Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Рабочая программа
по образовательной области «Речевое развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа № 830,корпус 5, Дошкольное отделение «Крепыш»
Рабочая программа
по образовательной области «Речевое развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие (Развитие речи)
Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)
2020 – 2021 учебный год
Москва
Пояснительная записка
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационньй культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
(п.2.6.ФГОС ДО)
В настоящее время к речевому развитию детей предъявляются высокие требования. Обществом затребованы специалисты с грамотной богатой речью, поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется развитию всех сторон речи дошкольника. Программа нацелена на формирование всех сторон речи ребенка 3-4 лет: на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи; формирование интереса к художественной литературе.
В этом возрасте у детей расширяется круг общения, продолжает расти словарный запас ребенка по сравнению с ранним детством. Словарь ребенка увеличивается в 1,5 раза. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
1. Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми.
2. Одновременно речь становится основной перестройки психических процессов, оружием мышления.
Цель
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми
- овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Художественная литература»
- Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи.
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой для организации и проведения занятий по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе.
Занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе начинаются с сентября месяца и проводятся 1 раз в неделю по 15 минут с подгруппой детей. Всего 36 занятий в год.
Диагностика проводится согласно учебному плану ОУ.
Содержание учебной дисциплины
В программе нашли отражение 6 основных содержательно-методических линий, которые сопутствуют шести основным тематическим блокам:
- Развивающая среда
- Формирование словаря
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Связная речь
- Художественная литература
Развивающая среда: Во второй младшей группе организуются занятия состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка правильного произношения звука и т.п.). На этих занятиях, кроме основной решаются и многие другие задачи так, например знакомство с новой сказкой является ведущей задачей занятий, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношений и т.д. Проводятся так же комбинированные занятия, состоящие из других самостоятельных частей: Чтение художественной литературы и отработки умения вести диалог. Чтение, заучивание стихотворения и совершенствование грамматической правильной речи.
- Формирование словаря: На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Учить различать и называть существенные детали и части предметов. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. Учить понимать обобщающие слова. Называть части суток.
- Звуковая культура речи: Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: П-Б-Т-Д-К-Г; Ф-В; Т-С-З-Ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. Уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Говорить спокойно, с естественными интонациями.
- Грамматический строй речи: Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Относиться к словотворчеству детей как этажу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
- Связная речь: Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, строительством, после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.
- Формирование интереса и потребности в чтении: Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
№ | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Описательные рассказы по игрушке | 3 |
2 | Составление рассказа по сюжетным картинкам | 2 |
3 | Заучивание | 2 |
4 | Драматизация небольших сказок (рассказов), инсценировок | 3 |
5 | Звуковая культура речи | 11 |
6 | Чтение художественной литературы | 15 |
ВСЕГО: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Занятие | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка» | Вызвать у детей симпатию к сверстникам, с помощи рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них замечательный ребенок, и взрослые их любят. |
2 | Звуковая культура речи: звуки «А», «У». Дидактическая игра «Не ошибись». | Упражнять детей в правильном произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, в словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова | |
3 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | . Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». (Обработка М. Боголюбской) | |
4 | Звуковая культура речи: звук «У». | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного в звукосочетаниях); обрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | |
Октябрь | 5 | Динамическая игра «Чья вещь?». Рассматривание картинки «Играем с песком». | Упражнять согласование притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. |
6 | Чтение стихотворения А. Блока. «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила». | Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева. При восприятии А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору | |
7 | Звуковая культура речи: звук «О». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука «О». | |
8 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова». | . Познакомить со сказкой «Колобок». (Обработка К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии. | |
Ноябрь | 9 | Чтение стихотворений об осени. Д/упражнение «Что из чего получается». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. |
10 | Звуковая культура речи: звук «И». | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука «И». | |
11 | Рассматривание сюжетных картин: «Коза с козлятами». Д/игра «Кто, кто в теремочке живет?» | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительное, обозначающее детенышей животных, правильно и четко проговаривать со звуками «К», «Т». | |
12 | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке». | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. | |
Декабрь | 13 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять выразительное чтение отрывка-причитания Снегурушки. |
14 | Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/игры «Эхо», «Чудесный мешочек». | Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком «Э» (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»). | |
15 | Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое». | Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживить в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое». | |
16 | Игра - инсценировка «У матрешки - новоселье». | Способствовать формированию диалогической речи; учитывать правильно называть строительные детали и их цвета. | |
Январь | 17 | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». | Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. |
18 | Звуковая культура речи: звуки «М», «МЬ». | Упражнять детей в четком произношении звуков «М», «Мь» в словах, фразовой речи; способствовать в воспитании интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | |
19 | Рассматривание иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», картины «Зимой на прогулке». | Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учитывать детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | |
20 | Звуковая культура речи: звуки «П», «Пь». Д/игра «Ярмарка». | Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков «П», «Пь». С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуком «П», «Пь». | |
Февраль | 21 | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Д/упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...». | Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь малышей. |
22 | Звуковая культура речи: звуки «Б», «Бь». | Упражнять детей в правильном произношении звуков «Б», «Бь» (в звукосочетаниях, словах, фразах). | |
23 | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». | Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его. | |
24 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». | Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать речь и свои впечатления). | |
Март | 25 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения. |
26 | Звуковая культура речи: Звуки «Т», «П», «К». | Закреплять произношение звука «Т» в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками «Т», «П», «К»; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | |
27 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». | Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики». Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. | |
28 | Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Д/игра «Что изменилось». | Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину помогая им определить ее тему и конкретизировать действие и взаимоотношение персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. | |
Апрель | 29 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Д/упражнение «Когда это бывает?» | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времени года. |
30 | Звуковая культура речи: звук «Ф». | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком. | |
31 | Чтение и драматизация русской, народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание картины «Дети кормят курицу с цыплятами». | Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. | |
32 | Звуковая культура речи: звук «С». | Отрабатывать четкое произношение звука «С». Упражнять детей в умении вести диалог. | |
Май | 33 | Чтение русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. |
34 | Звуковая культура речи: звук «З» | Упражнять детей в четком произношении звука «З». | |
35 | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя песня» | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение. | |
36 | Звуковая культура речи: звук «Ц» | Отрабатывать четкое произношение звука «Ц», параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. |
Педагогическая диагностика образовательного процесса
Фамилия имя ребенка | По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось. | С интересом рассматривать сюжетные картинки. | Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. | С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок. | Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы. | Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. | Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. |
Средства обучения
- Предметные и сюжетные картинки по теме занятия
- Игрушки – герои на занятии
- Детская художественная литература по теме занятия
- Кукольный и настольный театр
- Фланелеграф
- Музыкальное сопровождение (аудиозапись)
- Мультимедийное сопровождение (ноутбук)
- Дидактические игры и пособия
Список используемой литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- «Развитие речи 3-4 года.» В.В.Гербова, 2007г.
- Методическое пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» В.В.Гербова, 2008г.
- Книга для чтения в детском саду. Хрестоматия 2-4 года. В.В.Гербова, 2008г.
- Читаем детям. Сахипова З.Г., 2008г
- «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Г.С. Швайко, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид организованной образовательной деятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 лет
Рабочая программаОбразовательная область:Художественно – эстетическое развитиеВид организованной образовательнойдеятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 летСведения о ра...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.
Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи и восприятие художественной литературы и фолькло-ра) для старшей группы «В» 2020-2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи и восприятие художественной литературы и фольклора)для старшей группы «В»на основе Примерной общеоб...
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)
Рабочая программапо образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Озна...