Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква О"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква О"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия обучению грамоте в старшей группе
«Звук [О] и буква О»
Цели:
коррекционно-образовательные:
_ познакомить детей с буквой О, её графическим изображением;
– закрепить понятие «гласные звуки»;
– закрепить навыки четкого различения и произношения [о] в слогах, словах, предложениях;
– закрепить умение выделять звук в начале, середине и конце слова;
– давать характеристику звука О;
– формировать умение преобразовывать мн. ч. имен существительных в ед.ч.
– закрепить знания по теме «Осень»;
– упражнять детей определять количество слов в предложении;
коррекционно-развивающие:
– автоматизировать звук О в слогах, словах, предложениях и тексте;
– развивать фонематический слух и восприятие, память, внимание;
– развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
– развивать дыхание, голос, мимику;
коррекционно-воспитательные:
– воспитывать у детей нравственные качества.
Оборудование: символ звука О, Звуковичок, картинки со звуком О (в начале, середине, конце слова, схемы – артикуляции звука и отличия звуков от букв, буква О, «домик» слова, листы бумаги с буквами, тетради, карандаши (красный, образец написания буквы О,
Ход занятия.
I. Организационный этап.
- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
- Какие признаки осени вы знаете?
Введение в тему.
«Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у»
- Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.
Повторение детьми звуков — а-о-у-и.
- Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О). Давайте его позовем: о-о-о… (Появляется красный человечек – символ звука О.).
II. Основной этап.
-Человечек приготовил для вас загадки
Без крыльев летит
Без ног бежит
Без паруса плывет (облако)
Я его кручу рукой
И на шее и ногой
И на талии кручу
И ронять я не хочу (обруч)
Пришла без красок и без кисти (осень)
2. Характеристика звука О по артикуляционным и акустическим признакам:
- О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).
-Расскажите всё, что вы знаете о звуке О? (схема).
Вы на схему посмотрите,
Всё о звуке расскажите.
Дети: когда мы произносим звук о :
- губы округляются и немного выдвинуты вперед;
б) зубы закрыты округленными губами;
в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот, проходит свободно и не встречает преграды;
д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- Итак, скажите, какой звук О? Охарактеризуйте его. (Гласный звук.) Почему? Каким цветом его обозначим? (Красным).
«Звуковичок»
- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
Звук О : Какие вы молодцы, вы все сказали правильно. Я хочу поиграть с вами в прятки. Попробуйте меня сегодня поискать. Когда меня вы обведете, вы меня найдете, а пока я спрячусь.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Светофор» (поднять красный семафор на звук О) :
а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…
4. Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.
1) Произношение и выделение звука О в словах.
Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных) мяч
Окна — окно, стекла —, седла —. , крылья —. , перья —. , колеса —.
кольца -, зёрна -, звенья - ….
Логопед: Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах. (О).
Физминутка. Дети выполняют движения под текст:
Не под окном, а около
Каталось "О" и охало.
"О" охало, "О" охало
Не под окном, а около.
Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске) : выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах и поместить в соответствующее окошко.
2) Работа над предложением.
Логопед: Дети, я совсем забыла вам рассказать, утром, на почту д\с пришло электронное письмо. Это письмо нам прислала девочка Оля. Она предлагает поиграть в «шифровальщиков» и на каждое предложение из ее письма выложить схему. Напомните мне, а что такое П.? Из чего оно состоит?
Послушайте П. Давайте определим количество слов в предложении. (Дети выполняют задание за столом, один ребёнок выкладывает схему предложения у доски).
Становится холодно.
Наступила долгожданная осень.
Осенью часто идет дождь.
5. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой О.
- А ещё Оля хочет познакомить вас с её любимой буквой. Показ буквы.
Это буква О. Буква О обозначает звук О.
- Напомните мне, а чем же звук отличается от буквы? Схема.
6. Подбор зрительного образа к букве.
Л. : Посмотрите на неё. На что похожа буква О? (На обруч, на колесо, на баранку, на спасательный круг, на луну).
7. Стихотворное описание графического образа буквы.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
8. Анализ буквы О.
- Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (большой овал).
- Сколько элементов у буквы о (один).
- Нарисуйте пальчиком в воздухе букву О.
9. Листочки с заданиями
10. Написание буквы О.
Л. : Откройте тетради, возьмите карандаши красного цвета и аккуратно напечатайте букву О в тетрадях по клеточкам.
Пальчиковая гимнастика.
III. Итог занятия.
-С какой новой буквой сегодня нас познакомила Оля? Запомнили букву?
-Что вам понравилось, запомнилось на занятии? Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"
В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"
Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»
Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...