Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].
Задачи:
1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.
2.Развивающие: развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.
3.Воспитательные: воспитывать дружный коллектив и чувство взаимовыручки.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с предметами, первокарты, карандаши.
Ход ННОД
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня занятию буду проводить я. Меня зовут Монгуш Айрана Шолбановна.
Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг к другу и мне.
Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что же в нем написано.
«Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию. А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
- Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии? (Да)
В: Ребята, что изображено на этой картине?
Д: На этой картинке изображен банан.
В: Какой первый звук в слове банан?
Д: Б
В: Молодцы ребята! (Переварачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).
- А на этой картинке что изображено?
Д: На этой картинке изображена утка.
В: Молодцы, переворачиваю картинку.
(Аналогичная работа с картинками: кошка, валенки, буква Ы.)
В: Ребята, а теперь давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?
Д: БУКВЫ
В: кто же живет в стране Букварии ребята? (БУКВЫ)
В: Правильно. И сегодня мы познакомимся с новыми буквами. Прежде чем познакомится с новыми буквами сделаем дыхательную гимнастику.
«Каша кипит»
И.п – сидя на стульчике, спинки прямые, ножки вместе, одна рука лежит на животе, другая рука на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5-6раз).
В: Молодцы, ребята!
II. Основная часть:
Прежде чем узнать новые буквы давайте отгадаем загадку.
Он высокий и пятнистый
С длинной – длинной шеей
И питается он листьями,
С листьями деревьев.
- И кто же это, ребята?
Д: жираф
В: Молодцы! С какого звука начинается слово жираф?
Д: Слово жираф начинается со звука Ж.
- Отгадайте еще одну загадку.
Не галстук, не воротник
А шею обнимать привык
Но не всегда, а лишь тогда
Когда бывают холода.
- Что это ребята?
Д: Шарф
В: Молодцы! С какого звука начинается слово шарф?
Д: Слово шарф начинается со звука Ш.
В: Молодцы! Для того, чтобы правильно произносить звуки, давайте сделаем фонетическую зарядку.
- Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж…)
- Пожжужите как пчелы (Ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
- Пошипите, как змеи (Ш-ш-ш).
В: Молодцы! А теперь давайте поиграем: если я говорю «Жуки» - вы бегаете вокруг стола и жужжите; если говорю «Змеи» - вы, приседаете за стульями и шипите.
В: Молодцы! Садитесь на стульчики спинки прямые, ножки вместе. А теперь будем сделать артикуляционную гимнастику.
«Улыбка – трубочка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
- Молодцы! Вот и мы сегодня мы и познакомимся со звуками и буквами Ж-Ш.
(Обращаю детей на экран, на экране буквы Ж-Ш).
- Давайте дадим характеристику звуку Ж, Ш.
- Это буква «Же» обозначается звуком [ж]
- Произнесите звук Ж.
Д: Ж-ж-ж
В: Звук Ж можно пропеть?
Д: Звук Ж нельзя пропеть.
В: Почему ребята нельзя пропеть?
Д: Он согласный.
В: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ж.
- Наше горлышко спит или работает?
Д: горлышко работает.
В: если горлышко работает, значит звук [ж] какой?
Д: звук [ж] звонкий
В: Молодцы! Все правильно. А еще звук [Ж] всегда твердый.
- Айдыс, дай полную характеристику звука [Ж].
А: звук [Ж] - согласный, звонкий, всегда твердый.
В: А теперь рассмотрим букву и звук Ш. это буква «Ша» обозначается звуком [Ш].
- Давайте произносим звук Ш-ш-ш.
- А теперь положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Ш]
- Наше горлышко спит или работает?
Д: Спит
В: Если горлышко спит, то звук [ш]какой?
Д: звук [Ш] – глухой.
В: Молодцы! Все правильно. Звук Ш – согласный да ребята?
Д: Да
В: Звук Ш – согласный , глухой, всегда твердый.
А теперь давайте с вами поиграем в игру с карточками на определение звука звонкий или глухой.
Я буду называть слоги, слова. Если в слоге или в слове есть звук [Ж] – поднимаете карточку с колокольчиком, если есть в слове или в слоге звук [Ш] – то поднимаете карточку с наушниками.
- жа, -ша, -зу, -жи, -зи, -шу, -жу, -ши.
- жук, шуба, живот, зонт, шарф, жираф, шапка.
- Молодцы! Все были очень внимательными. Вы наверно устали давайте сделаем физминутку: «Веселая мышка»
А теперь поиграем в игру «Рассели жильцов в домики»
Перед вами карточки с изображением предметов на звуки Ж-Ш]. На доске прикреплены 2 домика с буквами Ж и Ш.
Вы подходите со своей карточкой и заселяете в домик в соответствии с нужным звуком и считаете хлопками количество слогов.
- Чаяна, что у тебя в карточке нарисована? (Жук).
- Куда расселишь жука? (в дом в который есть буква Ж).
-Молодец. Сколько слогов ребята в слове Жук. Давайте посчитаем.(Жук 1 слог)…
- Молодцы! А теперь будем работать первокартами.
В первокарте в левой стороне изображены буквы Ж и Ш, а в правой стороне предметы со звуками Ж и Ш. Если предмет начинается со звука Ж вы рисуете в квадратике зеленый кружочек, а если предмет начинается со звука Ш – рисуете синий квадрат.
Давайте проверим все ли правильно сделали.
- Что нарисовали рядом с шубой какой знак?...
Молодцы! Все справились с заданием.
Рефлексия:
- С какими звуками и буквами мы сегодня работали?
- Дайте характеристику звуку Ш?
- Дайте характеристику звуку Ж?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- А что было самым трудным?
Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями. Вот какие мы сегодня молодцы, погладьте по голове, по груди. Пусть ваши дружные пальчики возьмут смайлики и покажете свое настроение после сегодняшнего занятия.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].
НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....
НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].
НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...
Использование игровых приёмов в работе по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Игры со слогами и словами»
Игра – это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт у...
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Ф...
Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов.
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласн...