Звуки Д - Т. Чтение слогов, предложений.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ-ТЬ. Учить писать печатными буквами Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д+10 гласных, с Т+10 гласных. Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы

Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ-ТЬ. Учить писать печатными буквами Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д+10 гласных, с Т+10 гласных. Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Словарная работа: звук, буква, слог, ударение, гласный, согласный, твердый, мягкий.

Материал: демонстрационные картинки, фишки, рабочие тетради «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесниковой, схема слов, фишки.

Ход НОД

В гости приходит Незнайка

Незнайка: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей)

- Помогите мне отгадать загадки?

1. Задание «Отгадать загадки и обвести картинки с изображением отгадки»

- Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка? … (Тыква)

- Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок? … (Дуб)

Педагог: Назовите предметы, которые обвели на картинках.

Дети: (Тыква, Дуб).

- Назовите первые звуки в этих словах?

Дети: (Д, Т).

Сравнительный анализ звуков Д - Т

(Звук Д – звонкий, Звук Т – глухой).

2. Задание «Место звука в словах»

Диван – Тигр (Звуки находятся вначале слова, они мягкие согласные, поэтому обозначаются зеленым квадратом).

Удочка – Ракета (Звуки находятся в середине слова, они твердые согласные, поэтому обозначаются синим квадратом).

Мёд – Кот (Звуки находятся в конце слова, они твердые согласные, поэтому обозначаются синим квадратом).

3. Задание «Слоговые домики»

(Чтение слогов в слоговом домике).

Педагог: Одинаково ли произносится звук -Д в словах?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно. Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы – он произносится как звук Д, а перед гласными Я, Е, Ё, И, Ю – как ДЬ).

4. Физминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

5. Задание «Прочитай и запиши предложение знаками»

Педагог: Отгадайте мою загадку:

- Мягкие лапки,

На лапках цап-царапки? … (Кошка. Котенок)

Вопросы:

- Что умеет делать кошка (котенок? … (Ответы детей).

- Что любит кушать кошка (котенок? … (Ответы детей).

- Посмотрите на картинку и скажите, что делает котенок?

Котенок лакает молоко.

Вопрос:

- Как можно записать предложение, используя условные обозначения? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, нарисовать три прямоугольника.

Вопросы:

- Сколько прямоугольников нарисовали? … (Три).

- Почему? … (В предложении три слова).

- Назовите 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово в предложении.

Определить ударный слог и ударный гласный звук в каждом слове и обозначить значком ударение.

Итог:

Вопросы:

- С какими буквами и звуками мы сегодня познакомились? … (Д – ДЬ)

- Где могут находится, звуки в слове? … (В начале слова, в середине слова и в конце).

- Звук – Д, какой? … (Звонкий). Звук – Т, какой? … (Глухой).

- Кому мы помогали отгадывать загадки? … (Незнайке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»

Цели:1.                Коррекционно – образовательные:- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...

подгрупповое занятие в подготовительной группе по автоматизации звука "Л" в словах, слогах, предложениях.

конспект занятия в подготовительной группе по автоматизации звука "Л". Тема: "Спасение слоненка"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...

Звуки и буквы "Ч", "Щ". Чтение слогов, предложений

Цель: познакомить со звуками ч и щ, как с глухими мягкими согласными, учить их отличать на слух....