Гпасный звук А. Буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сухарева Вера Николаевна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте. Гласный звук А. Буква А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_a.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Обучение грамоте. «Гласный звук А, буква А»

Задачи: Определить место звука в словах аист, астра, луна, мак. Учить делить слова на слоги.

Оборудование. Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, в которых только буква А, а, предметные картинки.

Ход

1.        Воспитатель произносит пословицу: Ученье свет, а неуче
нье тьма.
 Совместно с детьми выясняется ее значение.

2.        В доступной форме — немного сведений из истории пись-,
менности. (В древности люди писали на камнях, глиняных до
щечках, папирусе*, пергаменте**, бересте и т. д.)

— Как вы думаете, дети, для чего надо уметь читать?

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!        

Не надо к маме приставать.      

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»    

Не надо умолять сестрицу:      

«Ну, прочитай еще страницу!»    

Не надо звать, Не надо ждать,    

А можно взять и почитать!

3. Анализ звука А.

• Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем.

Показ разрезной азбуки большого формата (наборное полотно со всеми буквами).

Загадки

Где живут А Б В Г Д?

Тут живут А Б В Г Д.

Видишь, дома сидят,

Из окошек глядят.

Человечки черные,

Умные, ученые

Друг за другом стали в ряд,

Молча с навей говорят.

Тридцать три родных сестрицы

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

Воспитатель:

— Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо.

• Вводится термин «гласный».

Определение места звука в словах: аист, астра, луна, мак.

(Сопровождается загадками, иллюстрациями. На фланелеграфе воспитателем составлены эти слова, и место буквы показывается во время произнесения слова.)

Загадки

Его мы клёкот слышим

И летом и весной.

И он над нашей крышей

Стоит, как часовой. (Аист)

В осеннее небо глядится цветок

Сердцевинной своей золотой.

За лучистый, прямой лепесток

С древнейших времен он назван звездой. (Астра)

Вот шершавый стебелек, В середине — уголек, Лепестки блестят, как лак, — Распустился красный... (Мак)

В небе круглая лепешка, От нее струится свет. Света вроде и немножко, А на весь хватает свет. (Луна)

4. Анализ буквы А.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

Дети рассматривают букву. Она состоит из трех палочек. «Пишут» печатную большую букву А в воздухе.

Вот два столба наискосок.

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква... (А) С.Я.Маршак

5. Анализ маленькой буквы а.

Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка» т.е. из двух частей.

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.       Энергичные движения плечами.

Стоп! Сели. Травушку покушали.

Тишину послушали.          Приседания.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!    Прыжки на месте.

6. Показ схемы слова ЛУ-НА

Сначала воспитатель, а затем и дети произносят слово луна разделенным на слоги.

7.        Игровая ситуация «Покажи букву».

У каждого ребенка в руке буква А. Воспитатель показывает карточку или предметные картинки по любым темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Рыбы», «Транспорт» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.

Предложить 2—3 слова, в которых нет звука А.

Работа в тетради

8.        Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...