Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе "Звук и буква "Н". Чтение слогов. Написание и чтение слов"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Использование авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты "От звука к букве". Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте" помогает детям в игровой форме усвоить сложный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dop_gramota.docx | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Гимназия № 196 (дошкольное отделение)
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Конспект дополнительной образовательной деятельности
для детей старшего возраста
Тема: «Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов.»
Воспитатель:
Луханина Светлана Николаевна
Используемые технологии: Авторская педагогическая технология Е. В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»
Санкт-Петербург
2021 год
Название «Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов.»
Цель: познакомиться с новым звуком и буквой «Н»
Задачи:
1.Образовательные:
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат. Продолжать знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно выделять звук «Н» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Вырабатывать умение писать букву «Н» с помощью образца, читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Знакомить с тем, как писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Помогать осваивать фонетический разбор этих слов.
2.Воспитательные
Воспитывать предпосылки учебных действий: умение не мешать товарищам, заниматься вместе, умение самостоятельно работать; интерес к познавательной деятельности.
3. Развивающие
Развивать эмоциональное и логическое мышление.
Интегрируемые образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Материалы к совместной образовательной деятельности: Е.В. Колесникова рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я», демонстрационный материал Колесникова «Звуки и буквы», лист 11 ««Звук и буква «Н», предметные картинки слов со звуком «Н», Слоговый домик звука «Н», цветные карандаши.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Примерный ход совместной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивация Интерактивная игра «Здравствуй, друг!» – Здравствуй, друг! – Как ты тут? – Где ты был? – Я скучал! – Ты пришел? – Хорошо! -Ребята, а кто мне скажет, с каким звуком и буквой мы познакомились с вами на прошлом занятии. А какое слово мы с вами научились читать? А чтобы узнать с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, давайте посмотрим на картинки. Назовите предметы. Какой первый звук в слове «ножик». Сколько звуков «Н» в слове «банан». Учить детей произносить звук так, как он слышится в слове, - «Н». –Так кто мне может сказать, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Кто сегодня будет внимательным, тот сможет прочесть новое слово!. | Пожимают друг другу руки. Ласково треплют за ушко. Разводят руки в стороны, приподнимают плечи. Прикладывают правую руку к сердцу. Постукивают по плечу. Обнимают друг друга. Звуком и буквой «М» Ножик, банан. «Н». Два. |
Проблематизация Игра «Кто внимательный». Дети должны хлопать в ладоши, если в словах, которые назовет педагог, есть звук «Н»; если звука «Н» нет, хлопать не надо. Слова: носорог, нос, банан, ноты, пальто, шарф, ноги, корона, сон, юноша, стол, шкаф, ночь, окно, зонт. Игра «Подскажи словечко» Подсказать слово в конце каждого стихотворения и обвести картинки-отгадки. А петух с колючим ежиком Режут сало острым….. Кто один имеет рог? Отгадайте!.... - Назовите первый звук в словах ножик, носорог. Какой это звук? Каким значком обозначается согласный звук? Игра «Определи место звука в слове» - Назовите предметы на картинке, интонационно выделяя звук «Н». Определите место звука «Н» в названиях нарисованных предметов и нарисуйте синий квадрат в соответствующем месте. (Слон – в конце, зонт – в середине, насос – в начале) - Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением слона? - Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением зонта? - Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением насоса? Физкультминутка Мы пойдем на носках, Мы пойдем на пятках. Мы идем как все ребятки – Раз-два, раз-два! (темп быстрый) И как мишка косолапый – Раз-два, раз-два (темп медленный) | Ножиком Носорог «Н» Согласный – воздух, выходящий изо рта, встречает преграду виде зубов. Обозначаем синим квадратом. В конце, потому что звук «Н» в слове слон слышится в конце. В середине, потому что звук «Н» в слове зонт слышится в середине. В начале, потому что звук «Н» в слове насос слышится в начале. Выполняют движения согласно тексту стихотворения |
Целеполагание Звук «Н» как и другие звуки имеет свой знак – это буква «Н». Она написана в левом уголке, а в правом ее шуточное изображение. Показать детям букву и прочесть стихотворение И. Блюмкина Две палочки, а третья – поперек. Так буква Н по лесенке идет. Вот теперь вы познакомились с новой буквой. Сегодня, когда будете идти домой с мамой, покажите ей новую букву на витринах названий магазинов, которую сегодня узнали,. -Ребята, а как образуются слоги? Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационный слоговый домик. Прочитайте слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ (одновременно педагог ведет указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов) | Согласная соединяется с гласной Дети вместе с воспитателем читают слоги |
Планирование будущей деятельности Игра «Соедини правильно» Обведите букву «Н» по точкам, а затем напишите слова в слоговом домике перед гласными буквами. Прочитайте слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Соедините каждый шарик с соответствующим слогом в домике. | |
Реализация плана Игра «Слово, схема, предмет» -Ребята, какие предметы нарисованы в задании? Напишите названия предметов сначала буквами, а внизу – условными обозначениями (гласные – красный квадрат, согласные – синий квадрат). Прочитайте слова | Нарисованы луна, мыло ЛУНА, МЫЛО |
Рефлексия Какую букву вы сегодня покажете родителям по дороге домой? Назовите слова со звуком «Н» Что вам было легко делать? Где испытывали трудности? Оцените свою работу. Нарисуйте зеленый кружок в правом нижнем уголке, если все упражнения выполнены правильно; если 1-2 ошибки – желтый; если все выполнено неправильно - красный | Букву «Н» Дети называют слова. Если затрудняются, показать картинки Буратино, нос, сосна, санки, ночь, ноты, нора, ноябрь, ноги,,, один, корона, банки, ворона, бант, рябина. Самоконтроль и самооценка выполненной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»
Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...
Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе «Спортивная тренировка со Смешариками»
Сегодня я хочу познакомить вас с настоящей баскетбольной командой. Вот они – это смешарики. Ребята, вы знаете, смешарики умеют играть в баскетбол, они настоящая команда и вообще очень любят заниматься...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Обучение грамоте тема: Слоговый состав слова. Ударный слог.
Слоговый состав слова. Ударный слог....
Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе « Под грибом». (по мотивам сказки В. Г. Сутеева)
Формировать у детей интерес к театру, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Мы вместе-дружная семья, в слове Мы - семь Я»
Расширять и систематизировать знания детей о семье. ...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»
Основная идея рассказа в том, что неважно кем быть по профессии, главное — оставаться человеком....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе"Труд людей весной". Речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Труд людей весной". (речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучен...