Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".
консультация (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, решающих конкретные речевые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 42.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Двуреченский детский сад общеразвивающего вида
Консультация для педагогов
Тема: Использование игровых упражнений
при обучении грамоте детей
подготовительной к школе группы.
Подготовила воспитатель
подготовительной к школе группы
Смолянская Екатерина Николаевна
п. Горный, 2013г.
Пояснительная записка.
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт работы в начальной школе помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами.
Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень все сложное становится понятным и доступным.
Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Основные задачи к обучению грамоте, которые решаются в детском саду, состоят в обучении детей составлять предложения из двух – четырёх слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух – трёхсложные слова с открытыми слогами (ма – ши – на) и составлять слова из слогов.
Детей подводим к звуковому анализу слова.
В практических упражнениях мы закрепляем представление детей о предложении, слове, звуке, а также составление схем.
Индивидуальные и групповые занятия проходят в игровой деятельности непринуждённой форме, учитываются возрастные психологические особенности ребёнка.
Говоря о степени подготовки ребенка к школе, в первую очередь обращается внимание на развитие пальцев рук. Лепка, рисование, аппликация - это виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики руки.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя так же отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания может привести к возникновению негативного отношения в целом к учебе.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
- Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Задание можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву образец и знакомит с ней ребенка. Затем ребенок копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова. Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, счетные палочки, толстые нитки.
- Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой. Он может крупу сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Воспитанник способен катать зернышки крупы между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом, делать вращательные движения. Ребенок может перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Выполнение этих простых упражнений, несомненно, способствует развитию мелкой моторики руки.
Покатаю я в руках бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
- Игры со счетными палочками. В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развивать внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце из многоугольника и т. п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.
Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился материал, которым хочу поделиться. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
1.Выделение звука на фоне слова
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Где звук?» | Развитие умений определять, где находится звук. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) | Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук. |
«Где спрятался звук?» | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. | Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах. |
«Узнай звук» | Развитие умений находить слова с изучаемым звуком. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
«Выдели звук» | Развитие умений выделять первый звук в слове. | Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка. | Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку. |
2. Постановка ударения.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Исправь ошибку» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки со словами (для воспитателя). | Произносятся слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка. |
«Соберем урожай» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. | 2 команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. 1-я команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено, верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай. |
3. Выделение ударного слога.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Цветы» | Развитие умение определять количество слогов в слове. | Предметные картинки (цветы). | На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов. |
«Зоопарк» | Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов. | Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. | Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек. |
«Чудесный мешочек» | Развитие умений делить слова на слоги. | Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога. | Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам, и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование. |
«Купи игрушку» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. | Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. |
«Молчанка» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). | Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. |
«Слог – шаг» | Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. | |
«Один – два – три» | Развитие умения слышать слог в слове. | Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный. | Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру. |
«Ударный слог» | Закрепление умений выделять ударный слог. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог. |
«Загадка» | Закрепление умений выделять ударный слог. | У воспитателя карточки с загадками и отгадками. | Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог ударный. |
4. Дифференциация гласных и согласных.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Найди место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки. |
«Кто больше» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов. | |
«Найди предмет» | Закрепление знаний о гласных звуках. | У воспитателя – предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют. |
«Лото» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки. | Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает. |
«Найди картинке место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам. |
«Поезд» | Развитие умения выделять гласные звуки. | Поезд с буквами, предметные картинки. | Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают, кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой. |
«Кто в домике живет» | Развитие умения определять наличие звука в слове. | Домик, набор предметных картинок. | В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка. |
5. Слог, как часть слова (для читающих детей).
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Перевертыши» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами у каждого ребенка. | Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет, какие два слова получились. |
«Собери слова» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами. | Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова. |
«Домино» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя. | Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок. |
«Часы» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур. | Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги. |
«Цепочка» | Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. | Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы.
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт работы в начальной школе помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой ...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Буква Б и звуки Б-Бь. "Поможем Незнайке"
Конспект содержит материалы по дифференциации звуков Б-Бь в игровой форме...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»
Задачи: 1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению; 2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением; 3.Обучать звуковом...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе по теме "Дифференциация звуков [л] – [л\']
Цель: дифференциация звуков л-л...
Использование игровых приёмов в работе по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Игры со слогами и словами»
Игра – это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт у...