Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква О"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шалапаева Зоя Павловна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква О"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_bukva_o.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия обучению грамоте в старшей группе

«Звук [О] и буква О»

Цели:

коррекционно-образовательные:

_ познакомить детей с буквой О, её графическим изображением;

– закрепить понятие «гласные звуки»;

– закрепить навыки четкого различения и произношения [о] в слогах, словах, предложениях;

– закрепить умение выделять звук в начале, середине и конце слова;

– давать характеристику звука О;

– формировать умение преобразовывать мн. ч. имен существительных в ед.ч.

– закрепить знания по теме «Осень»;

– упражнять детей определять количество слов в предложении;

коррекционно-развивающие:

– автоматизировать звук О в слогах, словах, предложениях и тексте;

– развивать фонематический слух и восприятие, память, внимание;

– развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

– развивать дыхание, голос, мимику;

коррекционно-воспитательные:

– воспитывать у детей нравственные качества.

Оборудование: символ звука О, Звуковичок, картинки со звуком О (в начале, середине, конце слова, схемы – артикуляции звука и отличия звуков от букв, буква О, «домик» слова, листы бумаги с буквами, тетради, карандаши (красный, образец написания буквы О,

Ход занятия.

I. Организационный этап.

- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)

- Какие признаки осени вы знаете?

Введение в тему.

«Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.

Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у»

- Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.

Повторение детьми звуков — а-о-у-и.

- Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О). Давайте его позовем: о-о-о… (Появляется красный человечек – символ звука О.).

II. Основной этап.

-Человечек приготовил для вас загадки

Без крыльев летит

Без ног бежит

Без паруса плывет (облако)

Я его кручу рукой

И на шее и ногой

И на талии кручу

И ронять я не хочу (обруч)

Пришла без красок и без кисти (осень)

2. Характеристика звука О по артикуляционным и акустическим признакам:

- О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).

-Расскажите всё, что вы знаете о звуке О? (схема).

Вы на схему посмотрите,

Всё о звуке расскажите.

Дети: когда мы произносим звук о :

- губы округляются и немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот, проходит свободно и не встречает преграды;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

- Итак, скажите, какой звук О? Охарактеризуйте его. (Гласный звук.) Почему? Каким цветом его обозначим? (Красным).

«Звуковичок»

- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

Звук О : Какие вы молодцы, вы все сказали правильно. Я хочу поиграть с вами в прятки. Попробуйте меня сегодня поискать. Когда меня вы обведете, вы меня найдете, а пока я спрячусь.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Светофор» (поднять красный семафор на звук О) :

а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…

4. Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.

1) Произношение и выделение звука О в словах.

Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных) мяч

Окна — окно, стекла —, седла —. , крылья —. , перья —. , колеса —.

кольца -, зёрна -, звенья - ….

Логопед: Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах. (О).

Физминутка. Дети выполняют движения под текст:

Не под окном, а около

Каталось "О" и охало.

"О" охало, "О" охало

Не под окном, а около.

Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске) : выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах и поместить в соответствующее окошко.

2) Работа над предложением.

Логопед: Дети, я совсем забыла вам рассказать, утром, на почту д\с пришло электронное письмо. Это письмо нам прислала девочка Оля. Она предлагает поиграть в «шифровальщиков» и на каждое предложение из ее письма выложить схему. Напомните мне, а что такое П.? Из чего оно состоит?

Послушайте П. Давайте определим количество слов в предложении. (Дети выполняют задание за столом, один ребёнок выкладывает схему предложения у доски).

Становится холодно.

Наступила долгожданная осень.

Осенью часто идет дождь.

5. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой О.

- А ещё Оля хочет познакомить вас с её любимой буквой. Показ буквы.

Это буква О. Буква О обозначает звук О.

- Напомните мне, а чем же звук отличается от буквы? Схема.

6. Подбор зрительного образа к букве.

Л. : Посмотрите на неё. На что похожа буква О? (На обруч, на колесо, на баранку, на спасательный круг, на луну).

7. Стихотворное описание графического образа буквы.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О.

8. Анализ буквы О.

- Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (большой овал).

- Сколько элементов у буквы о (один).

- Нарисуйте пальчиком в воздухе букву О.

9. Листочки с заданиями

10. Написание буквы О.

Л. : Откройте тетради, возьмите карандаши красного цвета и аккуратно напечатайте букву О в тетрадях по клеточкам.

Пальчиковая гимнастика.

III. Итог занятия.

-С какой новой буквой сегодня нас познакомила Оля? Запомнили букву?

-Что вам понравилось, запомнилось на занятии? Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"

В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"

Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...