Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Ч».
методическая разработка по обучению грамоте
Методическая разработка учителя-логопеда для воспитанников логопедическрой группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote._mart_24g.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Ч».
Цель: закрепить звук и букву Ч.
Задачи.
Образовательные: уточнить характеристику звука Ч; упражнять в умении определять позицию звука в слове; в умении определять количество слогов в слове; в чтении слогов; продолжать формировать звуковой анализ слова.
Развивающие: развивать фонематическое восприятие, память и внимание, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: игрушка Черепашка, мольберт, рисунок солнца и лучей, предметные картинки, картинки чемодана и вагончика, фишки для звукового анализа, кассы букв, мячики Су-Джок.
Ход занятия
1.Организационный момент
Логопед. Ребята, давайте для создания хорошего настроения возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. А чтобы наше солнышко тоже заулыбалось, мы подарим ему лучики. Чтобы прикрепить лучик. Нужно ответить на вопросы, готовы?
- На какие две большие группы делятся звуки в русском языке? (Гласные и согласные.)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)
- Каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки? (Синим.)
- Каким цветом обозначаем согласные мягкие звуки? (Зелёным.)
- Чем отличается звук от буквы? (Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - пишем и читаем.)
- Солнышко наше тоже улыбается! (На мольберте прикрепляется изображение солнышко и лучиков.)
2. Сообщение темы занятия
Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие спешит гость… А какой вы узнаете, отгадав загадку.
Быстро по воде плывет,
Но очень медленно ползет.
Носит дом с собой всегда,
Не страшна ей с ним беда!
На ней панцирь – не рубашка,
Кто же это?
Дети. Черепаха.
Логопед. Да, правильно это черепаха (На стол выставляется игрушка Черепашка.)
- Скажите, какой первый звук в начале слова?
Дети. Звук Ч.
Логопед. Сегодня мы с вами будем закреплять звук и букву Ч.
3. Характеристика звука Ч
Логопед. Давайте вспомним, какой звук Ч?
Дети. Согласный, мягкий (причём всегда), глухой.
4. Д/игра «Распредели по чемоданам»
Логопед. Черепаха готовится в путешествие и просит вас помочь ей сложить чемоданы. В первый нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова и в третий – в конце слова.
Дети распределяют картинки по чемоданам.
Картинки: чашка, ключ, мяч, удочка, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.
5. Д/игра «Рассели по вагонам»
Логопед. Черепаха в путешествие поедет не одна, а со своими друзьями, которые изображены на картинках (показ). Вам нужно их распределить по вагонам, для этого отхлопайте слова по слогам и прикрепите к соответствующему вагону.
- А в каком вагоне поедет черепаха?
Дети расселяют друзей по вагонам.
Картинки: чайка, бабочка, грач, черепаха, пчела.
Логопед. Ребята, давайте отдохнём и расскажем Черепахе стишок.
6. Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
7. Буква Ч
Логопед. Ребята, Черепаха вам привезла какую-то букву (показ). Что это за буква? На что она похожа?
Дети. Это буква Ч. Она похожа на цифру четыре.
Логопед. У вас на столах листочки, вам нужно найти и обвести все буквы Ч. Сколько их?
Дети работают на листочках.
8. Чтение слогов с буквой Ч (работа с кассой букв)
Логопед. Открываем кассы и находим букву Ч, кладём на верхний ряд. Рядом выкладываем буква А, какой слог получился? (ЧА) и т.д. со слогами ЧО, ЧУ, ЧИ; АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ, ЫЧ.
9. Звуковой анализ слов
Логопед. Черепашка поиграть захотела с вами, она начнёт, а вы закончите нужным словом.
Поскорее наливай
Мне в стакан горячий… (чай)
- Давайте сделаем звуковой анализ данного слова.
ЧАЙ – 1 слог, 3 звука
Ч – согласный, мягкий, глухой
А – гласный, ударный
Й – согласный, мягкий, звонкий
Логопед. Следующая загадка:
Стрелок пара – как усы
На стене висят… (часы)
- Давайте выполним звуковой анализ слова «часы». (Один ребёнок у доски разбирает, остальные - выкладываю соответствующие фишки у себя на столах.)
Логопед. Молодцы! А теперь давайте выложим эти два слова из букв. (Дети работают с кассами букв.)
10. Итог занятия
Логопед. Черепахе очень понравилось с вами заниматься и играть!
- Какой звук и букву мы сегодня с вами закрепляли?
- Что было самое сложное?
- Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1
Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7
Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Йй"
Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...