Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Буква Ии и звук [и].»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Тема: «Буква Ии и звук [и].»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_salimshina.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел «Обучение грамоте»

Тема: «Буква Ии и звук [и].»

Возрастная группа: средняя

Выполнил:

Воспитатель Салимшина Ф.Ф.

Имеющаяся категория –

соответствие занимаемой должности

Стаж работы 10 лет

Туймазы, 2023г.

Цель: Ознакомление детей со звуком и буквой «И».

Задачи:

Образовательные: 

  1. Формировать понятие «гласный звук».
  2. Формировать умения находить новую букву среди других букв алфавита.

Развивающие: 

  1. Совершенствование фонематических представлений
  2. Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение, зрительного и слухового внимания
  3. Развивать фонематический слух.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Средства реализации: кукла «Ира», буква и звук «И», предметные картинки, палочки, корзинки на каждого ребенка, фломастеры, цветные карандаши, игровизор

Предварительная работа: Разучивание движений для физкультминутки.

Методические приемы: рассматривание картин на букву и звук «И», работа с игровизором

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: доброе утро!

Воспитатель: садитесь, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение. Обращаю внимание на осанку.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Ира, давайте с ней поздороваемся.

Дети: здравствуйте, Ира.

Воспитатель: посмотрите, Ира кажется грустной, что-то случилось. Ире совсем не с кем играть, у нее нет друзей. Давайте попробуем ее развеселить!

Посмотрите на меня и улыбнитесь (артикуляционная гимнастика - упражнение "Улыбочка") и произнесите, даже спойте интересный звук: [И].

Дети: и – и – и – и.

Воспитатель: очень нам помогла улыбка, спасибо ей. Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?

Дети: нет

Воспитатель: нет. Звук не встретил преграды. Какой же этот звук?

Дети: гласный!

2.Чистоговорка на И

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

3. Упражнение «Лесенка». Воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и]. Закрепление знаний о гласном звуке [и].

Педагог ставит на стол игрушечную лошадку.

Воспитатель: сегодня к нам на занятие прискакала наша знакомая лошадка.

Помните, какой звук она умеет петь?

Дети: звук [и].

Воспитатель: давайте вместе с лошадкой споем звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют вместе с педагогом, затем педагог убирает лошадку.

Воспитатель: ребята, какой он звук [и]?

Дети: он гласный. Его можно петь.

Воспитатель: верно. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ии, которая обозначает гласный звук [и].

4. Знакомство с буквой И.

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву И.

Воспитатель: звук И обозначают гласной буквой И. Послушайте стихотворение.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква?

-И! (Е.Тарлапан)

Воспитатель: Посмотрите на неё. Из скольких палочек она состоит?

Дети: из трех.

Воспитатель: какие это палочки?

Дети: две длинных и одна короткая.

Воспитатель: обратите внимание на то, что короткая палочка расположена

между длинными и идет слева направо и снизу вверх.

Педагог раздает детям корзинки с палочками.

Воспитатель: у вас на столах лежат корзинки, сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета?

Дети: буква Ии — гласная.

Воспитатель: правильно! Гласная буква Ии обозначает гласный звук [и].

Дети складывают новую букву.

Воспитатель: молодцы! Вы сложили букву Ии. Какая буква у вас получилось?

Дети: и – и – и – и

Добиваюсь индивидуальных и хоровых ответов.

Воспитатель: а теперь уберите палочки в корзинки.

5. Упражнение «Слушайте внимательно». Развитие фонематического

восприятия. Обращаю вниманию на осанку

Воспитатель: ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое написано рядом с буквами Ии, а вы рассмотрите картинку. Найти картинку

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [и]?

Дети: Ира, Игорем, играли, игрушки.

Воспитатель: молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [и]. 

6.Физминутка.

Ира, Инна и Игнат весело играли – дети прыгают на месте

Дружно во дворе своем индюка искали – упражнение «Бинокль»

А индюк сидит под ивой - присесть

Ирис он клюет красивый –  встать и сделать движение головой вперед – назад

Какие слова со звуком И встретились в этом стихотворении?

7. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия,

внимания, фонематических представлений.

Педагог показывает каждому ребенку картинку, по которой будет проводиться работа

Воспитатель: а теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука.

Дети: ива, игры.

Воспитатель: посмотрите на куст цветов слева от скамейки. Это ирисы. Повторите это слово.

Дети: ирисы.

Воспитатель: с какого звука начинается это слово?

Дети: со звука [и].

Воспитатель: посмотрите на девочку на скамейке. Ее зовут Инна. С какого

звука начинается ее имя?

Дети: со звука [и].

Воспитатель: под картинкой написаны слова: Инна, ива, ирис, игры.

Покажите новую букву в этих словах.

Дети выполняют задание.

8. Упражнение «Соедини картинки и буквы». Развитие зрительного

внимания, фонематических представлений.

Педагог раздает детям фломастеры и игровизоры.

Воспитатель: теперь возьмите фломастеры. На столах лежат игровизоры. Надо соединить каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название, но сначала давайте, посмотрим, что тут нарисовано. Обсуждение картинок.  Расскажите, как вы соединяете картинки с буквами.

1-й ребенок. Ослика — с буквой О.

2-й ребенок. Арбуз — с буквой А.

3-й ребенок. Удочку — с буквой У.

4-й ребенок. Индюка — с буквой И.

Педагог. Верно. Закройте буквари. Давайте пойдем на коврик и немного

отдохнем, поиграем.

8. Работа на листочках. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради,

ставит на столики контейнеры с карандашами.

Воспитатель: какую букву вы видите на странице справа?

Дети: это буква Ии.

Воспитатель: каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Дети: красным.

Воспитатель: почему?

Дети: это гласная буква.

Воспитатель: раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую

сначала обведите, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них листочки, как они держат карандаши.

Воспитатель: какие картинки вы видите на этой странице?

Дети: мы видим индюка и иголки.

Воспитатель: с какого звука начинаются их названия?

Дети: со звука [и].

Воспитатель: Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется.

Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, Амина?

1-й ребенок. Желтым.

Воспитатель: А вы, мальчики?

2-й ребенок. У меня будет красная подушечка.

3-й ребенок. А у меня — синяя.

4-й ребенок. А у меня — зеленая.

Воспитатель: заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.

Задание на с. 10 лучше выполнять с каждым из детей индивидуально.

9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Воспитатель: с какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети: с буквой И.

Воспитатель: какая это буква?

Дети: гласная.

Воспитатель: сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И?

Дети: три палочки.

Воспитатель: какие слова на звук [и] вы запомнили?

Дети: иглы, индюк, ива, ирисы, Ира, Игорь.

Воспитатель: что мы делали на занятии?

Дети: читали, писали, играли.

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности: тема: "Волшебные краски"

Интегрируемые образовательные области: "Художественное творчество", "Познание"...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности/ Тема: Путешествие в страну звуков и букв.

Тема: Путешествие в страну звуков и букв.Программное содержание:образовательные задачи: Познакомить детей с понятиями «Звук», «Буква»Познакомить с возникновением звуков, с тем, какие бывают звуки, как...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Лес осенний»

Образовательные: совершенствовать умение выполнять работу приемом «налеп»Развивающие: продолжать развивать:-речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных з...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Мы готовим очень вкусно»

Образовательные: : расширять представление о профессиях, которые нужны в детском саду Развивающие: продолжать развивать речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе р...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности «Приключения в сказочной стране звуков» (подготовительная к школе группа)

Конспект организованной образовательной деятельности«Приключения в сказочной стране звуков»(подготовительная к школе группа)...