Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Андреева Ольга Николаевна

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_aoui_konspekt.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме:

«Дифференциация звуков [А, У, И, О]»

Составитель:

Учитель-логопед

Андреева О.Н.

Москва

Тема: «Дифференциация звуков [А, У, И, О]».

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных звуков [А, У, И, О] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [А, У, И, О] на слух и в произношении с использованием символов гласных звуков Т. А. Ткаченко.

-развитие фонематического восприятия;

-упражнять детей в подборе рифмующихся слов;

-упражнять детей в составлении предложений по предметным картинкам;

-закрепление образа буквы;

Коррекционно-развивающие:

-расширять и активизировать словарь детей;

-развитие мимической мускулатуры;

- активизировать произвольное внимание;

-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

-  развивать память, внимание, мышление;

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

- воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

- воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;

- вызывать интерес к языковым явлениям.

Используемое оборудование:

Магнитная доска; четыре гномика (мягкие игрушки) символы гласных звуков Т. А. Ткаченко; предметные картинки, начинающиеся на звуки

[а, о, у, и], красочные конверты с наклеенными символами гласных звуков, мяч, счётные палочки, верёвочки, картонные золотые медальки.

Ход занятия

I.Организационный момент.

На столе логопеда 4 игрушечных гномика. К колпачкам гномиков прикреплены символы гласных звуков (разработанные Т. А. Ткаченко).

  • Приветствие.

Логопед: Ребята, давайте улыбнёмся и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

У нас в гостях гномики-звукарики. У них необычные и весёлые имена.

Сейчас мы сделаем весёлые упражнения для лица и узнаем, как зовут гномиков.

  • Психогимнастика.

Гномик Алик улыбнулся (улыбаемся)!

Гномик Улик удивился (изображаем удивление)!

Гномик Олик рассердился (сердимся)!

Гномик Илик восхитился (изображаем восхищение: Ах!).

I I.Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

Логопед: Как зовут гномиков? Назовите 1-й звук в имени Алик [а], Улик, Олик, Илик.

Сейчас, мы будем играть со звуками [а, о, у, и], а гномики нам помогут.

2.Д/И «Покажи символ звука».

Логопед: Гномики придумали для вас интересные игры и задания.

А какие игры и задания приготовили нам гномики, мы узнаем раскрыв конверты, которые лежат возле гномиков – звукариков.

Называют их звукариками потому что они очень любят дружить и играть со звуками.

На конвертах изображены символы гласных звуков.

Ребята, по изображённому на конверте символу звука, определите в каком конверте задание от гномика Алика?

Гномик Алик придумал для нас игру. Гномик будет называть имена девочек, а вам нужно поднять и показать символ звука, с которого начинается имя девочки.

Алина, Осип, Уля, Инна

Каким цветом обозначаем звуки [а, у, и, о]? (Красным). Почему? (Это гласные звуки). Почему эти звуки гласные? (Потому что мы их можем тянуть и петь). Молодцы!

3.Д /И «Топни-хлопни-подпрыгни-присядь».

Логопед: ребята, в конверте есть ещё задание от гномика Алика.

Гномик Алик просит вас внимательно послушать произносимые гласные звуки и топнуть (хлопнуть, подпрыгнуть, присесть) на звук [а]. Аналогичная работа проводится со звуками [о; у; и], но меняется выполняемое действие.

А   О    У    А    А    И   У   О   И    И   У  У   О

-Молодцы, ребята!

4.Пальчиковая игра «Кто приехал?»

Логопед: ребята, а сейчас давайте поиграем в игру: «Кто приехал?»

Дети складывают пальцы обеих рук.

Кто приехал?             (Быстро хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы!              (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а

Кончики остальных пальцев одновременно быстро

хлопают.)

Мама, мама, это ты?      (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!                        (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты?         (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!                         (Хлопают кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты?   (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!                         (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Ах, сестричка, это ты?     (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!                           (Хлопают кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, да, да, да!   (Хлопают всеми пальцами.)

5. Д/И «Послушай и повтори».

Логопед: ребята, другие гномики тоже приготовили для вас игры и упражнения.  Найдите конверт от гномика Олика.

