РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевой развитие».
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте детей 6 -7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote.docx | 76.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Сказка» п.г.т.Заиграево
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации образовательной области «Речевой развитие».
Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте детей 6 -7 лет.
п.г.т.Заиграево 2023г.
Содержание.
Основные цели и задачи… 4
Принципы реализации программы 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ 7
ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Возрастные особенности детей 6-7 лет 8
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10
Основные этапы и содержание работы 11
Перспективное планирование программного содержания 12
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Основные направления взаимодействия с родителями 16
Перспективный план по взаимодействию с родителями 17
Список литературы…………………………………………………………………..18 1
Пояснительная записка.
Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.
Дополнительная образовательная программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты.» (далее просто «Программа») имеет социально- педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устав учреждения.
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 6 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении одного года и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.
Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации.
Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно- двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Основные цели и задачи программы
Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать и развивать фонематического слуха;
- Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
- Знакомить со слоговой структурой слова;
- Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Расширять словарный запас детей;
- Знакомить с графическим изображением буквы;
- Учить соотносить звук и букву;
- Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
- Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
- Подготовить руки ребенка к письму;
- Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать графические навыки;
- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
- Развивать глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать;
- Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- Воспитывать усидчивость;
- Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Принципы реализации программы
В основе реализации программы лежат принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие.
- Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и творческих и творческих способностей детей.
- Принцип последовательности. Предполагает изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Режим занятий.
Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста. Срок реализации программы 1 год. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой- расписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный
наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).
Учебный план.
Количество занятий в неделю | Всего занятий в Месяц | Всего занятий в год | |
1 | 30 мин | 4 | 32 |
Методы и приемы обучения.
На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения и воспитания:
- информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации);
- практические (фонематические упражнения, работа с текстами, дидактические игры, рисование, театрализация);
- методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование)
Формы и методы контроля.
Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.
Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.
Педагогическая мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а так же на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:
- Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь),
- итоговый контроль (апрель)
Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыками чтения.
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы: 1.Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.
- Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
- Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.
Мониторинг результатов усвоения программного материала (См. приложение №1)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ
6 -7лет. Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.
Прогнозируемые результаты:
Ребенок к концу года умеет:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
- заучивать небольшие стихотворения;
- знать буквы русского алфавита
ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,' формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для педагога:
- Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
- Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
- Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
- Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.
Для детей:
1. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
Цель: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.
Задачи:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи.
- Развитие мелкой моторики рук.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.
Основные этапы и содержание работы
Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
- интонационное выделение заданного звука в слове
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный круг
- определение места звука / буквы в слове
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твердость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твердых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат
Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трех, четырех знакомых слов
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала.
Перспективное планирование программного содержания
№ п/п | Тема занятия |
Октябрь | |
1. | Звук и буква А Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А |
2. | Звук и буква О Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук О. Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте где слышится звук О |
3. | Звук и буква У Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец. Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У |
4. | Звук и буква Ы Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Ы. Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы , используя образец. Учить писать на схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы. |
Ноябрь | |
5. | Звук и буква Э Познакомить с гласными звуками Э и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. Учить писать печатную букву Э , используя образец. Учить писать на схеме букву Э в месте где слышится звук Э. |
6. | Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - закрепление пройденного материала |
7. | Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, печатание буквы. |
8. | Звук и буква М: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. |
декабрь | |
9 | Звук и буква Н: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. |
10 | Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. |
11 | Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. |
12 | Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме (зеленый квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. |
январь | |
13 | Буква Ю.. Чтение слогов, слов, предложений Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными гласными, обозначением ударения |
14 | Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением - красный квадрат. Учить писать букву Е. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, |
НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками. | |
15 | Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). |
16 | Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА). Буква И: место буквы в слове, чтение слогов, слов, печатание буквы. |
февраль | |
17 | Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). |
18 | Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ). |
19 | Звуки Д и Дь, Т и Ть: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Д и Т. Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т, чтение предложения (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО). |
20 | Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ,Ф- ФЬ . Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов. |
март | |
21 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с З+ 10 гласных, с С + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. |
22 | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами Б |
и П как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. | |
23 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Учить подбирать к картине (предложение) |
24 | Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. |
апрель | |
25 | Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить писать печатные буквы Ч- Щ. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок. |
26 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов Познакомить с согласным звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения. |
27 | Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения. |
28 | Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. |
май | |
29 | Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. |
30 | Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать |
пропущенное слово. | |
31 | Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. |
32 | Закрепление: алфавит, чтение стихотворений |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Основные направления взаимодействия с родителями.
- Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа.
- Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей
- эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.
- Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения.
- Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.
- Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.
Перспективный план по взаимодействию с родителями
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных установок.
Тема | Форма работы | Дата проведения |
«Совместная работа с детьми воспитателя и родителей» | Анкетирование | Октябрь |
«Что такое готовность к школе» | Консультация | Ноябрь |
«Познавательные игры в домашних условиях» | Оформление папки- передвижки | Декабрь |
«Рекомендации по профилактики дисграфии. Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук.» | Консультация | Январь |
«Игры и упражнения по развитию фонетической стороны речи для дошкольников 6-7 лет.» | Тематическая беседа | Февраль |
«Двенадцать советов родителям будущих первоклассников.» | День открытых дверей | Март |
«Готов ли ваш ребенок к школе?» | Анкетирование | Апрель |
«Использование художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников в семье» | Консультация | Май |
Список литературы.
- Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», М: ACT:Астрель, 2007г- 58с.
- Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: ACT: Астрель, 2006г -61с.
- Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 20 Юг - 80с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., КисловаТ.Р. «По дороге к АЗУКЕ. Методические рекомендации», М: «Баланс», 2012г.
- Буре Р. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. - 96с. Астрель; СПб.: Сова, 2007. - 64 с.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., ДуроваН.В., Невская Л.Н. «Обучение грамоте». Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 9 - 20Иг - 126с.
- Игнатьева Л.В. «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.
- Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»М.:ВАКО, 2005г- 176с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно- методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». - М.: Издательство
«Ювента», 2009 – 80 с.
- Колесникова Е.В. «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
- Колесникова Е.В., Игнатьева Л.В., «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.
- Колесникова Е.В. «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
- Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» Планирование работы и конспекты занятий. / М., Изд.ГНОМ, 2012г.
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
- Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
- Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, ACT: Асгрель,2006г - 124с.
- Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать», СПб: «Детство - Пресс», 2010г - 181с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»
Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи: Образовательные:Ø У...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек"....
Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) в подготовительной группе. Составление рассказа. "Мой друг"
НОД по развитию речи по теме "Мой друг". Тема недели: "День народного единтсва". Мнемотаблица прилагается....
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие
Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...