Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Гласные и согласные звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Гласные и согласные звуки»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Вид деятельности детей: познавательно-исследовательский, игровой, коммуникативный.
Цель: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках.
Программное содержание: продолжать обучение звуковому анализу слова; закрепить знания детей о твердых и мягких согласных звуках; продолжать учить выслушивать высказывания взрослого и своих товарищей, не перебивая их, учить отвечать полными предложениями; воспитывать интерес к занятию.
Демонстрационный материал: картины-схемы слов лиса, луна; красные, синие, зеленые, серые фишки (по 4 штуки); указка; мяч.
Раздаточный материал: картинки-схемы слов луна, лиса, красные, синие, зеленые, серые фишки (по 4 на ребенка); указки.
Планируемые результаты: закрепили знания детей о гласных и согласных звуках.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Игра: "Перекличка". Садится ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).
II. Основная часть.
- Звуковой анализ слова «Луна»
- Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Какой первый звук в слове?» — «л». — «Что мешает во рту, когда мы произносим звук «л»?» — «Язычок». Вместе с воспитателем дети обозначают звук «л» серой фишкой.
- Воспитатель произносит слово луна с интонационным выделением звука «у», синхронно ведя указкой под схемой слова. Спрашивает: «Какой второй звук в слове луна?» — «у». — «Какой это звук? — «Гласный». — «Как вы узнали?» — «Когда мы произносим звук «у», во рту ничто не мешает, голос идет свободно». — «Какой фишкой обозначим гласный звук?» — «Красной». Дети обозначают на схемах звук «у» красной фишкой. Воспитатель предлагает послушать, какой третий звук в слове луна, и произносит слово с интонационным выделением звука «н», синхронно ведя указкой под схемой. Дети называют звук, отмечают, что произносить его мешает язычок, обозначают на схеме серой фишкой.
- Ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой, воспитатель произносит слово с интонационным выделением последнего звука. Спрашивает: «Какой четвертый звук в слове луна!» — «Звук «а», гласный, во рту ничто не мешает его произносить». Дети обозначают звук «а» красной фишкой. Вызванный к доске ребенок ставит красную фишку в четвертую клеточку схемы. Двое-трое ребят читают слово у доски с указкой.
- Картинка-схема слова луна не снимается, рядом вывешивается картина-схема слова лиса.
2. Работа над слоговой структурой слова «Лиса»
- Воспитатель предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. «Ллиса», — читает ребенок слово с указкой. — «Что мешает произносить этот звук?» — «Язычок».
У доски и на местах дети обозначают на схемах звук «л» серой фишкой.
Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове лиса. С указкой он читает слово, интонационно выделяя звук «и», называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают за столами.
Следующий воспитанник определяет третий звук в слове лиса. Он читает слово, интонационно выделяя звук «с», синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук. На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук «с», отвечает: «Язычок и зубы». Звук «с» обозначается серой фишкой.
И наконец, вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука «а», читая слово с указкой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Называет звук «а», отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно идет работа за столами.
3. Физкультминутка
Как живешь? – Вот так! (Жестом большой палец вперед)
- А плывешь? – вот так! (Движение рук перед собой)
- Машешь вслед? – Вот так! (машем)
- Ждешь обед? – Вот так! (руки на пояс)
- Как бежишь? – Вот так! (согнутыми руками показать бег)
- Вдаль глядишь? – Вот так! (руку к голове)
- Ночью спишь? – Вот так! (ручки под щечку)
- А шалишь? – Вот так! (щеки надуть и сдуть руками)
4. Твердые и мягкие согласные звуки
Воспитатель предлагает положить рядом картинки луны и лисы. Спрашивает: «Какой первый звук в слове лиса!» — «л'». — «Какой первый звук в слове луна!» — «л». — «Какие это звуки?» — «Этозвуки-братцы, «л» — большой братец, «л'» — маленький братец».
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, что произносить звуки «л»» и «л'» мешает язычок. Затем сообщает «секрет»: «Звуки, которые что-либо (губы, зубы, язык) мешает произносить, называются согласными. Звуки «л» и «л'» — согласные. Большой братец «л» — твердый согласный, а маленький братец «л'» — мягкий согласный. Твердый согласный звук мы будем обозначать синей фишкой (показывает), а мягкий согласный звук будем обозначать зеленой (показывает)».
Дети заменяют серые фишки на цветные: сначала обозначают звук «л» синей фишкой, а звук «л'» — зеленой, потом определяют, что согласные звуки «н» в слове луна и «с» в слове лиса — твердые (обозначают их синими фишками). Называют парные согласные этих звуков — «н'» И «C'».
5. Игра «Назови братца».
Проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук, а дети в ответ — мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки «с», «т»,«в», «б», «л», «п», «г» и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный (соответственно «сь», «ть», «вь», «бь», «ль», «пь», «гь») и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Из чего состоит слог? Какие звуки бывают? Какими бывают согласные звуки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей старшей группы правилам дорожного движения. Тема:"Письмо от Бараша"
Занятие проводится с использованием интерактивной - сенсорной доски. Дети выполняя задания, в игровой форме, самостоятельно двигают картинки, могут рисовать, раскрашивать, исправлять. Это занятие на з...
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...
Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)
Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...
Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)
Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком...
конспект занятия по обучению грамоте старшая группа
Программное содержание:• развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;• упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;&bul...
Обобщающее занятие c детьми старшей логопедической группы компенсирующей направленности» по теме: «Гласные и согласные звуки».
Закрепить у детей понятие гласные и согласные звуки....