Задание такое: вам нужно внимательно послушать серию звуков и повторить их.

АУ, УИ, ОУ, АУИ, ИУА, ОАИ…

Сколько звуков ты произнёс? Назови первый звук, второй звук (третий).

-Молодцы, ребята!

6. Д/И «Четвёртый лишний».

Логопед: ребята, гномик Олик, предлагает вам

прослушать ряд слов и назвать лишнее слово, начинающееся с другого звука.

Аня, август, осень, апельсин;

Оля, овощи, уши, окна;

Ира, ива, Инна, утка;

Усики, утка, осень, ушки;

-Молодцы, ребята!

7.Физкультминутка «Как живёшь?»

Ребята, продолжаем играть и веселиться! Поиграем в игру: «Как живёшь?»

Дети встают в круг или врассыпную.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Как живёшь? Вот так!

А плывёшь?

Как бежишь?

В даль глядишь?

Машешь вслед?

Ждёшь обед?

Утром спишь?

А шалишь?

-Молодцы, ребята!

8. Д/И «Подскажи словечко».

Логопед: ребята, давайте откроем конверт гномика Улика.

В этом конверте имеется и задание и картинки.

Логопед прикрепляет картинки к магнитной доске.

Гномик Улик просит вас поиграть в игру «Доскажи словечко» и назвать 1-й звук в слове отгадке. Картинки, прикреплённые к магнитной доске станут для вас помощниками.

Он большой, как мяч футбольный                  

Если спелый – все довольны,                          

Так приятен он на вкус,                                  

А зовут его …(арбуз)                                        

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит,                                            

Это доктор … (айболит)

Он плывёт по простыне,                                    

Как кораблик по волне.                                      

Он хозяйкам добрый друг

Электрический …(утюг)

Слоник хоботом, как душем,

Моет спину, моет …(уши)

Что-то стало пальцу колко-

У меня в руках …(иголка)

Вот хозяйка к нам пришла

И подарки принесла.

Яблоки и груши.

Помидоры- кушай.

Что за славная девица

Угощать всех –мастерица,

И не лето, не весна-

В гости - … (осень)-

К нам пришла.

-Молодцы, ребята!

9. «Составление предложений по картинкам».

Логопед. Гномик Улик предлагает вам составить предложение с понравившейся картинкой.

Ответы детей: Я люблю есть спелый, сочный, сладкий, красный арбуз. Мама утюгом гладит юбку. Доктор Айболит лечит зверей. Я укололся острой иголкой. Осенью желтеют и краснеют листья. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. У Ани проколоты уши.

-Молодцы ребята!

10.Д/И «Договори последний слог».

Логопед: Остался последний конверт. Кому он принадлежит? Правильно, гномику Илику. Гномик Илик придумал для вас очень интересную игру с мячом. Встаньте в круг. Я вам буду бросать мяч. Я произнесу начало слова, а вас попрошу договорить последний слог и назвать последний звук.

Кенгу…(ру), сапо…(ги), моло…(ко), ру…(ка).

-Молодцы, ребята!

11. Д/И «Подари подарки гномикам».

Логопед: Ребята, гномики приготовили для нас очень интересные игры. Предлагаю подарить гномикам подарки.

Посмотрите, на столе лежат картинки. Гномику Алику надо подарить картинки на звук [а]; Илику на звук [и]; Олику на звук [о], а Улику на звук [у].

Дети по очереди отбирают картинки и отдают гномикам.

Логопед:Молодцы ребята! Гномики очень довольны!

12. Составление букв (А, У, И, О) из палочек, верёвочек (для буквы «О»).

Я предлагаю вам выложить буквы (А, О, У, И) из палочек и верёвочек.

Молодцы ребята! Буквы получились замечательные!

I I I .Итог занятия.

Логопед.Ребята, а теперь поиграем в игру наоборот. Я буду показывать букву, а вы назовите звук. Молодцы! Вы, замечательные дети! Все задания выполнили правильно и быстро! За ваши отличные результаты, гномики-звукарики дарят вам золотые медальки!

До новых встреч ребята!

Используемая литература:

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.2007.

2.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:Кн.для логопеда.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

3.Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. Изд.:ГНОМ и Д, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...