Конспект занятия "Звук и буква Ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Продолжение знвкомства с гласным звуком и буквой Ы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие в старшей группе | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Ы (продолжение)
Задачи:
1. Обучающие:
- закрепить понятия «звук „Ы"», «гласный звук»;
- учить выделять звук «Ы» в конце слова;
- учить выделять звук «Ы» в середине слова;
- учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы»;
- учить делить слова на слоги;
- упражнять в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
- закреплять зрительный образ буквы Ы.
2. Развивающие:
- развивать просодическую сторону речи;
- общую и мелкую моторику, графические навыки;
- развивать словесно-логическое мышление, слухоречевую память, внимание, воображение;
- совершенствовать навык звуко-буквенного анализа.
3. Воспитательные.
- воспитывать интерес к образовательной деятельности.
Оборудование: символы гласных звуков, сигнальные фонарики, схема анализа артикуляции звука, презентация к теме, игрушка мышка, листочки с буквами, карандаши, магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:
Садится тот, кто назовет гласный звук в словах МАК, СУП, КОТ, ПУХ, КИТ, СТУЛ, ТОК, МЭР, ТИР, КОМ, СОК, МИР, ТОРТ.
2. Характеристика звука [ы].
а) Дети смотрят на экран и рассматривают картинку.
Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревет
— Ы-ы-ы —
Покусали меня пчелы!
— Как ревет медведь?
б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы].
в) Анализ артикуляции звука [ы].
Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;
— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему звук [ы] обозначаем красной фишкой?
г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.
Игра «Далеко – близко»
3. Развитие фонематического слуха.
а) «Зажги фонарик».
Выделение звука [ы] из ряда:
- гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы, у, э, ы.
- слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
- слов: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.
б)
— Видим мы зеленый холм,
В глубине его есть дом.
В доме том живет семья:
Папа, мама, брат, сестра.
Дети рассматривают картину «Мышиная семья» и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)
4. Звуковой анализ.
а)
— Мышата в магазин пошли.
Дали им корзины.
Вы продукты назовите,
Их в корзины положите.
Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] в схеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и «раскладывают» продукты по корзинам.
Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова.
5. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.
1. Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)
2. Мышки сказали: «Мы будем слово называть, а вы к слову картинку подбирать».
спелые... (ягоды)
длинный... (язык)
душистое... (мыло)
дырявая... (крыша)
6. Упражнение в согласовании числительных и существительных.
— Мышки предложили игру «Сосчитайка».
Один — два — три — четыре — пять —
Будем тыквы мы считать.
7. Физкультминутка
а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.
Вот идет черный кот, | Ходьба на месте |
Притаился, мышку ждет. | Присесть. |
Мышка норку обойдет | Ходьба на носочках по кругу. |
б)
Мышка в норку пробралась Крадутся
На замочек заперлась. «Замочек» из рук
В дырочку она глядит, «Колечко»
На заборе кот сидит. «Ушки» на макушке шевелятся
8. Закрепление образа буквы Ы. Работа на листочках.
- Мы говорили о звуке Ы, а что это? (буква Ы)
- А теперь послушайте стихи о букве.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы» -
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Ходит с палочкой, увы!
а) «ремонт» буквы Ы;
б) найти все буквы Ы и обвести в кружок
9. Упражнение в образовании множественного числа существительных
У звука [Ы] очень интересная работа. Он умеет часто из одного предмета делать много!
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Один - много».
10. Итог занятия.
— Что вы узнали о звуке [ы]? Какой это звук? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...