Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Йй"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zvuk_i_bukva_yy.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Буква Йй и звук [j].
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, общей и тонкой моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, элементы для составления буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, презентация.
Предварительная работа. Заучивание подвижной игры «Садовник».
Ход занятия:
- Организационный момент. Совершенствование навыков звукового анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.
Логопед встречает детей и организует приветствие с ними, предлагает детям занять места за столиками. На столе лежат предметные картинки.
Логопед. Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.
Дети называют картинки.
Логопед. Какой звук слышится в середине всех этих слов?
Дети. Звук [j].
Логопед. Верно. И сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.
- Игра «Листопад». Развитие фонематического восприятия.
Логопед раздаёт детям разноцветные кленовые листья.
Логопед. Теперь мы будем играть в игру «Листопад». Но сначала послушайте стихотворение.
Логопед читает стихотворение, акцентировано произнося звук [j].
Чайка, зайка и сарай
Чем похожи? Угадай!
Дети. Во всех этих словах есть звук [j].
Давайте произнесём этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [j].
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к нёбу. Как вы думаете, звук [j] – гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.
Дети произносят звук, приложив руку к горлышку.
Дети. Он звонкий.
Логопед. Верно. Кроме того, этот звук всегда мягкий. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Зелёным.
Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному кленовому листочку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [j].
Для игры используется следующий материал: й, и, а, й, у, э, й, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать.
Дети слушают и поднимают сигналы, услышав звук [j].
Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными и не допустили ошибок.
- Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед убирает листья.
Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. М, а, й. Что получилось?
1-й ребёнок. Май.
Логопед. Верно! Что такое май?
1-й ребёнок. Это название первого весеннего месяца.
Логопед. П, о, й. Что получилось?
2-й ребёнок. Пой.
Логопед. Правильно.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: дай, дуй.
Логопед. Чудесно!
- Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Йй. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.
Логопед раздаёт детям буквари, открытые на с. 65.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Чайка, зайка и сарай
Чем похожи? Угадай!
В каких словах этого стихотворения есть звук [j]?
Дети. Чайка, зайка, сарай, угадай.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буквы Йй. Под ней вы видите зелёный кружок. Что это значит?
Дети. Это значит, что буква Йй обозначает мягкий согласный звук [j].
Логопед. На какую букву очень похожа буква Йй?
Дети. Она похожа на букву Ии. Только наверху над ней как будто висит галочка.
Логопед. Молодцы! А теперь возьмите необходимые элементы и составьте по одной букве Й.
Дети составляют букву Й.
Логопед. Какие детали вам потребовались для этого?
Дети. Две длинные палочки , одна короткая и галочка.
Логопед. Как вы расположили эти элементы?
Дети. Две длинные палочки стоят на небольшом расстоянии друг от друга , между ними, слева направо снизу вверх идёт короткая палочка, а наверху расположена галочка.
Дети убирают буквы.
Логопед. Посмотрите на нижнюю часть страницы. Найдите и назовите все предметы, в названиях которых есть новый звук.
Логопед. Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей.
Логопед. В каких словах звук [j] слышится в конце?
Дети. сарай, воробей.
Логопед. Отлично! А теперь переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелёными кружками.
1-й ребёнок. Ай.
2-й ребёнок. Май.
3-й ребёнок. Дай.
4-й ребёнок. Ой!
1-й ребёнок. Твой.
2-й ребёнок. Свой.
3-й ребёнок. Гайка.
2-й ребёнок. Зайка.
3-й ребёнок. Майка.
1-й ребёнок. Сайка.
Логопед. Теперь прочитайте слова под картинками.
4-й ребёнок. Гайка.
1-й ребёнок. Сайка.
Логопед. Что такое сайка?
1-й ребёнок. Это булочка.
Логопед. Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками.
4-й ребёнок. У Вовы зайка.
1-й ребёнок. У Зои новый зонт.
2-й ребёнок. Обратите внимание, слова Вова и Зоя написаны с большой буквы. Почему?
Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
- Подвижное упражнение «Садовник». (Расширение глагольного словаря, развитие общих речевых навыков, координация речи с движением.)
Мы вчера в саду гуляли, Идут на месте.
Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в
неё куст.
Яблони белили мы Движение правой рукой вверх – вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор, Имитируют удары молотком.
Завели мы разговор: Стоят на месте.
- Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
- Дам в награду слив лиловых, На каждое название фруктов загибают по
Груш медовых, одному пальцу на обеих руках, начиная с
Самых крупных спелых яблок, больших пальцев.
Вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам.
- Игра «Два и три». Совершенствование навыков слогового анализа слов.
Логопед. Назовите ещё раз свои картинки. Помните, во всех названиях есть звук [j].
Дети. Зайка, попугай, чайка, муравей, воробей, сойка.
Логопед помещает на доску цифры «2» и «3».
Логопед. Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру «2» те картинки, названия которых делятся на 2 слога, а под цифру «3» те картинки, названия которых делятся на 3 слога.
Дети выполняют задание. Логопед убирает цифры.
- Пальчиковая гимнастика «Что в корзинку положу?» (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)
Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.
Красные яблоки зреют в саду. Идут по столу пальчиками.
В сад погулять я с корзинкой иду.
Что я в корзинку свою положу?
Вы посчитайте, а я расскажу.
Груши, сливы и айву, Загибают на каждое название фрукта по
По порядку назову. одному пальцу сначала на правой, а потом на
Абрикосы и гранат. левой руке.
Сосчитали всё подряд?
Персик, спелый виноград,
Много яблок и гранат.
Очень спелую хурму
Тоже я с собой возьму.
- Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, навыков печатания.
Логопед раздаёт детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Логопед. Что вы видите в верхней части страницы?
Дети. Букву Йй, йогурт и йод.
Логопед. Верно. Раскрасьте больщую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Зелёный, потому что буква Й– мягкая согласная буква.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.
Дети выполняют задание.
Логопед. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Й. Сначала пишем одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишем галочку. Напишите четыре больших буквы и три маленьких по точкам. Слова и предложение вы будем писать потом. Закройте тетради.
Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с нарушением зрения «В гостях у старичка-лесовичка. Звук и буква У»
На данном занятии учитель-логопед знакомит детей со звуком и буквой "У"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Цц"
Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости - звонкости ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"
На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звуки В, Вь. Буква В"
Цель: закрепление у детей навыка различения звуков [в]-[в´] изолированно, в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой В.Задачи:- уточнять произношение звуков [в] и [вь], дифференциац...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...