Звуки и буквы "Ч", "Щ". Чтение слогов, предложений
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель: познакомить со звуками ч и щ, как с глухими мягкими согласными, учить их отличать на слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки и буквы «Ч», «Щ». Чтение слогов, предложений.

Цель: познакомить со звуками ч и щ, как с глухими мягкими согласными, учить их отличать на слух.

Задачи:

1. способствовать развитию звуко-буквенного анализа;

2. закрепить умение определять место звука в слове;

3. познакомить с условным обозначением звуков ч и щ - зеленый квадрат;

4. познакомить с печатными буквами Ч и Щ, учить их печатать;

5. способствовать развитию фонематического восприятия путем различения на слух слов, отличающихся одним звуком;

6. учить читать слоги и слова.

Оборудование: индивидуальные тетради с печатной основой, зеленые и простые карандаши, плакаты с изображением букв, магниты, магнитола, диск «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, предметные картинки с подписями.

1. Организационный момент – игра «Подскажи словечко».

-Кто же это ходит в каменной рубахе?

-В каменной рубахе ходят ….(черепахи).

-Какой звук услышали в начале слова? На что похоже его звучание?

-Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

-Боимся мы щекотки,

Сапожной строгой (щетки).

-Какой звук услышали в начале слова? На что похоже его звучание?

2. Знакомство со звуками ч и щ. Игровое упражнение «Назови первый звук».

- Рассмотрите картинки в первом задании. Назовем их.

Обведите в кружок простым карандашом картинки, которые начинаются с одного и того же звука.

-Проверяем. Какие картинки обвели? Почему? Какой это звук?

Какая картинка лишняя? Почему? Какой это звук?

-Так как эти звуки согласные, глухие, мягкие мы будем их обозначать зелёным квадратиком.

3. Знакомство с буквами Ч и Щ.

-Какая буква похожа на щетку? Почему?

-Верно, эта буква для звука щ.

-Для какого же звука вторая буква?

-Правильно, для звука ч.

Да, вы правильно решили Ч мы пишем, как четыре.

- В какую сторону повернулись эти буквы?

(В левую сторону.)

- Посмотрите, буква Щ состоит из трёх элементов –три щетинки, а нижний элемент – выходит за их пределы, затем идет вниз. Получается ручка.

(Показ на доске.)

-Напечатайте буквы для звуков ч и щ на крышах слоговых домиков зеленым карандашом. Заполните пустые клетки, приготовьтесь читать слоги, которые получатся.

(ПРОХОЖУ И СМОТРЮ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.)

- Прочитаем слоговые таблицы, приготовьтесь сделать вывод.

-Что заметили?

4. Музыкальная физминутка с движениями «Щука».

5. Графическое упражнение «Объедини линией».

-Рассмотрите задание под цифрой 2. Назовём картинки.

-Проведите линию так, чтобы она касалась предметов со звуком щ. Возьмите простые карандаши.

- Что лишнее? Почему?

6. Физминутка

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. (наклоны левая рука к правой ноге правая рука к левой ноге)

Да у щётки половой палка есть над головой. (руки над головой, тянемся на цыпочках вверх)

Палка щёлк щенков с плеча!(руки перекрещиваем на плечах)

Два щенка ушли ворча. (маршируем)

7. Дидактическая игра: «Подари картинки».

(Картинки на доске.)

- Назовите картинку четко, определите звук занятия, «подарите» картинку нужной букве.

Картинки: щепка, хвощ, чайник, чайка, ящерица, чемодан, щука, очки, бочка, мяч, туча, чашка, бабочка.

8. Итог.

-Назовите звуки занятия. Назовите любые слова со звуком ч.

- Какие буквы учились печатать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...

«Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ»

laquo;Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ»...

Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе "Звук и буква "Н". Чтение слогов. Написание и чтение слов"

Использование авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты "От звука к букве". Формирование звуковой аналитико-синтетической активности до...

Звук и буква "М" . Чтение слогов, слов. Ударение.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа и формировать звуковую аналитико-синтетическую активность....

Звуки и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозначать на схеме, используя условное обозначение.Учи...

Звуки Д - Т. Чтение слогов, предложений.

Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т ка...