Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие на остров правильной речи"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Буратино»
Конспект занятия по обучению грамоте
по теме: «Путешествие на остров правильной речи»
Воспитатель: Трохимчук Н.О.
г. Мегион
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей со звуками «н» и «нь» и буквой Н.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Учить с помощью интонации выделять звук Н-Нь из ряда звуков, слогов, слов;
Закреплять умение делать звуковой анализ слова;
Закреплять навык написания буквы Н.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, речь, мышление.
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
- Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
- Развивать способность к самооценке и самоанализу.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитание культуры межличностных отношений.
- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
- Практический (выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Аудиозапись «звуки моря, ветра», кораблик, предметные картинки, набор для звуковой схемы слова, цветные квадраты, тарелочки, манная крупа, счетные палочки, сундук.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Введение в тему занятия:
Звук ветра.
- Ребята, что это за звук?
- Ветер. Он все усиливается!
- Что это он принес?
- Письмо! Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки». Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта!
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь!
Основная часть
Но сначала вспомним:
- Звуки бывают гласные и согласные.
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
А согласные… согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.
Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру!
Развитие дыхания
Работа над речевым дыханием «Ветерок». Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай и кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки.
-Мы приплыли на Остров незнакомого звука. Здесь Пират оставил нам какое-то стихотворение. Ребята, вы его послушайте и скажите, какой звук в этом стихотворении мы слышим чаще всего.
Непременно нужно норке
Чтоб такси подали к норке
Ясно-в норковом манто
Не пойдет пешком никто.
-Какой же звук в этом стихотворении повторялся чаще?
Правильно звук «н». Произнесем звук «н»: губы в улыбке, язык поднят и прижат к верхним зубам. Воздух проходит через нос. Какой звук «н»? (Согласный, твердый). Каким цветом мы обозначим этот звук? (Синим).
А у звука «н» есть младший брат, звук «нь». Давайте вместе произнесем его «нь»: кончик языка опущен, упирается в верхние. Воздух проходит через нос. Какой звук «нь»? (согласный, мягкий). Каким цветом мы его обозначим? (Зеленым).
Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и четко проговаривая звуки.
Ина-ина-ина-вот красная рябина
Ину-ину-ину-я сорву рябину
Не-не-не-подойди ко мне
На-на-на-рябина вкусна.
Давайте поиграем. Я вам буду называть слоги. Вы должны хлопнуть в ладошки, если услышите слог со звуками «н» или «нь».
- Мы правильно выполнили первое задание и получили первую букву.
(Дети получают букву В).
А мы смотрим на карту и отправляемся дальше в путь.
Посмотрите, а здесь Остров картинок.
Наше задание: выбрать картинки с предметами, в названиях которых слышится звук «н» или «нь». (Дети выбирают картинки, объясняя свой выбор).
-Мы выполнили это задание и получаем за это еще одну букву.
(Дети получают букву О).
Динамическая пауза.
-Ребята, давайте немного отдохнем.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Отправляемся дальше в путь.
Нас встречает Остров звукового анализа.
Мы должны сделать звуковой анализ слова «нос».
Дети делают звуковой анализ слова.
-Даша, сколько звуков в слове «нос»?
-Ранель, какой первый звук в этом слове? Каким цветом мы его обозначим?
-Андрей, какой второй звук в этом слове? Каким цветом он обозначается?
-Амиля, какой третий звук в этом слове? Каким цветом мы его обозначаем?
Мы справились с третьим заданием и получаем еще одну букву.
(Дети получают букву Д)
Отправляемся дальше в путь.
Нас встречает Остров написания.
Посмотрите на картинку, на ней написана буква «Н». Что вам напоминает буква «Н»? Давайте возьмем невидимый карандаш и напишем букву «Н». (Дети пишут пальчиком в воздухе). А на столах у вас стоят тарелки с манной крупой. Давайте мы в наших тарелочках пропишем букву «Н». А еще букву «Н» можно выложить со счетных палочек. Молодцы. И за это мы получаем еще одну букву.
(Дети получают букву А).
Итог
Теперь, чтобы открыть сундук и освободить все звуки нам нужно составить слово из полученных букв. Дети составляют слово «Вода».
Звучит музыка и воспитатель открывает сундук.
Ребята, у нас все получилось, мы помогли жителям Острова Правильной речи освободить все звуки!
Заканчивается наше путешествие. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
-Вас не напугали трудные задания Злого пирата?
-Какое задание показалось самым трудным?
-А какое самым интересным?
А нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие по стране красивой и правильной речи" для воспитанников подготовительной группы.
Конспект занятия "Путешествие по стране красивой и правильной речи" для воспитанников подготовительной группы....
Конспект занятия "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Пояснительная запискаЗанятие направлено на развитие у детей эмоцион...
Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"
Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"...
Конспект занятя по развитию речи в подготовительной групее "Путешествие на остров правильной речи"
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Путешествие на остров правильной речи...
конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи по теме "Мебель"
Обогащение словаря по теме. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Закрепление знания букв и чтение слов....