Конспект занятия "Весна в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванкова Татьяна Викторовна

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи с обучением грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_s_obuchenie_gramote.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с  обучением грамоте в подготовительной группе «ВЕСНА  в гости к нам пришла»

Программное содержание: продолжать учить детей определять позицию звука в слове, проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные. Учить составлять простые предложения с заданным словом «весна», согласно схеме предложения. Совершенствовать умению подбирать слова с заданным звуком.  Упражнять детей  в подборе слов-определений к слову "весна". Развивать у детей: память, внимание, речь. Воспитывать усидчивость, коммуникативные способности.

Ход занятия:

-Звучит сказочная музыка. Входит Весна.

-Здравствуйте, ребята! Вот и я! Все вы знаете меня!

Я ребята, Весна-красна, в детский сад я к вам пришла!

-Ребята, а вы знаете какое время года сейчас? (ВЕСНА) 

- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

- А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите по порядку весенние месяцы? (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Ребята, а вы знаете какой сейчас  весенний месяц? Правильно, март. Как вы быстро ответили на мой вопрос. А пришла я к вам сегодня не случайно, мне сказали, что именно в этом детском саду, в подготовительной группе самые умные и старательные ребята, которые любят заниматься и готовятся к поступлению в школу. Это правда? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

-Пришла я к вам не с пустыми руками, а с интересными заданиями, играми и сюрпризами.

-Ребята, а вы любите Весну? Тогда скажите, какая бывает весна?

1 задание.  Лексико-грамматическое задание (подбор определений к слову "весна") .

Ответы детей. (ранняя, поздняя, холодная, тёплая, долгожданная, сырая,  мокрая, солнечная, ароматная, прекрасная, цветущая).

-Да, правильно, ребята, весна  бывает  холодная и тёплая, ранняя и поздняя, прекрасная  и солнечная, ароматная и цветущая.

-Ребята, вот вы знакомы со мной, знаете, как меня зовут, какая я бываю. Вот и я хочу с вами поближе познакомиться. Давайте сейчас каждый из вас назовёт своё имя.

 2 задание. Назвать звук, с которого начинается имя, и дать ему характеристику. С каких звуков начинаются ваши имена?  

При необходимости дать образец выполнения задания. (Например,  меня зовут  ВЕСНА.  Первый звук в моём имени звук –В -это согласный.)

Ответы детей.  Меня зовут Даша.  Первый звук в моём имени звук (Д) -это согласный, и т.д.

Ну вот мы с вами и познакомились. После этого задания ВЕСНА  предлагает встать всем детям, чьи имена начинаются на гласный звук . Потом, чьи имена на согласный.

Ребята, а вы молодцы знаете гласные и согласные звуки.

А сейчас, вам предлагаю поиграть в игру

3 задание.  Общая характеристика звукам (гласным и согласным) .

 -Скажите мне, пожалуйста, какие звуки называют гласными?

 -Назовите любой гласный звук?

 -Каким цветом вы их обозначаете?

Дети: Гласные - это звуки, которые можно протянуть, пропеть. А-У-И-О-Ы. Гласные обозначают красным цветом.

 -Да, правильно, звуки, которые можно пропеть, громко прокричать, сказать тихо и произнесению которых во рту ничего не мешает, называют гласными. Гласные обозначают только красным цветом.

-Какие звуки называют согласными?

 Дети: Согласные звуки - это те, при произношении которых встречаем различные преграды. Согласные бывают твёрдые и мягкие.

-Молодцы, ребята! Правильно, при произнесении согласных во рту встречаются преграды-препятствия. Это зубы, губы, язык. Согласные бывают твёрдые и мягкие. Они обозначаются синим и зелёным цветом.

 -Давайте мы с вами закрепим наши знания стихами:

 1) .Воздух свободно идёт через рот.

Нету препятствий разных.

 Голос участвует, голос зовёт,

 Звук получается гласный.

 Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

 В тёмном лесу звать и аукать,

 Но не желают свистеть и ворчать.

 2) .А согласные согласны

 Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

 -Молодцы, ребята, мы с вами вместе повторили, какие бывают звуки, поэтому  я вам предлагаю поиграть в игру «Цепочка слов»

4 задание. Игра «цепочка слов» 

- Вам нужно придумать слова, на звук, который слышится в конце слова.  Я начну, а вы продолжите.  Например, птица – аист – телефон – нота – ананас и т.д.

- Молодцы, ребята.  Много слов придумали.

