План – конспект Тема: «Мягкий знак в гостях у ребят».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»  
 
Задачи:
«Речевое развитие» -  актуализировать знания детей о букве Ь; закрепить зрительный образ буквы Ь; упражнять в умении читать звуковую схему; упражнять в умении определять местоположение буквы в слове; упражнять в умении выделять второй звук в слове, синтез звука в новое слово; упражнять в чтении слов, написанных «по веревочке»; совершенствовать навыки плавного чтения; способствовать развитию звукобуквенного анализа, зрительного и слухового внимания, фонематического слуха.
«Познавательное развитие» -  развитие ассоциативных представлений, тактильных ощущений; совершенствовать аналитическое восприятие.
«Социально-коммуникативное развитие» -  совершенствовать умение взаимодействовать в паре (группе), решая поставленную задачу; стимулировать активность и инициативу в совместной деятельности.
Методы и приемы:
Практические: звуковой анализ слова, динамическая разминка.
Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.
Наглядные: наглядный материал.
 
Материалы и оборудования: стилизованная и печатная буква Ь; звуковая схема слова МЫШЬ; карточки для чтения по «веревочке»; набор картинок, где мягкий знак стоит в середине и конце слова; карточки со словами в виде камешков; картинки или игрушки: верблюд и конь; карточка с картинками: удав, конь, смерч; микрофон.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_v_gostyah_u_rebyat.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Мягкий знак в гостях у ребят».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

«Речевое развитие» -  актуализировать знания детей о букве Ь; закрепить зрительный образ буквы Ь; упражнять в умении читать звуковую схему; упражнять в умении определять местоположение буквы в слове; упражнять в умении выделять второй звук в слове, синтез звука в новое слово; упражнять в чтении слов, написанных «по веревочке»; совершенствовать навыки плавного чтения; способствовать развитию звукобуквенного анализа, зрительного и слухового внимания, фонематического слуха.

«Познавательное развитие» -  развитие ассоциативных представлений, тактильных ощущений; совершенствовать аналитическое восприятие.

«Социально-коммуникативное развитие» -  совершенствовать умение взаимодействовать в паре (группе), решая поставленную задачу; стимулировать активность и инициативу в совместной деятельности.

Методы и приемы:

Практические: звуковой анализ слова, динамическая разминка.

Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.

Наглядные: наглядный материал.

Материалы и оборудования: стилизованная и печатная буква Ь; звуковая схема слова МЫШЬ; карточки для чтения по «веревочке»; набор картинок, где мягкий знак стоит в середине и конце слова; карточки со словами в виде камешков; картинки или игрушки: верблюд и конь; карточка с картинками: удав, конь, смерч; микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Я расскажу вам стихотворение об одном происшествии:

«Буква Р шла по дорожке,

Промочила свои ножки,

Поскользнулась и упала,

С ножки на голову встала –

Вот так чудо!

Вот так-так!

Гляньте: вместо буквы Р

Получился мягкий знак» (Л. Бондарева).

Стоят полукругом, слушают стихотворение.

Деятельностный

«Речевое развитие» -  актуализировать знания детей о букве Ь; закрепить зрительный образ буквы Ь.

Представление буквы Ь

- Мы сегодня познакомимся с буквой Ь. рассмотрите её, потрогайте, какая она? Буква Ь показывает, что перед ней стоит мягкий согласный. Звука эта буква не имеет. «Для чего я нужна» - подумала буква Ь. вот и пошла буква Ь спрашивать у всех, почему звука она не имеет. Ребята, попробуйте вы объяснить этой букве, для чего она нужна? Скажите, какие еще гласные звуки смягчают предыдущий согласный звук?

Рассматривают букву, отвечают на вопросы.

- она мягкая.

- Чтобы смягчать предыдущий согласный звук.

- Звуки И, Е.

«Речевое развитие» -  упражнять в умении читать звуковую схему; способствовать развитию звукобуквенного анализа, зрительного и слухового внимания, фонематического слуха.

Звуковой анализ слова МЫШЬ

Первый, кого встретила буква Ь, была… А кто это, мы узнаем, если звуковую схему разгадаем.

На столе выложены картинки животных и звуковая схема слова МЫШЬ. Как вы думаете, кого встретила буква Ь? Почему вы так думаете?

- Спрашивает буква Ь: «Что ты знаешь обо мне?»

