Конспект логопедического занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: "Звуки [к] - [к’] "
Цель: знакомство детей со звуком [к] и [к’]
Обучающие: закрепить четкое произношение звука [к] и различения звуков [к] - [к’]; познакомить с артикуляцией и характеристикой звуков; формировать умение определять место звука в слове; обучать делению слов на слоги; формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слов; упражнять в повторении чистоговорок;
Коррекционно-развивающие: развивать коммуникативные навыки, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, мышление, общую моторику.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества на занятии, доброжелательности друг другу.
Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кабан, камень, кирпичи, кепка, кенгуру); магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Игра с мячом "Выдели звук"
Учитель-логопед. "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".
Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя.
2. Введение в тему
Учитель-логопед. Ребята! Посмотрите, кто у нас в гостях?
- Это котёнок и китенок.
- Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [к].
- Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)
II. Основная часть
1. Знакомство со звуками. Артикуляция и характеристика звуков [к] - [к’]
Учитель-логопед. Сегодня мы познакомимся со звуком [к]
- Возьмите зеркала. Произнесите звук [к]
- При произнесении звука [к] спинка языка стучит по нёбу, а кончик языка опущен вниз.
- Это согласный звук, потому что воздух встречает во рту преграду.
- Это глухой звук, потому что горлышко не дрожит.
- Это твердый звук (слуховой контроль).
- Обозначим синим квадратом без колокольчика.
Проводится аналогичная работа со словом китенок.
Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [к] – [к’], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками.
Звук [к] - согласный, т. к. – не поётся, воздух встречает преграду, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.
Звук [к’] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, воздух встречает преграду, т. к. произносится без голоса, мягкий.
При произношении звуков [к] - [к’] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.
2. Игра "Речевая зарядка"
Попеременное произнесение и сопоставление звуков [к] - [к’] логопедом и детьми хором и индивидуально.
Хоровое повторение чистоговорок.
Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".
АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ
УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ
ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ
ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ
3. Игра "Подушка – камень"
Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (ладошки), если услышали звук [к’] и "камень" (кулачки), если услышали звук [к].
- из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ
- из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки
Физкультминутка
Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"
Девочки и мальчики,
Прыгают, как зайчики,
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками кивают и тихо приседают.
4. Игра "Отбери картинки"
Учитель-логопед. Ребята, посмотрите на пол. Здесь играл котенок и рассыпал коробку с картинками. Давайте наведем порядок. Себе возьмем картинки со звуком [к] или [к’], а остальные положим в коробку. На доске изображения схем. Дети определяют место звука в слове.
5. Игра "Собери слово"
Учитель-логопед. Назовите первый звук в слове «кот». Положите символ.
- Назовите второй звук. Положите символ.
- Назовите третий звук. Положите символ.
- Что получилось? Назовите.
6. Игра "Отхлопай" Деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [к], [к’]: кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти, кабан, камень, кот.
- Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?
- Какое слово самое длинное? Почему?
III. Итог занятия
Учитель-логопед - С какими звуками познакомились на занятии?
- Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?
- В какую игру понравилось играть?
- Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Игра "Бросай-ка"
развивающая игра "Бросай-ка"...
Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Мы много знаем»
Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте...
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...
Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре».
Обобщение у детей знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте....
Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре».
Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»....
Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка".
Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка". Цель: закрепление знаний детей о звуках и буквах.Программные задачи: Обобщать и систем...
Конспект логопедического занятия по подготовке обучения грамоте в старшей группе с ОНР
Знакомство детей со звуком [х]...