Звук и буква "Ц"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Звук и буква "Ц".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_ts.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия. Звук [Ц]. Буква Ц.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].
- закреплять навык произношения звука [ц];
- упражнять в определении места звука в слове,
- познакомить с буквой «Ц»;
Развивающие:
- развивать фонематическй слух;
- развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети проходят в группу и рассаживаются на свои места.
II. Основная часть
1. Отгадывание загадок.
В: Ребята, вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.
Очищают окна,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут» (Цветы)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад. -
Ищет в речке лягушат. (цапля)
- Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?
- Правильно, мы сегодня будем изучать звук и букву Ц.
Весной возвращаются домой перелетные птицы. одними из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец – зиме конец». Посмотрите на картинку. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает «Ц-ц-ц!»
Как поет скворец? (ц-ц-ц)
Произнесите звук вместе «Ц» .
Дети произносят звук «Ц».
- Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык) .
- Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит) .
- Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой) .
- А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.
- Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.
А теперь поупражняемся.
Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец – лошадка во дворе копытцами стучит: «цок – цок – цок» и повторяет за ней. Повторите и вы.
– Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап – цап – цап». И вторит ей «цап – цап – цап». Повторите за скворцом.
– Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып – цып – цып». Произнесите так же.
– Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо:
Курица волнуется,
Не пугайте курицу.
Игра «Внимательные ушки».
- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].
А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.
Теперь в слогах:
На, Цу, До, Зи, Ац, Цы
В словах:
Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.
2. Определение места звука в слове.
- Звуков много мы узнали,
Добрались до звука Ц.
Есть слова, где Ц – в начале,
В середине и в конце.
- в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.
- в середине: пуговица, курица, кольцо.
- в конце: заяц, огурец, колодец.
А теперь я буду называть слова, а вы измените их и произнесете ласково.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Дело – дельце
Платье – платьице
Мыло – мыльце
Сало – сальце
Зеркало – зеркальце
Одеяло – одеяльце
Масло – маслице
Дерево – деревце
Блюдо – блюдце
Болото - болотце
Физ. минутка «Цапля»
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
3. Звуковой анализ слова «курица»
Сколько слогов в слове курица? (Три)
Назовите первый слог. (Ку)
Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)
Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».
Дети самостоятельно выкладывают схему слова.
Знакомство с буквой Ц.
У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?
Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Написание буквы Ц в воздухе.
4. Работа на карточках.
III. Подведение итогов.
- С каким звуком и буквой сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...