Использование камней Марблс в обучении грамоте детей дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сюмкина Марина Александровна

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе и в контексте преемственности дошкольного и начального школьного образования. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении родного языка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni_marbls.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе в контексте преемственности дошкольного и начального школьного общего образования. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении родного языка в целом.

В основной образовательной программе нашего детского сада в образовательной области «речевое развитие» представлены следующие задачи по подготовке детей к обучению грамоте:

  • формирование у детей умения выделять последовательность звуков в простых словах;
  • делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части; составлять из них слова;
  • упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

Обучение грамоте– довольно сложный процесс для дошкольников. Наша задача как педагогов – раскрыть перед ними такие сложные понятия, как «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». И тут нам на помощь приходят игровые технологии. В игре сложное становится дошкольнику понятным и доступным. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника делает обучение интересным, динамичным, эмоционально приятным, неутомительным и разнообразным. А это объективно подталкивает нас к поискам новых нетрадиционных игровых приемов и технологий в работе с детьми.

И такой поиск привел педагогов нашего детского сада к использованию в обучении дошкольников грамоте камешков Марблс – волшебных камешков страны Звуков, как мы их называем с детьми.

Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой круглой, овальной или другой формы. Далекий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камешки имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть.

На занятиях по обучению грамоте камешки Марблс помогают нашим воспитанникам успешно проводить звуковой анализ слов: выделить в словах отдельные звуки; определить их порядок; учиться различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий). Также на занятии с помощью данного материала проводится работа по делению слов на слоги и составлению предложений.

Игры с камнями Марблс – это и умственное, и физическое развитие ребенка. Манипуляции с камешками тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений, развитию всех психических процессов дошкольников. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В игре ребенка с камешками развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.

Применяемые игровые приемы и средства мы используем не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в режимных моментах, и в индивидуальной работе с детьми, где дидактические игры («Гласный и согласный», «Где спрятался звук?», «Зеркало», «Знакомство с буквой»,» Слоги», «Составь предложение» и др.) с использованием камней Марблс помогают закрепить и повторить пройденный материал.

Опыт нашей работы показывает, что самое обычное задание с разноцветными камешками можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес дошкольников, и они с удовольствием выполняют упражнения, которые в другом случае показались бы им скучными и утомительными.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса и неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезным. Именно поэтому использование нетрадиционных игровых приемов и средств в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес современных детей к данному разделу, помогает в дальнейшем избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"

Мастер -класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-дефектолога В.И.Погребной на 2022-2023 у.г. ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка с ОВЗ. Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен науч...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...