Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Буква Ии и звук [и].»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел «Обучение грамоте»
Тема: «Буква Ии и звук [и].»
Возрастная группа: средняя
Выполнил:
Воспитатель Салимшина Ф.Ф.
Имеющаяся категория –
соответствие занимаемой должности
Стаж работы 10 лет
Туймазы, 2023г.
Цель: Ознакомление детей со звуком и буквой «И».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать понятие «гласный звук».
- Формировать умения находить новую букву среди других букв алфавита.
Развивающие:
- Совершенствование фонематических представлений
- Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение, зрительного и слухового внимания
- Развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Средства реализации: кукла «Ира», буква и звук «И», предметные картинки, палочки, корзинки на каждого ребенка, фломастеры, цветные карандаши, игровизор
Предварительная работа: Разучивание движений для физкультминутки.
Методические приемы: рассматривание картин на букву и звук «И», работа с игровизором
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас откройте глаза.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: доброе утро!
Воспитатель: садитесь, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение. Обращаю внимание на осанку.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Ира, давайте с ней поздороваемся.
Дети: здравствуйте, Ира.
Воспитатель: посмотрите, Ира кажется грустной, что-то случилось. Ире совсем не с кем играть, у нее нет друзей. Давайте попробуем ее развеселить!
Посмотрите на меня и улыбнитесь (артикуляционная гимнастика - упражнение "Улыбочка") и произнесите, даже спойте интересный звук: [И].
Дети: и – и – и – и.
Воспитатель: очень нам помогла улыбка, спасибо ей. Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?
Дети: нет
Воспитатель: нет. Звук не встретил преграды. Какой же этот звук?
Дети: гласный!
2.Чистоговорка на И
И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.
3. Упражнение «Лесенка». Воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и]. Закрепление знаний о гласном звуке [и].
Педагог ставит на стол игрушечную лошадку.
Воспитатель: сегодня к нам на занятие прискакала наша знакомая лошадка.
Помните, какой звук она умеет петь?
Дети: звук [и].
Воспитатель: давайте вместе с лошадкой споем звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.
Дети поют вместе с педагогом, затем педагог убирает лошадку.
Воспитатель: ребята, какой он звук [и]?
Дети: он гласный. Его можно петь.
Воспитатель: верно. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ии, которая обозначает гласный звук [и].
4. Знакомство с буквой И.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву И.
Воспитатель: звук И обозначают гласной буквой И. Послушайте стихотворение.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
-И! (Е.Тарлапан)
Воспитатель: Посмотрите на неё. Из скольких палочек она состоит?
Дети: из трех.
Воспитатель: какие это палочки?
Дети: две длинных и одна короткая.
Воспитатель: обратите внимание на то, что короткая палочка расположена
между длинными и идет слева направо и снизу вверх.
Педагог раздает детям корзинки с палочками.
Воспитатель: у вас на столах лежат корзинки, сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета?
Дети: буква Ии — гласная.
Воспитатель: правильно! Гласная буква Ии обозначает гласный звук [и].
Дети складывают новую букву.
Воспитатель: молодцы! Вы сложили букву Ии. Какая буква у вас получилось?
Дети: и – и – и – и
Добиваюсь индивидуальных и хоровых ответов.
Воспитатель: а теперь уберите палочки в корзинки.
5. Упражнение «Слушайте внимательно». Развитие фонематического
восприятия. Обращаю вниманию на осанку
Воспитатель: ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое написано рядом с буквами Ии, а вы рассмотрите картинку. Найти картинку
Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [и]?
Дети: Ира, Игорем, играли, игрушки.
Воспитатель: молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [и].
6.Физминутка.
Ира, Инна и Игнат весело играли – дети прыгают на месте
Дружно во дворе своем индюка искали – упражнение «Бинокль»
А индюк сидит под ивой - присесть
Ирис он клюет красивый – встать и сделать движение головой вперед – назад
Какие слова со звуком И встретились в этом стихотворении?
7. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия,
внимания, фонематических представлений.
Педагог показывает каждому ребенку картинку, по которой будет проводиться работа
Воспитатель: а теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука.
Дети: ива, игры.
Воспитатель: посмотрите на куст цветов слева от скамейки. Это ирисы. Повторите это слово.
Дети: ирисы.
Воспитатель: с какого звука начинается это слово?
Дети: со звука [и].
Воспитатель: посмотрите на девочку на скамейке. Ее зовут Инна. С какого
звука начинается ее имя?
Дети: со звука [и].
Воспитатель: под картинкой написаны слова: Инна, ива, ирис, игры.
Покажите новую букву в этих словах.
Дети выполняют задание.
8. Упражнение «Соедини картинки и буквы». Развитие зрительного
внимания, фонематических представлений.
Педагог раздает детям фломастеры и игровизоры.
Воспитатель: теперь возьмите фломастеры. На столах лежат игровизоры. Надо соединить каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название, но сначала давайте, посмотрим, что тут нарисовано. Обсуждение картинок. Расскажите, как вы соединяете картинки с буквами.
1-й ребенок. Ослика — с буквой О.
2-й ребенок. Арбуз — с буквой А.
3-й ребенок. Удочку — с буквой У.
4-й ребенок. Индюка — с буквой И.
Педагог. Верно. Закройте буквари. Давайте пойдем на коврик и немного
отдохнем, поиграем.
8. Работа на листочках. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради,
ставит на столики контейнеры с карандашами.
Воспитатель: какую букву вы видите на странице справа?
Дети: это буква Ии.
Воспитатель: каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Дети: красным.
Воспитатель: почему?
Дети: это гласная буква.
Воспитатель: раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую
сначала обведите, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них листочки, как они держат карандаши.
Воспитатель: какие картинки вы видите на этой странице?
Дети: мы видим индюка и иголки.
Воспитатель: с какого звука начинаются их названия?
Дети: со звука [и].
Воспитатель: Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется.
Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, Амина?
1-й ребенок. Желтым.
Воспитатель: А вы, мальчики?
2-й ребенок. У меня будет красная подушечка.
3-й ребенок. А у меня — синяя.
4-й ребенок. А у меня — зеленая.
Воспитатель: заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.
Задание на с. 10 лучше выполнять с каждым из детей индивидуально.
9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Воспитатель: с какой буквой вы сегодня познакомились?
Дети: с буквой И.
Воспитатель: какая это буква?
Дети: гласная.
Воспитатель: сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И?
Дети: три палочки.
Воспитатель: какие слова на звук [и] вы запомнили?
Дети: иглы, индюк, ива, ирисы, Ира, Игорь.
Воспитатель: что мы делали на занятии?
Дети: читали, писали, играли.
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности: тема: "Волшебные краски"
Интегрируемые образовательные области: "Художественное творчество", "Познание"...
Конспект организованной образовательной деятельности: тема: "Необыкновенное в обыкновенном"
"Художественный труд", "Познание", "Социализация"...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности/ Тема: Путешествие в страну звуков и букв.
Тема: Путешествие в страну звуков и букв.Программное содержание:образовательные задачи: Познакомить детей с понятиями «Звук», «Буква»Познакомить с возникновением звуков, с тем, какие бывают звуки, как...
Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Лес осенний»
Образовательные: совершенствовать умение выполнять работу приемом «налеп»Развивающие: продолжать развивать:-речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных з...
Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Мы готовим очень вкусно»
Образовательные: : расширять представление о профессиях, которые нужны в детском саду Развивающие: продолжать развивать речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе р...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа
Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности «Приключения в сказочной стране звуков» (подготовительная к школе группа)
Конспект организованной образовательной деятельности«Приключения в сказочной стране звуков»(подготовительная к школе группа)...