План по самообразованию "Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Ботякова Юлия Анатольевна

Разработка плана по самообразованию на весь год по месяцам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_plan.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Учителя-логопеда старшей логопедической группы №10 Ботяковой Ю.А

На 2024-2025 учебный год

 Тема самообразования: «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Анализ затруднений, постановка проблемы: Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза, чтобы процесс был более интересен и понятен детям можно использовать дидактические игры при обучении.

Цель самообразования: Повышение теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении данной темы, внедрение и применение дидактических  игр в работе с детьми дошкольного возраста для формирования звуковой аналитико-синтетической активности.

Задачи самообразования: 

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования звуковой аналитико-синтетической активности .

2.Пройти интенсив-курс повышения квалификации по теме: «Работа логопеда при подготовке ребёнка к школе»

3. Изучить  технологию использования дидактических игр при формировании звуковой аналитико-синтетической активности у детей.

4. Разработать  картотеки дидактических игр по данной теме.

6. Развивать мышление, воображение, речь, память, мелкую моторику рук у детей.

8. Учить детей выделять последовательность звуков в простых словах, соотносить звуковую схему с предметной картинкой, определять место звука в слове.

9. Познакомить родителей с данной темой.

Предполагаемый результат:

 -Повышение профессиональной компетентности по данной теме.

-Повышение педагогической грамотности родителей.

-Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагога.

Срок

Повышение теоретического и научно – методического уровня

(изучение литературы по теме,  самообразование с помощью интернет ресурсов,  КПК, …)

Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через  просмотр  открытых мероприятий, посещение семинаров по теме…)

Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками)

Отчетные материалы (Подведение итогов,  оформление результатов)

1.

Сентябрь

Постановка проблемы, формулирование   целей и задач.

Подбор методической литературы для изучения данной темы. Составление плана на год.

Запись на интенсив-курс  по теме: «Работа логопеда при подготовке ребёнка к школе»

Анкетирование родителей по теме «Грамота у дошкольников»

Октябрь

Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, интернет-ресурсы). 

Прослушивание курса по данной теме.

Проведение индивидуальной работы с детьми

Анализ анкет родителей.

Консультация для родителей : «Обучение детей грамоте в детском саду»

Ноябрь

Изучение методической литературы по  данной теме.


Продолжить знакомство с применением дидактических игр на занятиях по формированию аналитико-синтетической активности у детей

Продолжить прослушивать курс.

 Составление картотеки   дидактических игр и   упражнений.

Папка-передвижка для родителей: «Дидактические игры для формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей»

Декабрь

Продолжение изучения статей по теме.

Изучение опыта других педагогов по данной теме с помощью интернет ресурсов: http://nsportal.ru/

http://logoportal.ru

http://www.maam.ru


Просмотр мастер- классов, семинаров

«Как использовать дидактические игры при обучении детей грамоте

Продолжаем пополнять картотеку дидактических игр.

Индивидуальные консультации для родителей по данной теме.

Январь

Продолжение изучения опыта других педагогов по данной теме с помощью интернет  ресурсов.

Просмотр  открытых мероприятий по данной теме.

Познакомить детей с дидактическими играми при формировании звуковой аналитико-синтетической активности.

Предложить родителям дома придумать с детьми интересную игру по обучению грамоте.

Февраль

Продолжение изучения опыта других педагогов по данной теме с помощью интернет  ресурсов.

Просмотр различных публикаций по данной теме.

Продолжаем знакомить детей с дидактическими упражнениями и играми

Составление картотеки игр для формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей.  «Поиграем дома» Подборка для родителей.

Март

Пополняем среду новыми играми.

(Закупки или делаем сами)

Просмотр вебинаров по данной теме, поиск онлайн- семинаров.

Использование дидактических игр на занятиях по грамоте

Продолжение работы по составлению картотеки для родителей на лето.

Апрель

Публикация на  nsportal  по обобщению опыта.

 Поиск новых интересных технологий по теме.

Индивидуальные занятия с детьми, используя готовые игры.

Индивидуальные консультация для родителей по освоению детьми грамоты.

Май

Публикация на  nsportal    по обобщению опыта.

     

Анализ собственной деятельности за год.

   Фотоотчёт занятий с детьми за год в форме презентации.  

Отчёт по теме самообразования за год.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

Консультация для молодых специалистов "Педагогическая работа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания"

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника....

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования компьютерных дидактических игр"

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.   Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни челове...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...