"Звук и буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель:Познакомить со звуками [с] и буквой «С».
Задачи:
1. Обучающие:
-закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;
- продолжать закреплять навыки звукового анализа;
- познакомить с буквой «С»;
- уточнить и закрепить правильное произношение звука [с];
- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении).
2. Развивающие:
-автоматизировать у детей звуки «С» в слогах, словах;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
-развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
3. Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать навыки общения в игре и на занятии.
Интеграция образовательных областей:речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:игра «Найди место звука в слове», физкультминутка «Ели за окном стоят…», игра «Поймай звук».
Словарная работа:гласные, согласные, твердые звуки.
Методические приёмы:
Словесные – беседа, рассказ, вопросы воспитателя;
Наглядные – рассматривание буквы «С»;
Игровые – игра «Доскажи словечко», игра «Поймай звук «С».
Практические – прописывание буквы «С» в прописях.
Материал и оборудование:доска,прописи, простые карандаши, воздушный шар, изображение буквы «С».
Ход занятия:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: дети, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?
Дети:звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Воспитатель:какие бывают звуки?
Дети: гласные, согласные.
Воспитатель:какие звуки называются гласными?
Дети:звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды.
Воспитатель:С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?
Дети:А, О, У, И.
Воспитатель:каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети:красным.
Воспитатель:какие звуки называются согласными?
Дети: звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.
Воспитатель:с какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?
Дети:М, Т, К, Х.
Воспитатель:Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки?
Дети:синим.
Воспитатель:дети, давайте произнесем вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся.
Артикуляционная гимнастика.
СА – СА – СА
СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ
УСЬ – УСЬ – УСЬ
Воспитатель: ребята, какой звук чаще встречался в этих слогах?
Дети: «С»
Воспитатель: сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой «С».
«С» – от бублика кусок,
Кто-то съел в нём правый бок.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
Из веревочки кольцо
Послужило нам для О,
А для «С» теперь возьмем
Колечко справа разомкнем.
На что похожа буква «С»? Показ буквы «С» на доске.
Дети:крючок, подкову, луну, накусок сушки, баранки.
Воспитатель: давайте пропишем букву «С» пальцем в воздухе.Дети прописывают.
Фонематическая зарядка.
Воспитатель: когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так[с – с – с] (произносить отрывисто). Давайте все вместе произнесем (дети произносят).
Артикуляция звука.
Воспитатель:обратите внимание, что, когда мы произносим звук «С» наши губы растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим, какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук «С», теплая или холодная? Подставьте ладошку.
Дети:холодная струя воздуха.
Характеристика звука «С».
Воспитатель:Звук «С» гласный или согласный? Как вы определили?
Дети:согласный, воздух встречает препятствие - зубы.
Воспитатель:каким цветом мы будем обозначать звук «С»?
Дети:синим.
Игра «Поймай звук «С».
Воспитатель:нужнохлопнуть в ладоши, когда услышите звук «С»:
а, у, с, з, и, с, о, м, с;
за, та, су, ми, со, ма, са;
нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …
Физкультминутка.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Игра «Доскажи словечко»
но.. (с); абрико.. (с); подно.. (с);
ква.. (с); анана.. (с);
ле.. (с); автобу.. (с);
Игра «Найди место звука в слове».
Звук «С»стоит в начале слова:
(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).
Звук «С» стоит в середине слова:
(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).
Звук «С» стоит в конце слова:
(Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас).
Воспитатель:для того, чтобы лучше запомнить букву «С» мы ее пропишем в прописях.
Продуктивная деятельность.
Дети прописывают букву «С» в прописях. Воспитатель следит за осанкой детей и тем, как дети держат простые карандаши. Помогает тем детям, которым нужна помощь.
Воспитатель:вы справились со всеми заданиями. С каким звуком и буквой буквы мы сегодня познакомились?
Дети:со звуком и буквой «С»
Воспитатель:дайте характеристику этому звуку?
Дети:согласный и обозначается синим цветом.
Список использованной литературы:
- Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. — М. : «Школа-Пресс», 1998. — 142 с.
- Е. Агранович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб: «Детство-Пресс»,2007.
- З. Е. Агранович Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей, - СПб: «Детство-Пресс»,2004.
- Н. В. Дурова Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
- Е. В. Колесникова Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М: ЮВЕНТА. 2003.
- А. В. Кочергина Учим азбуку, играя. - М: «5 за знания»,2007.
- Ю. А. Вакуленко Азбука-читалочка. - Волгоград: «Учитель», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....