-А теперь попробуйте отгадать мою загадку:

Зеленоглаза, весела,

 Девица- красавица.

 Нам в подарок принесла,

 То что всем понравится:

 Зелень - листьям,

 Нам - тепло,

 Волшебство

 - Чтоб все цвело.

 Вслед ей прилетели птицы

 - Песни петь все мастерицы.

 Догадались, кто она?

 Эта девица - ...

 (Весна)

- Правильно, это весна.

-А сейчас мы покажем нашим гостям как умеем, производить звуковой анализ слова "весна".

 5 задание. Звуковой анализ слова "весна".

 -Давайте, сначала произнесём слово вместе, выделяя каждый звук.

-Выделяем первый звук - вввисна.

-Второй звук - виииисна.

-Третий звук - виссссна.

-Четвёртый - висннна.

-Пятый – виснааа.

 -Сколько всего звуков в слове "весна"? (5звуков)

Вопросы к детям:

- Какой первый звук в слове? Произнеси его и дай характеристику? Каким цветом его обозначили? Почему, вы решили, что это мягкий согласный?

- Какой второй звук? (гласный). Каким цветом его обозначили? (красным)

 - Почему? (звук поющий)

-Что вы можете сказать о третьем звуке?

 -Какой четвёртый звук? Дайте ему характеристику?

- Какой пятый звук? Каким цветом обозначили? Почему?

-Сколько гласных звуков, сколько согласных? Назовите гласные звуки ( и, а).

 -Молодцы, ребята!  А сейчас мы отдохнём.

 Физкультминутка

Капли звонко капали, (прыжки на месте)

 Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)

 Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)

 Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).

 С нас течёт уже вода, (наклон вниз)

 Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)

 -Ну вот, мы с вами и отдохнули.

 6 задание. Определи место звука в слове (в начале, середине, в конце) поставь фишку где находится звук.

- Предлагаю вам определить место звука в словах.

Показывать карточки :  звук (А) роза, шар, автобус.

                                         звук (К) тыква, лук, карандаш.

- Сами придумайте, слова со звуком (Р) рак, пароход, рыба, сыр, топор, роза, троллейбус, комар, тигр, пантера, рысь и т.д.  

- Хорошо, справились с этим заданием. Молодцы!

- Скажите, мне, пожалуйста, мы с вами много общались сейчас? Да!

- Кто мне скажет из чего состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.

- Правильно вы сказали, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.

-Ребята, давайте придумаем предложение со словом - весна, согласно схеме.

7 задание. Составь предложение по схеме со словом «весна».

Показываю схемы предложений.

-Ребята, сколько слов будет в ваших предложениях?

 Дети: Два.  (дети составляют предложения из двух слов) : Наступила весна. Весна холодная.

Назовите первое слово – наступила,  второе - весна.

-Ребята, а теперь давайте предложения усложним, составим из трёх слов.

 Дети: Весной прилетают птицы.

-Ребята, глядя на схему предложения, вспомните какие правила о предложении вы знаете?

Дети: Каждое предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка.

 -Ребята, какие вы молодцы! Теперь я точно знаю, что в этом детском саду ребятки хорошо занимаются. Они знакомы со звуками, умеют подбирать слова на заданный звук,  составлять предложения, быть внимательными и правильно выполнять все задания.

 -Ребята, а вам понравилось наше занятие? Какое задание было самым сложным, интересным, лёгким? Кто, по-вашему мнению, хорошо сегодня работал? Кого нужно похвалить?

 -  Я хочу вас поблагодарить за ваши старания,  угостить вас вкусными сладостями и пожелать вам удачи. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В гости к нам пришла Зимушка- Зима"

Конспект НОД " В гости к нам пришла Зимушка- Зима", образовательная область музыка.Возраст 6-7лет. Направление " Здоровьесберегающие технологии". Вид занятия- логоритмическое занят...

Конспект занятия "В гости к нам пришла Матрёшка"

Конспект занятия в первой младшей группе.Тема: «В гости к нам пришла Матрёшка»...

конспект занятия "В гости к нам пришли матрешки" ( игровое занятие с использованием песочной терапии)

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркал...

Конспект занятия "В гости к нам пришла весна"

Конспект открытого занятия с детьми 2-3 лет...

Конспект «Кошка в гости к нам пришла»

интегрированное занятие для детей второй группы раннего возраста с применением здоровьесберегающих технологий) Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, физическое  развит...

Конспект нод "В гости к нам пришли матрешки"

Конспект нод "В гости к нам пришли матрешки"...