Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Ч».
методическая разработка по обучению грамоте

Перфильева Евгения Юрьевна

Методическая разработка учителя-логопеда для воспитанников логопедическрой группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Ч».

Цель: закрепить звук и букву Ч.

Задачи.

Образовательные: уточнить характеристику звука Ч; упражнять в умении определять позицию звука в слове; в умении определять количество слогов в слове; в чтении слогов; продолжать формировать звуковой анализ слова.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, память и внимание, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: игрушка Черепашка, мольберт, рисунок солнца и лучей, предметные картинки, картинки чемодана и вагончика, фишки для звукового анализа, кассы букв, мячики Су-Джок.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед. Ребята, давайте для создания хорошего настроения возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. А чтобы наше солнышко тоже заулыбалось, мы подарим ему лучики. Чтобы прикрепить лучик. Нужно ответить на вопросы, готовы?

- На какие две большие группы делятся звуки в русском языке? (Гласные и согласные.)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)

- Каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки? (Синим.)

- Каким цветом обозначаем согласные мягкие звуки? (Зелёным.)

- Чем отличается звук от буквы? (Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - пишем и читаем.)

- Солнышко наше тоже улыбается! (На мольберте прикрепляется изображение солнышко и лучиков.)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие спешит гость… А какой вы узнаете, отгадав загадку.

Быстро по воде плывет,

Но очень медленно ползет.

Носит дом с собой всегда,

Не страшна ей с ним беда!

На ней панцирь – не рубашка,

Кто же это?

Дети. Черепаха.

Логопед. Да, правильно это черепаха (На стол выставляется игрушка Черепашка.)

- Скажите, какой первый звук в начале слова?

Дети. Звук Ч.

Логопед. Сегодня мы с вами будем закреплять звук и букву Ч.

3. Характеристика звука Ч

Логопед. Давайте вспомним, какой звук Ч?

Дети. Согласный, мягкий (причём всегда), глухой.

4. Д/игра «Распредели по чемоданам»

Логопед. Черепаха готовится в путешествие и просит вас помочь ей сложить чемоданы. В первый нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова и в третий – в конце слова.

Дети распределяют картинки по чемоданам.

Картинки: чашка, ключ, мяч, удочка, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

 

5. Д/игра «Рассели по вагонам»

Логопед. Черепаха в путешествие поедет не одна, а со своими друзьями, которые изображены на картинках (показ). Вам нужно их распределить по вагонам, для этого отхлопайте слова по слогам и прикрепите к соответствующему вагону.

- А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети расселяют друзей по вагонам.

Картинки: чайка, бабочка, грач, черепаха, пчела.

Логопед. Ребята, давайте отдохнём и расскажем Черепахе стишок.

6. Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и

                                        остальными, которые ребенок держит

                                       «щепоткой». Надавливают ритмично на

                                       Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.    (дети катают Су-Джок между ладоней).

7. Буква Ч

Логопед. Ребята, Черепаха вам привезла какую-то букву (показ). Что это за буква? На что она похожа?

Дети. Это буква Ч. Она похожа на цифру четыре.

Логопед. У вас на столах листочки, вам нужно найти и обвести все буквы Ч. Сколько их?

Дети работают на листочках.

8. Чтение слогов с буквой Ч (работа с кассой букв)

Логопед. Открываем кассы и находим букву Ч, кладём на верхний ряд. Рядом выкладываем буква А, какой слог получился? (ЧА) и т.д. со слогами ЧО, ЧУ, ЧИ; АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ, ЫЧ.

9. Звуковой анализ слов

Логопед. Черепашка поиграть захотела с вами, она начнёт, а вы закончите нужным словом.

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий… (чай)

- Давайте сделаем звуковой анализ данного слова.

ЧАЙ – 1 слог, 3 звука

Ч – согласный, мягкий, глухой

А – гласный, ударный

Й – согласный, мягкий, звонкий

Логопед. Следующая загадка:

Стрелок пара – как усы

На стене висят… (часы)

- Давайте выполним звуковой анализ слова «часы». (Один ребёнок у доски разбирает, остальные - выкладываю соответствующие фишки у себя на столах.)

Логопед. Молодцы! А теперь давайте выложим эти два слова из букв. (Дети работают с кассами букв.)

10. Итог занятия

Логопед. Черепахе очень понравилось с вами заниматься и играть!

- Какой звук и букву мы сегодня с вами закрепляли?

- Что было самое сложное?

- Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Йй"

Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется  представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...