Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Знакомство с гласными звуками»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
конспект был разработан с целью формирования у детей понятия "гласный звук".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_zvuki.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Знакомство с гласными звуками»
Цель: Формировать у детей понятие «гласный звук», отмечать на схеме красным цветом
Программные задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с гласными звуками.
Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Развивающие:
Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь
Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Материалы и оборудование: картинки стгласными звуками, картинки-схемы, фишки кр.цвета, домики с красными крышами.
Ход занятия:
Структура занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационный момент | Звенит в колокольчик | Дети подходят к воспитателю |
2. Мотивационно-ориентировочный этап | Восп.: -Дети, сейчас я загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать: Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? -Молодцы. Конечно, это звук. -Как вы догадались, что это звук? -Правильно, звуки мы слышим, слушаем. -Какие звуки вы знаете? -Правильно, это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим. Много звуков есть на свете: Шелест листьев, плеск волны. А бывают звуки речи, Мы их точно знать должны. -Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. - Хотите узнать, что же такое гласный звук? | Дети: звук Дети: потому что мы его слышим Дети: бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки
Дети: да |
3. Поисковый этап | Восп.: -А где нам можно узнать ? | Ответы детей |
4. Практический этап | Восп.: я сейчас вам расскажу. Садитесь на стульчики
Посмотрите внимательно на доску, что там изображено? -Скажите, сколько всего домов вы видите? -Правильно, здесь 6 домов потому что в русском языке 6 гласных, сейчас я вам их назову: [a],[o],[у],[э],[ы],[и]. -Давайте повторим их еще раз. -А как можно отличить гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте: Гласные тянутся песенкой звонкой И - и - и - и. А - Могут заплакать и застонать: О - о - о - у - у - у. Могут качать в колыбели Аленку: А - а - а - а. Могут, как эхо, в лесу закричать: Ау! Ау! Ау! Могут летать высоко в синеву: А, о, у, и, э, ы. Не желают свистеть и ворчать. -Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. -Давайте попробуем все вместе, спеть каждый гласный звук по очереди. -Теперь я предлагаю вам немного поиграть с нашими гласными звуками. Назовем слова, начинающиеся на звук [a] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д. Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д. Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, учитель, ученик и т.д. Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, икра, ива, иволга и т.д. Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д. Вот сколько слов мы с вами назвали. А сейчас давайте отдохнем, встаньте пожалуйста Физкультминутка Гласных звуков только шесть, Их легко пропеть, прочесть: [А] – на Астре расцветает, [И] – на Иволге летает, [О] – на Ослике сидит, [У] – на Улицу глядит, [Э] – на Эхо отозвался, [ы] - во внутрь слов забрался, СЫром тЫкву закусил И добавки попросил! А сейчас садимся за столы и поворачиваемся к доске Дети, посмотрите еще раз внимательно на наши дома, какого цвета у них крыши? -Да, у всех домов красные крыши, но это не просто так, ведь все гласные звуки обозначаются красным цветом, а на схемах красными фишками. Воспитатель по очереди вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит -Дети, сейчас я предлагаю вам в каждом слове найти гласный звук. -Что мы видим на 1 картинке? Сколько мы слышим звуков в этом слове? Первый звук какой? Второй? Третий? -Какой гласный звук вы нашли? -Как вы догадались, что это гласный звук? -Каким цветом фишки, мы обозначим этот звук? -Почему? -Итак, Ваня выходи к доске, выложи фишки. Первый звук какой? - Он гласный? Поется? -Тогда какую фишку кладем? - хорошо, а второй звук? Поется? -какую фишку? - молодец. И третий звук какой? Гласный? - какую фишку тогда поставим? Молодец, Ваня, садись. А сейчас остальные слова вы выложите у себя на столе. (вместе с воспитателем проговаривают) Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите?). Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре). Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д. -Молодцы и с этим заданием вы справились. | Дети садятся полукругом на ковре Дети: Дома Дети: 6 повторяют Дети выполняют Дети называют Дети встали около стульев, повторяют движения Дети: красного Дети: мак, 3 звука Дети: м, а, к. Дети:а Дети: его можно пропеть Дети: красным Дети: все гласные звуки обозначаются красным цветом Ребенок: м Реб.: нет Реб.: серую Реб.: а, да, это гласный звук Реб.: красную Реб.: нет серую да |
5. Рефлексивно-оценочный этап | Заключительная часть: -Вам понравилась играть со звуками? -О каких звуках мы сегодня говорили?
-С какими звуками мы с вами познакомились? -Сколько гласных звуков? Назовите их. -Как узнать, что звук гласный? -Каким цветом они обозначаются? ( | Ответы детей Дети: Звуки речи Дети: с гласными Дети: Их 6, называют Дети: Их можно пропеть Дети: красным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: знакомство детей с произведением К. Чуковского «Айболит и воробей».
Задачи:1. С помощью сказки развивать фантазию детей.2. Познакомить детей с понятием «скороговорка».3. Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского.4. Помочь детям понять и осмыслить настр...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в город гласных звуков»Воспитатель: Семушина С.ВЗадачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У
Цель: Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять место звука в словах «утка», «арбуз»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»
Задачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;учить определять гласный звук в начале, в середи...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»
Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...