Конспект логопедического занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иринцеева Зухра Ильсуровна

Тема: Знакомство детей со звуками [к], [к'].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temazvukk.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Звуки [к] - [к’] "

Цель: знакомство детей со звуком [к] и [к’]

Обучающие: закрепить четкое произношение звука [к] и различения звуков [к] - [к’]; познакомить с артикуляцией и характеристикой звуков; формировать умение определять место звука в слове; обучать делению слов на слоги; формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слов; упражнять в повторении чистоговорок;

Коррекционно-развивающие: развивать коммуникативные навыки, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, мышление, общую моторику.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества на занятии, доброжелательности друг другу.

Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кабан, камень, кирпичи, кепка, кенгуру); магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Игра с мячом "Выдели звук"

Учитель-логопед.  "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".

Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя.

2. Введение в тему

Учитель-логопед.  Ребята! Посмотрите, кто у нас в гостях?

- Это котёнок и китенок.

- Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [к].

- Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)

II. Основная часть

1. Знакомство со звуками.  Артикуляция и характеристика звуков [к] - [к’]

Учитель-логопед. Сегодня мы познакомимся со звуком [к]

- Возьмите зеркала. Произнесите звук [к]

- При произнесении звука [к] спинка языка стучит по нёбу, а кончик языка опущен вниз.

- Это согласный звук, потому что воздух встречает во рту преграду.

- Это глухой звук, потому что горлышко не дрожит.

- Это твердый звук (слуховой контроль).

- Обозначим синим квадратом без колокольчика.

Проводится аналогичная работа со словом китенок.

Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [к] – [к’], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками.

Звук [к] - согласный, т. к. – не поётся, воздух встречает преграду, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.

Звук [к’] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, воздух встречает преграду, т. к. произносится без голоса, мягкий.

При произношении звуков [к] - [к’] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.

2. Игра "Речевая зарядка"

Попеременное произнесение и сопоставление звуков [к] - [к’] логопедом и детьми хором и индивидуально.

Хоровое повторение чистоговорок.

Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".

АК – АК – АК – МАК                      АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ

УК – УК – УК – СТУК                       УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ

ОК – ОК – ОК – СОК                      ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ

ИК – ИК – ИК – КРИК                     ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ

3. Игра "Подушка – камень"

Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (ладошки), если услышали звук [к’] и "камень" (кулачки), если услышали звук [к].

- из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ

- из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки

Физкультминутка

Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"

Девочки и мальчики,

Прыгают, как зайчики,

Ножками топают, ручками хлопают.

Головками кивают и тихо приседают.

4. Игра "Отбери картинки"

Учитель-логопед. Ребята, посмотрите на пол. Здесь играл котенок и рассыпал коробку с картинками. Давайте наведем порядок. Себе возьмем картинки со звуком [к] или [к’], а остальные положим в коробку. На доске изображения схем. Дети определяют место звука в слове.

5. Игра "Собери слово"

Учитель-логопед. Назовите первый звук в слове «кот». Положите символ.

- Назовите второй звук. Положите символ.

- Назовите третий звук. Положите символ.

- Что получилось? Назовите.

6. Игра "Отхлопай" Деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [к], [к’]: кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти, кабан, камень, кот.

- Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?

- Какое слово самое длинное? Почему?

III. Итог занятия

Учитель-логопед - С какими звуками познакомились на занятии?

- Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?

- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?

- В какую игру понравилось играть?

-  Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре».

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»....

Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка".

Конспект по подготовке  обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка". Цель: закрепление знаний детей о звуках и буквах.Программные задачи: Обобщать и систем...