Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуковой разбор слова «Лист» старшая группа.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуковой разбор слова «Лист» старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуковой разбор слова «Лист» старшая группа

Цель: Обучение звуковому анализу слова.

Задачи:

-Закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

-Учить называть слова с заданным звуком.

-Учить составлять предложения.

Материал: звуковые схемы, пеналы с цветными кружками по количеству детей.

Оборудование: магнитная доска, ноутбук.

Описание:

На ковре воспитатель проводит игру«Кто внимательный?» Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки.

Дети(ответы детей) гласные, твердые и мягкие согласные.

Воспитатель: «Давайте поиграем. Возьмите три фишки — красную, синюю и зеленую. Если я назову гласный звук, вы поднимете красную фишку; если я назову мягкий согласный звук, поднимете. какую фишку?» — «Зеленую». — «А если я назову твердый согласный звук, вы поднимете.» — «Синюю фишку». Воспитатель называет вперемежку 8-10 звуков. Дети на каждый звук поднимают соответствующие фишки.

После игры дети садятся за столы.

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами будем разбирать слово, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

С ветки в речку упадёт.

И не тонет, а плывёт. (ЛИСТ)

Он зелёный у цветов,

Встретить солнышко готов,

Свеж, изящен, шелковист

Изумрудный тонкий. (ЛИСТ)

Дети: Лист.

Воспитатель: Да, верно ребята-это лист.

(Открыть на экране картинку с изображением листа)

Воспитатель: Ребята давайте разберем слово ЛИСТ.

У доски слово разбирается поочередно четырьмя детьми. (Настя, Степан, Тимофей, Кристина)

Воспитатель: Какой первый звук в слове ЛЛЛИСТ?

Дети: Л*

Воспитатель: Звук Л* он какой?

Дети: Согласный, мягкий

Воспитатель: Когда мы его произносим нам что-то мешает?

Дети: Да.

Воспитатель: Преграда есть?

Дети: Да, есть

Воспитатель: Что мешает?

Дети: Язык, зубы.

Воспитатель: Произнесите слово Лллист так, чтоб было слышно первый звук.

Дети: Лллист.

Воспитатель: Ульяна произнеси слово лист так, чтоб было слышно первый звук.

Дети(ответы детей)

Воспитатель: Дети, если звук Л* мягкий согласный, какой поставим кружок?

Дети: Зеленый.

Воспитатель: Второй звук какой? Лииист.

Дети: И

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: гласный

Воспитатель: Какой кружок поставим?

Дети: Красный

Произнесите слово Лииист так, чтоб было слышно второй звук.

Иван произнеси слово Лииист так, чтоб было слышно второй звук.

Воспитатель: Послушайте следующий звук Лиссст. Какой это звук?

Дети: Согласный, твердый.

Воспитатель: Произнесите слово Лиссст так, чтоб было слышно следующий звук.

Дети(ответы детей)

Воспитатель: Соня произнеси слово Лиссст так, чтоб было слышно следующий звук.

Дети(ответы детей)

Какой кружок поставим?

Дети: синий.

Воспитатель: Послушайте следующий звук Листтт. Какой это звук?

Дети: согласный, твердый.

Произнесите слово Листтт так, чтоб было слышно последний звук.

Дети(ответы детей)

Воспитатель: Яна, произнеси слово Листтт так, чтоб было слышно последний звук.

Дети(ответы детей)

Воспитатель: Какой кружок поставим?

(ответы детей)

Воспитатель: Сколько звуков в слове Лист?

Дети: 4 звука.

Воспитатель: Сколько согласных звуков?

Дети: 3 согласных звука.

Воспитатель: Назовите.

Воспитатель: Сколько твердых согласных звуков?

Дети: 2 твердых согласных звука.

Воспитатель: Назовите.

Воспитатель: Сколько мягких согласных звуков? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите

(ответы детей)

Воспитатель: Сколько гласных звуков?

Дети: 1 гласный звук

Воспитатель: Назовите

Дети: И

Воспитатель: Сколько слогов в слове Ли-ст

Дети: 1 слог

Воспитатель: Как вы узнали, что 1 слог?

Дети(ответы детей)

Воспитатель: Как можно проверить?

Дети: Прохлопать или посчитать гласные звуки.

Воспитатель: Да, правильно дети, в слове лист 4 звука, 3 согласных,

1 мягкий согласный звук, 2 твердых согласных звука и 1 гласный звук.

Ребята давайте встанем возле своих столов и сделаем не большую разминку:

Воспитатель:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Присаживаемся за столы.

Воспитатель: Ребята кто может составить предложение со словом Лист?

Дети: Дети составляют предложения.

(Спросить 3 детей) Ульяна, Яна, Тимофей. З

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например, кот. За каждый правильный ответ получите фишку.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, что мы сегодня делали на занятии?

Дети: Разбирали слово Лист

Воспитатель: Да, правильно мы сегодня делали звуковой анализ слова Лист.

Сколько звуков в слове лист?

Дети: 4 звука

Воспитатель: А сколько слогов?

Дети: 1 слог

Воспитатель: А как вы определили, что один слог?

Дети: В слове лист один гласный звук.

Воспитатель: А как еще можно узнать?

Дети прохлопать в ладоши

Воспитатель: Скажите пожалуйста, Лист обозначает один предмет или много?

Дети: один

Воспитатель: Хорошо, Ребята, а теперь скажите мне, один лист, много чего…

Дети: Листьев.

Воспитатель: Давайте подберем к слову лист слова признаки, которые отвечают на вопрос какой? Лист какой?

Дети: Осенний, Золотой, Зеленый, Бумажный.

Воспитатель: Хорошо ребята, на этом наше занятие заканчивается, вы хорошо сегодня по трудились, Вы молодцы! Всем спасибо!

Ритуал окончания.

Я сейчас мы улыбнемся

Дружно за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелания

Никогда не унывать

И друг другу помогать!

https://dsdnr.ru/upload/000/u0/b/7/541c55d2.jpg      https://dsdnr.ru/upload/000/u0/b/7/541c55d2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе «В гостях у мастера карандаша».

В процессе образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о звуках и народном искусстве Хохлома, раскрыта интеграция таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, р...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе "Знакомство со звуками (Л), (Ль) и буквой Л

Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой ЛЗадачи:образовательные: уточнение артикуляции звуков (Л), (Ль); формирование умения различать звуки (Л) и (Ль); сравнение звуков по твердости и мягкост...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук. Слово. Предложение"

Тема:  Звук. Слово. Предложение.Цель: закрепить знания детей по теме - Звук, слово, предложения. Составление предложений из схем (полосок)....