Конспект логопедического занятия по подготовке обучения грамоте в старшей группе с ОНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Иринцеева Зухра Ильсуровна

Знакомство детей со звуком [х]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temazvukh.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Звук [х]

Цель: знакомство детей со звуком [х].

Задачи:

  • закрепить правильное произношение звука [х] в самостоятельной речи;
  • познакомить с артикуляцией и характеристикой звука;
  • формировать умение выделять звук [х] из ряда других звуков, из слогов, слов;
  • формировать умение определять место звука в слове;
  • формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слога;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие внимания, мышления;
  • развивать координацию речи с движением;
  • воспитывать у детей внимательное отношение друг другу.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, картинки, тетради, карандаши, символы звуков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Игра «Ловишки»

Учитель-логопед. Ребята, вы уже знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Если услышите согласный звук, то хлопаете в ладоши.

2. Введение в тему

Учитель-логопед. К нам в гости кто-то пришел. Отгадав загадку, вы узнаете гостей.

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот хитрющий я какой! 
 

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

- Правильно, это хомяк и кот. Хомяка Зовут Хомка. А кота Химка. Какой первый звук мы слышим в слове хомяк, Хомка, Химка?

- Звук [х]

- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [х]

II. Основная часть.

1) Знакомство с артикуляцией звука [х] и характеристикой

Учитель-логопед Возьмите зеркала. Произнесите звук [х]. Как-будто мы греем ладошки. (Изображение рук)

- При произнесении звука [х] кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Горлышко молчит, не дрожит (нет голоса)

- Воздух встречает преграду, значит это согласный звук. Обозначаем синим квадратом.

Характеристика. Звук [х] – согласный, твердый, глухой.

- При произнесении звука [х’] кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Горлышко молчит, не дрожит (нет голоса)

Звук [х'] – согласный, мягкий, глухой. Обозначаем зеленым квадратом.

2) Игра «Будь внимателен».

Учитель-логопед. Если услышите звук [х], то показываете синий квадрат, а если [х’], то зеленый квадрат.

Лексический материал: х, к, х, х, м, хь, ха, ка, хи, то, хы, на, хе, хвост, кость, халат

Физкультминутка

Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)

Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать.
(показываем сильный).

3)  Работа в тетрадях. 

Учитель-логопед. Ребята, вам нужно определить место звука [х] в названиях картинок. Соедини рисунки с нужными схемами.

4) Игра «Разбери на звуки»

- Назовите первый звук в слоге «ха». Положите символ.

- Назовите второй звук. Положите символ.

- Назовите с помощью символов, что получилось. Сколько звуков?

III. Итог.

– Какой звук мы учили?

– Хомка и Химка остались довольны вами и просят вас назвать слова, в которых есть звук [х].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре».

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»....

Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка".

Конспект по подготовке  обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка". Цель: закрепление знаний детей о звуках и буквах.Программные задачи: Обобщать и систем...