Звук А
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект по обучению грамоте старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_a.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква А.

 

Цель: Создание условий для формирование представлений о гласном звуке  А, и  буквы  А..
Задачи:
• Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А, У. Познакомить с гласной буквой А. Упражнять детей в составлении буквы А из палочек. Закрепить понятие слово, различать длинные и короткие слова. 
• Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, слуховое внимание и память, закрепить умение различать правую и левую сторону . 
• Коррекционно-воспитательные: воспитание навыков инициативности и самостоятельности. 

Интеграция: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие

Здоровьесбережение: Пальчиковая гимнастика«Разбросала осень листья», физминутка

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка, пальчиковые игры

Наглядные: рассматривание картинок,

 Словесные: беседа,  вопросы , уточнения
Оборудование : кукла Аня, звуковые домики, Буква А, , предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, массажный шарик. 
Словарная работа. Звук, слово, буква, гласный звук. 

1. Организационный момент. 
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв. Вы узнаете много нового о звуках и буквах, словах. (рассматривают красный и синий домик) . 
В этих домиках живут разные звуки и буквы. 
Ребята, послушайте, кто-то плачет: а-а-а. Это кукла Аня. 
-Как плачет Аня? (а-а-а). Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие в страну звуков и букв. 
-Какой первый звук в слове АААня? Аня принесла с собой игрушки: ааавтомобиль, ааавтобус и фрукты ананас, ааапельсин, ааабрикос. 
-Какой звук первый во всех этих словах? (Звук А) . 

2. Сообщение темы. 
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком А. Аня предлагает нам спеть звук А. Представьте, что у нас в руках клубок. Наматываем ниточку на клубок и поем звук А-А-А. Ниточка длинная или короткая? (длинная). Звук А мы можем петь тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком
3. Развитие слухового внимания. 
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов дети хлопают, услышав звук А. 
4. Дифференциация понятий «звук» и «слово». 
А - это звук, а арбуз-это слово. Слова состоят из звуков. Если звуки «рассыпятся», то слово не получиться. Приготовьте ладошки. Я буду называть вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова: а-р-б-у-з (арбуз, а-н-а-н-а-с, А-н-я. 

Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:
Разбросала осень листья                ^ Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем.             Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки,    ^ Поочередно загибают пальцы, начиная с 
Лист дубовый, лист рябинки,      большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист                на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопают в ладоши.


5. Произношение слов со звуком А, определение позиции звука. 
Посмотрите, в красном домике лежат картинки. Назовите Ане название картинки и определите, где находится звук А. (автомобиль, автобус, арбуз, ананас, абрикос, апельсин, аист) . 
В начале слова или в конце? 

6. Физминутка. 
Прилетел к нам аист. 
-Аист, аист длинноногий, 
Покажи домой дорогу. 
-Топни правой ногой, 
Топни левой ногой. 
Шагните правой ногой. 
Шагните левой ногой, 
Так придете вы домой 
Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют. 

7. Знакомство с буквой А. 
На что похожа буква А, что она вам напоминает? 
Вот два столба наискосок, 
А между ними - поясок! 
Ты букву эту знаешь? А? 
Перед тобою буква А. 
Выложите букву из счетных палочек. Сколько нам понадобится палочек? 
Букву А мы можем написать, выложить из полочек, потрогать, увидеть. 
А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла (три) .

9. Итог. 
С какой буквой мы познакомились? 

- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
А куклу Аню мы еще пригласим на занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...