Конспект комплексного итогового занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Знаний»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Макеева Татьяна Алексеевна

Конспект содержит игровой материал, применение которого позволяет выявить знания и умения детей подготовительной группы по тематическому модулю "Обучение грамоте" в рамках программных требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Конспект комплексного итогового занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Знаний»

возраст 6-7 лет

Воспитатель:    

Макеева Т.А.

Покачи 2024

 

Образовательная область: «Речевое развитие».

Тематические модули: «Обучение грамоте», «Развитие речи».

Программное содержание:

  1. Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.
  2. Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.
  3. Закрепить умение делать звуковой анализ слова.
  4. Упражнять в умении подбирать к слову родственные слова.
  5. Развивать фонетический слух и внимание.
  6. Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять предложения из слов, пользуясь схемой.
  7. Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.
  8. Упражнять детей в умении разгадывать ребусы.
  9. Формировать навыки совместной работы в паре, работы у доски.
  10. Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.

Приемы и методы:

проблемная ситуация, сюрпризный момент, загадки, разгадывание ребусов, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, работа в тетрадях ,  работа детей  в парах, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры , вопросы – ответы, рассуждения и выводы  детей.

Материалы к занятию:

звуковая запись письма от Королевы страны Знаний, посылка со школьными  принадлежностями, лепестками – заданиями от волшебного цветка, предметные картинки, ребусы, игрушка – гном, схемы предложений, конверты с наборами  слов  для составления предложений, карточки-схемы  для слова «школа», цветные фишки для каждого ребёнка, цветные магниты, рабочие тетради в клетку, простые карандаши, взаимоконтроль.

Предварительная работа:

игровые упражнения  и дидактические  игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, выделять голосом ударнуй звук, определять ударный слог,  составлять из слов предложения, из предложений рассказ; упражнения на умение подбирать к слову родственные слова и прилагательные к существительным; разгадывание ребусов и кроссвордов;  чтение слоговых  таблиц, слов, коротких предложений и текстов; разучивание пальчиковой гимнастики  «Скоро в школу мы пойдем» и физ. минутки к занятию; работа в тетрадях по печатанию букв и слов; домашнее задание – найти пословицы и поговорки о дружбе.

Ход занятия:

    Воспитатель звенит колокольчиком и дети собираются вокруг воспитателя.

Мой звонок звенит, заливается,

      И ребята вокруг меня собираются.

    - Дети, давайте возьмёмся за руки сделаем круг.

Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.

                                           Крепко за руки возьмёмся

                                           И друг другу улыбнёмся.

- Улыбнитесь, дети друг другу и подарите улыбки гостям.

Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, да не обычное, звуковое. Давайте послушаем его.

(включить запись письма от Королевы страны Знаний)

    «Мои дорогие юные друзья! Я, Королева Знаний, приглашаю вас в гости, в мою страну Знаний. Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В стране знаний вас ждут интересные задания, которые вам предстоит выполнить. Хочу быть уверена, что вы готовы к  школе. Желаю вам удачи!»

    -Ну что, ребята, вы готовы отправиться в страну Знаний? Для начала отгадаем загадки о жителях страны Знаний, проведём разминку для ума:

1. Один мягкий и свистит

Другой, твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт…(звук)

2.Чёрные птички                                                                                                                На белой страничке                                                                                                             Кто их прочитает…(буквы)

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый…(слог)

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу,

Если буквы  в ряд сложу,

То его потом прочту…(слово)

5. Много слов я соберу                                                                                                            Меж собой их подружу                                                                                                     Понятным будет изложенье                                                                                               То получу я …(предложение)                                                                        

 Все загадки отгадали и в волшебную страну попали.

( звучит волшебная музыка)

    - Вот мы, кажется, и попали в страну Знаний. Ребята, а что это?

(обращает внимание на посылку)

    - Да это посылка от Королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке.

(достаёт из посылки: тетрадь, азбуку, карандаши, ручку, пенал, ластик)

    - Что это? Как назвать эти предметы одним словом?  (школьные принадлежности) А вот и первое задание: (читает задание, написанное на лепестке цветка)

Названья предметов на слоги делите                                                                                       И сколько в слове том частей – скорее вы скажите!                                                      (дети определяют по хлопкам, сколько слогов в словах)

   - А вот и второе задание:                                                                                                              У Королевы Знаний                                                                                                         Помощников не счесть,                                                                                                             Средь них один чудесный Гномик есть.

Воспитатель достает из посылки игрушку-гнома и показывает ее детям.
                                Он карточку со схемами в подарок вам принёс.
                                Вы ж проявите своё уменье,
                                Составьте со словами предложенья!

Воспитатель предлагает детям сесть за парты, обращая внимание на осанку детей.

(показывает карточку со схемами предложений)

    - Ребята, а кто скажет, что же такое предложенье? Что означают эти чёрточки? Почему здесь ставится вертикальная палочка? А, что означает эта точка? Какие ещё знаки могут стоять в конце предложения?

    Воспитатель предлагает детям составить предложения по схемам со словами, обозначающими школьные принадлежности.

    Дети составляют предложения по предложенным схемам из двух, трех и четырех слов.

 

   Воспитатель предлагает  детям сказать одно из предложений так, чтобы на конце предложения поставить !, а потом? знаки.