Рассматривают звуковую схему, определяют кого встретила буква Ь.

- Мышь. В слове мышь три звука. Первый М – твердый согласный, второй – гласный Ы и третий Ш – мягкий согласный звук.

Ребенку передается игрушка мышь,  и он отвечает: «Я знаю, что ты – буква мягкий знак, служишь для смягчения согласного, можешь стоять в середине и в конце слова»

«Речевое развитие» -  упражнять в чтении слов, написанных «по веревочке»; совершенствовать навыки плавного чтения.

Чтение слов по «веревочке».

- Идет Ь дальше и видит грустного волка. Решил он узнать, о чем грустит волк, а волк отвечает: «Узнаешь, если слова прочитаешь». Вставайте в цепочку, будем слова читать (есть, пить, петь, выть, играть, ходить, ловить, стирать, рисовать, копать).

Выставляется картинка волка со словами «Я хочу…».

- Ь и говорит: «А что же тебе мешает все это сделать?» и ответил волк, грустя: «Мне мешает лень моя».

Выставляется картинка волка со словами «Я хочу…». Дети выбирают слово, прочитывают его и выставляют на доску.

Снять напряжение.

Динамическая разминка

- А чтобы избавиться о лени, надо делать динамическую разминку.

«Хорошо-то как, друзья! (Дети потягиваются, выполняют махи руками).

Лень исчезла вся моя! (Хлопки перед собой)

Много дел уж сделал я:

Вот хотел я есть и пить, (Имитация движений)

Танцевать и пошуметь,

В саду яблок я набрал,

Я попел и поплясал,

Я и шил, и рисовал,

На гармошке все играл».

Выполняют движения по тексту.

«Речевое развитие» -  упражнять в умении определять местоположение буквы в слове; способствовать развитию звукобуквенного анализа, слухового внимания, фонематического слуха.

Упражнение «Где спрятался мягкий знак».

- В путь мягкий знак

Спешит опять,

Встречает петуха.

И хочет про себя узнать,

Где в слове он располагается – в середине или в конце?

- Но петушок упрямым был

И разобрать слова просил в «Аквариуме».

Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами. Вам необходимо выбрать те картинки, в названии которых Ь знак стоит в середине слова. После того как задание будет выполнено, договоритесь, кто будет отвечать, кто назовет слова, голосом выделяя Ь. (Задание для второй подгруппы – выбрать картинки, в названии которых мягкий знак стоит в конце слова). Молодцы.

Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Дети, активно взаимодействуя, называют слова, определяют место нахождения буквы Ь в слове. Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

«Речевое развитие» -  упражнять в умении выделять второй звук в слове, синтез звука в новое слово.

Выделение второго звука из слов, синтез их в новое слово

Выставляется картинка верблюда.

Я долго по пустыне шел

И об одном мечтал –

Что скоро я приду туда,

Где чистая вода,

Где мой хозяин

И всегда есть вкусная еда.

Так угадайте же, ребята,

О чем мечтал так долго я?

- Верблюд загадал слово, вы узнаете его, если правильно определите второй звук в названии этих картинок (удав, конь, смерч).

- О чем же мечтал верблюд? (О доме).

Определяют второй звук в данных картинках, составляют новое слово.

- О доме.

Заключительный

- С какой буквой мы сегодня познакомились? А что нового вы узнали? Расскажите корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок «Журналист» задает детям вопросы. Остальные дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Мягкий знак в конце слова" (2 класс)

Конспект логопедического занятия во 2 классе...

Мягкий знак.

Конспект занятия....

Буква мягкий знак

Занятие в старшей подгруппетема: Буква мягкий знакЦель: познакомить с буквой «Ь»Задачи:Коррекционно-обучающие:учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ьформировать умение объяснят...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Дорожные знаки в гостях у ребят»

Цель: создать условия для закрепления знаний правил дорожного движения и дорожных знаков, профилактика детского дорожного травматизма.Задачи:Образовательная: Закрепить и систематизировать знания и пре...

Игра "Мягкий знак"

Методическая разработка игры "Мягкий знак"...

План конспект занятия "Петрушка в гостях у ребят"

   Цель: .Учить определять отношения предметов по количеству: один, много, ни одного.      Задачи: ⦁ Воспитывать доброжелательность, желание помог...

План – конспект Тема: «Насекомые в гостях у ребят» Знакомство со звуками З и Зь, буквой З

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»...