Использование загадок на занятиях по обучению грамоте
презентация по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАГАДКА – краткое описание неназванного предмета или явления с помощью каких либо сходных признаков с другим предметом, на основании которого его надо угадать, проявляя при этом наблюдательность, сообразительность, ум.
Происхождение С лово «загадка» образовано от слова «гадать», которое обозначает «думать», «размышлять»
Виды загадок 1. Прямые загадки – это загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Разговорная форма: Н е лает, не кусает, а в дом не пускает. Стихотворная форма: Мягкий, пышный и душистый, он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.
2. Загадки - рифмовки Отгадывать такие загадки легче, ведь нужное слово так и просится на язычок. Злая, как волчица. Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же … Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый …
3. Загадки – обманки. Загадки – обманки тоже рифмуются. Но отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Где высокая трава Раздаётся громко « Ква ». Прыгнула вдруг на дорожку. Кто такая? Это… (лягушка, не кошка) Очень громко на заре Распевает во дворе, Весь народ перебудил Голосистый … (петух, не крокодил) Людям верно я служу, Все продукты охлажу, Не испортились чтоб вдруг, Нужен в доме всем… (холодильник, не утюг)
4. Загадки на смекалку. Загадки на смекалку – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Чтобы найти ответ, нужно просто догадаться. Кто на себе свой дом носит ? Отчего утка плавает?
5. Загадки – звукоподражания Полем идет, травку жует, Деткам молоко дает, Мычит: «Му-му- му ». Кто это? Не пойму. (КОРОВА)
6 . Загадки - отгадки Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел.
7 . Фонетические загадки . Жаркие настали дни, А вокруг пеньки одни. «П» на «Т» сменил олень – Пень исчез, осталась … ( тень ) Моль в шкафу у Таточки Съела шарф и тапочки. Сменим «М» на «С», и моль Превратится просто в …( соль)
8 . Загадки – складки Целый час жужжит уже На цветочке буква ... ( Ж ) На одной стоит ноге, Любят гуси букву ... ( Г ) Для шипенья хороша В алфавите буква ... ( Ш ) Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь? Перед тобою буква … А .
9 . Шарада Шарада – это загадка в стихах, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное короткое слово. Первый слог — пищит так мышка, А второй — опасный слишком, Их по два есть у козлов И бизонов, и коров. Но когда всё вместе сложишь, Угоститься им ты сможешь. ( Пирог: пи + рог)
Первый слог из будки лает, Ставят в слог второй букет, А сложи – во тьме летает И не любит солнца свет. (Сова: со-ба-ка , ва -за.) Первый слог с хвостом и гривой, С тополей летит второй, А все вместе горделиво Разрослось над травой . ( Лопух: лошадь, пух.)
Первая буква повсюду в лесу, Буква вторая сидит на носу, Третью в дупле прячут дикие пчелы, А все это вместе – мечта новосела. (Дом : дерево, очки, мед) Д О М
10. Метагра́ммы Метагра́ммы (от др.-греч. μετά — «между», γράμμα — «буква») — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки . Кто с «у» — ползучий, А с «ё» — колючий? Уж — ёж
С «Ч» — летаю над волною. С «Л» — не дам волкам покою, С «М» — рубашка-безрукавка, С «3» — скачу в лесу по травке, С «Г» — меня крепи к детали Из железа или стали. ( Ч айка — л айка — м айка — з айка — г айка) С первой буквой. С «О» — я вам рассказ кончаю, С «У» — дождем вас поливаю, С «А» — ваш груз перевожу. (Т о чка — т у чка — т а чка)
11. Анаграммы Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос ); Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. ( Липа - пила).
12. Логориф Логогрифы — это такая разновидность загадки, в которой нужно отгадать некое слово, прибавив или убрав определённые буквы в начале, середине или конце слова, но не заменяя их на другие (рот-крот, пушки-ушки, бланк-банк, руль-рубль, боб-бобр, трюмо-трюм). Такие словесные задачки лучше всего использовать в стихотворной форме, чтобы облегчить ребёнку восприятие.
Если рядом зажужжала, Берегитесь её жала. Но добавим «К» — и вот Её девочка плетёт. (Оса-коса) В небе облака гонял, Шумно дерево качал. Только буква «Т» пропала, Превратился в опахало. (Ветер-веер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".
Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...
Буклет "Использование приёмов мнемотехники при обучении грамоте"
Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерност...
ПРАКТИКУМ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ»
Цель: познакомить воспитателей с играми и упражнениями, основанными на звуковом аналитико-синтетическом методе при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы.
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт работы в начальной школе помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой ...
Проект "Использование компьютерных игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с общим недоразвитием речи"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"14060241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"629","width":"859"}}]]...
Консультация на тему: " Использование игровых приемов при обучении грамоте»
В консультации размещен опыт работы по использованию игровых приемов при обучении грамоте старших дошкольников...
Использование камней Марблс в обучении грамоте детей дошкольного возраста
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе и в контексте преемственности дошкольного и начального школьного обр...