Физ. минутка:

  Потрудились – отдохнём.
      Встанем, глубоко вздохнём.                                                                                 Руки в стороны, вперёд,                                                                                            Влево, вправо поворот!
      Три наклона, прямо встать.
      Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,
 Всем улыбки подарили.

  - А это, что ещё за картинки?

(воспитатель достаёт из посылки картинки: шуба , кастрюля , обувь, лиса, аист)

  - А вот и третье задание:

Составить слово, состоящее из первых букв названий предметов

(дети догадываются, что это слово – ШКОЛА)

  - Ребята, а какие вы знаете родственные слова слову «школа»?

(школьный, школьная, школьник, дошкольник)

  - Да, сейчас вы ещё дошкольники, а скоро будете школьниками и будете учиться в школе. А какие родственные слова есть у слова «учиться»?

(учитель, ученик, учебник, ученическая и т.д.)

  - Давайте напечатаем слово «школа» и  сделаем звуко-буквенный анализ этого слова. Это и будет  четвёртое задание от Королевы страны Знаний.

Но прежде сделаем пальчиковую гимнастику.

                                     Пальчиковая гимнастика:

Скоро в школу мы пойдем    (пальчики идут по парте)
И портфель с собой возьмем,  (большими и указательными пальцами рисуют                                        в воздухе портфель)  
Ручку, книжку, карандаш, (загибают пальчики)
Мы в портфель положим наш( пальцами изображают портфель)
Будем мы читать, писать (ладошки перед собой)
И учиться все на пять (показать ладошки с разжатыми пальцами)
(один ребёнок работает у доски, другие за столами)

  Воспитатель предлагает детям для звукового анализа воспользоваться схемой слова «школа» и цветными фишками.

  Работу ребенка у доски проверяем  с помощью светофоров.  Если ребенок выполняет все правильно, дети показывают зеленый сигнал, если нет – красный.

                                                            Вопросы:

  1. Сколько слогов в слове «школа»? Как узнали? Выделите слоги.
  2. Назовите ударную букву в слове «школа», ударный слог? Поставьте ударение.
  3. Назовите и обозначьте фишкой соответствующего цвета звуки в слове «школа»
  4. Гласные звуки – это что?
  5. Какие звуки мы называем согласными?
  6. Сколько же звуков и букв в слове «школа»?

    - Молодцы! Думаю, Королева страны Знаний будет довольна вами. И теперь пятое задание:

Королева страны Знаний прислала нам ребусы и предлагает отгадать зашифрованные слова (бабочки, экран, гроза, стрижи, дорога и др.)

Воспитатель вывешивает на доску задания-ребусы, дети разгадывают их.

    - Переходим к шестому заданию.                                                                            Воспитатель раздаёт на столы по несколько напечатанных слов и предлагает ребятам составить из них предложения,  дети работают парами. Читает задание:

                           Здесь ветер сильно погулял,
                          И слова все разбросал,
                          Вы их вместе соберите,
                          И предложение прочтите.

   Дети работают за столами парами. Они достают из конвертов слова и составляют из них предложения. За тем по очереди, начиная с первого стола, зачитывают составленные предложения.

  1. МНЕ КУПИЛИ ПОРТФЕЛЬ.
  2. СКОРО Я ВОЙДУ В ШКОЛУ.
  3. Я БУДУ УЧИТЬСЯ.
  4. Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ.
  5. ПОКА Я ДОШКОЛЬНИК.
  6. Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ДЕТСКИЙ САД.

  Воспитатель обращает внимание детей, что  из предложений  получился рассказ и просит одного  или двух  детей пересказать его, соблюдая последовательность предложений. Воспитатель хвалит детей.

(включается  запись  голоса Королевы страны Знаний)

  «Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все задания и теперь сможете узнать магическое слово, которое зашифровано на лепестках волшебного цветка. Оно поможет вам в школе и вообще в жизни. Учитесь хорошо и будьте счастливы!»

( дети составляют цветок их лепестков и замечают, что на лепестках написаны буквы разные по размеру и от самой большой по размеру буквы до самой маленькой собирают слово – «дружба»)

- Как вы думаете, как дружба помогает в жизни, как она может помочь в учёбе? Какие пословицы или поговорки о дружбе вы знаете? Как вы их понимаете? (Ответы детей, рассуждения).

(дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова)

                           Шире наш чудесный круг,
                          Я твой друг и ты мой друг.
                          Влево, вправо повернись,
                          И друг другу улыбнись!

- Все задания Королевы Знаний мы выполнили, узнали магическое слов А что вам больше всего понравилось, какое задание было особенно трудным ,интересным?  Вы, ребята, молодцы! Теперь вы смело можете идти в школу.

А сейчас я предлагаю вам  отдохнуть и послушать песню о дружбе .

                 (звучит песня о дружбе в магнитной  записи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте. «Путешествие в страну «Знаний»

Цель: 1.Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог,слово, предложение.2. Упражнять детей в умении различать гласные и с...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний".

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Комплексное итоговое занятие в средней группе "Путешествие в страну Знаний"

Материал поможет выявить уровень сформированности знаний, умений, и представлений детей, полученных ими в течении учебного года и закрепить их....

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну Знаний"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с целью выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении; воспитывать желание учиться, ответственно относитьс...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний "

Закрепление местоположения звуков в слове,знаний о гласных и согласных звуков.Составление предложений с помощью схем.Упражнять в подборе слов с заданным звуком....