Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей наравленности по теме "Змейка Шуша и Шон" . Цель: создание условий для автоматизации звука [ш] .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по подготовке к обучеию грамоте. | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы компенсирующей направленности:
«Змейка Шуша и Шон»
Учитель-логопед: Демченко Н.Н.
г. Лесосибирск, 2024 год.
Цель: создание условий для автоматизации звука – [ш].
Детская цель: оказание помощи Шону (детёнышу змеи) в том, чтобы он научился произносить звук [ш].
Задачи:
- (автоматизировать) правильное произношение звука – [ш] в словах и предложениях, продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слова из трёх звуков;
- развивать фонематический слух, через игры: «Поймайте звук», «Соберём посылку Шону», артикуляционную моторику через выполнение артикуляционной гимнастики;
- воспитывать желание помочь тому, кто в этом нуждается.
Материалы и оборудование: ТСО; предметы, в названии которых есть звук [ш]; портативная колонка, цветные кружочки и полоски для выполнения звукового анализа и синтеза, магнитная доска.
Структура и ход НОД:
Организационный момент:
- Организационный момент. Постановка детской цели.
(в кругу): Соберёмся вместе в круг –
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Где-то очень далеко от нас есть большая жаркая пустыня (СЛАЙТ 1). Вы знаете что такое «Пустыня»? Что вы о ней можете сказать? В пустыне много чего? А в пустыне живёт… внимание на экран (появление Змейки СЛАЙТ 2) Змейка. Зовут её ШУША. Давайте с ней поздороваемся, а сделаем мы это на специальном змеином языке. Догадались как? ( Ш-Ш-Ш -…) У Шуши есть маленький сынок – ШОН. Он никак не может научиться выговаривать звук Ш. Поможем ему?
- Характеристика звука Ш.
Логопед: Скажите, а где находится язык, когда мы произносим звук Ш (за верхними зубами) На что похожи губки, когда мы шипим? (на бублик) Звук Ш согласный или гласный? Почему? Звук Ш твёрдый или мягкий? Кружочком, какого цвета мы будем его обозначать? (Твёрдый, синего).
3.Артикуляционная гимнастика (под музыку):
Логопед: Что, прежде всего, нужно делать каждый день, чтобы научиться красиво шипеть? (Гимнастику для языка) Покажем Шону, как можно делать гимнастику для языка под музыку (музыка – «Голубой вагон»)
Упражнение «Чашечка» - рот открыт, передний, и боковые края языка приподняты вверх в форме «чашечки».
Упражнение «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, язык качаем за верхние и нижние зубы;
Упражнение «Вкусное варенье» - рот открыт. Круговыми движениями облизываем губы в одну и другу
ю стороны.
Упражнение «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно.
Упражнение « Часики» - тянем язык влево и вправо
Упражнение «Бублик» - губы круглые, как бублик.
Упражнение: «Накажем язычок»
Молодцы!
4.Работа по развитию фонематических процессов:
Логопед: Что ещё нужно делать, чтобы научиться красиво «шипеть»?
(уметь слышать звук Ш)
Игра «Поймай звук». Я буду произносить различные звуки. Когда я произнесу звук [ш], вам нужно будет хлопнуть в ладоши: а, з, с, ш, к, ш, ф, со, ш, ш.
Игра «Соберём посылку Шону».
Логопед: Ребята, как вы думаете, Шон любит получать подарки? Предлагаю выбрать подарки для Шона. В названии подарков должен быть звук Ш. (Дети подходят к столу и выбирают предметы со звуком – [ш])
Логопед: Назовите предметы, которые выбрали (Мишка, лошадка, подушка, шоколадка, шишка, матрёшка, кашелёк, машина, карандаш,…)
5. Придумывание предложений с названиями подарков. Игра «Живые слова»
Логопед: А теперь придумайте предложение с названием вашего предмета. (Дети по-порядку проговаривают предложения: На полке сидит мишка. На поляне гуляет лошадка. У меня новая подушка. Маша любит шоколадку. На ёлке висит шишка. У Кати есть матрёшка. Мама купила новый кошелёк. По дороге едет машина. Максим взял карандаш и нарисовал дерево.) А теперь поиграем в игру «Живые слова»: (Например: Шон любит шоколадку.)
Логопед: А теперь поиграем в интересную игру и научим играть в неё Шона:
6. Физминутка: (в кругу):
Логопед: Сейчас я буду называть разные слова. Если я произнесу слово, в котором есть звук [ш], то тогда мы дружно тянем руки вперед и шипим. Если в слове нет звука [ш], то тогда прячем руки за спиной: машина, санки, жук, шапка, шуба, сок, зубы, шутка, каша.
7. Звуковой анализ и синтез
Логопед: А сейчас ребята, проходим за столы. Научим Шона выкладывать кружочками имя ШОН.
( выполняем звуковой анализ и синтез)
8. Знакомство с буквой «Ш». Чтение открытых слогов.
Логопед: Давайте вспомним правило про звуки и буквы:
Звуки мы говорим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.
Посмотрите, это буква «Ш». Сколько палочек в букве Ш? Выложим букву из счётных палочек. И осталось научить Шона читать слоги со звуком Ш:
А-------------------------------Ш
О-------------------------------Ш
У-------------------------------Ш
9. Итог: - С каким звуком мы сегодня работали? Звук [ш] гласный или согласный? Почему? Кружочком, какого цвета мы его обозначаем? Почему?
Мы помогли Шону научиться произносить звук Ш? Шуша благодарит нас и дарит подарок – фильм про пустыню, который вы с удовольствием посмотрите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...