайчик, предлагает нам игру «День и ночь»
Наступила ночь глазки закрылись-Наступил день. Смотрите, пока вы спали, попугайчик спрятал одну из картинок. Чего не стало?
Попугайчик очень хочет с вами еще поиграть. Сейчас попугайчик будет перелетать с места на место, а вы будете говорить,
куда же попугайчик от вас улетел и сел?
Дети: Попугай сел на стол. Попугай сел на доску и т.д.
Ах этот непоседа попугай! Так разыгрался, что не заметил, как поломал нам буквы. Давайте починим их!
Ну вот ребята, сегодня мы познакомились с вами со звуком и буквой «П»
А теперь давайте вспомним, в каких словах встречался наш новый звук?
Какие игры вам понравились сегодня больше всего?
Вы очень хорошо занимались сегодня! Вы молодцы! Похлопайте себе.
И веселый попугай хочет поблагодарить вас и конечно наградить вас маленькими призами.
Самоанализ НОД
Тема: «Звук и буква П»
Образовательная область «Речевое развитие»
Длительность 20 минут (в соответствие требованиям САНПИНа)
В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:
- Закрепление знания примет весны. Ознакомление со звуком и буквой П. Формировать умение различать гласные и согласные звуки. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, употребление существительных в родительном падеже единственного числа)
- Развитие слухового внимания, физиологического дыхания. Формирование умения владеть своим голосом. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности. Воспитание любви к природе.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: макеты подснежников по количеству детей, карточка с изображением буквы П, предметные картинки (паук, палка, поезд, попугай), игрушку «Попугай». Этот материал помог мне раскрыть тему ярко, интересно. Удерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала игровую мотивацию. А именно включила такие игры как: «Поймой звук», «Повтори за мной», «День и ночь», «Собери букву».
Занятие состояло из трех частей: первая вводная часть, вторая основная, третья-заключительная.
Я не забываю, что игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому все занятие строилось на играх и игровых упражнениях.
Я использовала фронтальную форму организации обучения.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, старалась, чтобы каждый ребенок участвовал во всех заданиях.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована динамическая пауза «Капель».
В процессе занятия дети были активны.
Сохранялся интерес
Были внимательны
Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему: «Какие игры и упражнения понравились?»
ВЫВОДЫ
Заявленная мною тема соответствовала содержанию занятия.
Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....