Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Метельская Наталия Геннадьевна

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у нормально видящих, при школьном обучении выявляются смешанная или оптическая форма дисграфии и дислексии. Поэтому необходимо проводить такие занятия в качестве предупреждения нарушений чтения и письма. Кроме этого, при ознакомлении с буквами решаются практически все задачи работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушения зрения: развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики. Такие занятия развивают логическое мышление и все психические процессы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №106»

Конспект подгруппового коррекционного занятия     по развитию восприятия графического изображения букв у детей с нарушением зрения 7-го года жизни.

Тема занятия: «Буква К.

Поиск общего в построении букв»

Учитель-дефектолог Метельская Н. Г.

г. Рязань 2011г.

         Цели занятия:

  1. познакомить с буквой К;
  2. продолжать учить проведению зрительного анализа изображений букв на составляющие элементы, синтеза элементов в буквы;
  3. закреплять умение сравнивать буквы алфавита;
  4. продолжать учить конструировать буквы из элементов букв, из палочек;
  5. развивать зрительные функции (зрительное восприятие, прослеживающую функцию, фиксацию взора, ориентировку на плоскости листа, глазомер и др.);
  6. развивать зрительно-пространственные представления;
  7. развивать точность восприятия;
  8. развивать воображение и сообразительность детей;
  9. развивать мелкую моторику пальцев рук;
  10. воспитывать желание узнавать новое о буквах русского алфавита.

         Оборудование: 

  1. игрушка – Кот в сапогах;
  1. конверты с элементами букв русского алфавита (буквенный конструктор);
  2. демонстрационная касса с буквами русского алфавита;
  3. картинка с буквой К из «Весёлой азбуки» (авторское пособие);
  4. карточки с рядами букв К, Ж, Х, У;
  5. карточки с буквами;
  6. зелёные фломастеры;
  7. две вафельные палочки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-дефектолог предлагает детям выполнить действия по его указанию (на ориентировку в пространстве и частях собственного тела, в том числе и в зеркальном отображении). Дети выполняют задание и садятся за рабочие столы. Тифлопедагог представляет гостя на занятии. Дети узнают сказочного героя – Кота в сапогах.

2. Дидактическое упражнение «Догадайся, какую букву  загадал Кот в сапогах?»

Учитель-дефектолог предлагает детям найти и назвать букву, о которой рассказывает Кот, перечисляя состав элементов и способ их построения в букве: эта буква имеет три элемента – одну большую палочку, стоящую вертикально и две средних палочки, «прикреплённых» к ней справа посередине и направленных под углом вверх и вниз.

Дети называют букву К и её местоположение в демонстрационной кассе с буквами русского алфавита (по рядам и столбикам), находят нужные элементы в буквенном конструкторе и конструируют букву. Они догадываются, почему Кот загадал именно эту букву (с буквы К начинается слово КОТ).

Дети по просьбе педагога вспоминают предметы, на которые похожа буква К, затем демонстрируется картинка с буквой К из «Весёлой азбуки».

3. Дидактическое упражнение «Похожие буквы».

Кот в сапогах просит детей назвать буквы, похожие на К. На демонстрационной кассе с буквами русского алфавита дети ищут и называют буквы, похожие на букву К, объясняя, в чём состоит сходство букв. Сравниваются буквы К, Ж, У, Х.

4. Гимнастика для развития пальцев рук, движения и речи «Строим дом».

 Строим дом.

Молотками мы стучим,                           - Постукивать кулачками друг о друга, причем то

Строить новый дом хотим.                      один, то другой кулачок оказывается сверху.

Кто в доме будет жить?                           - Выполнить упр. «Домик».

С нами кто будет дружить?                    - Сжимать и разжимать переплетенные пальцы рук.

- Девочки и мальчики,                             - Сжимать и разжимать кулачки обоих рук                  

                                                                                                 поочередно.

Маленькие пальчики!                              - Выполнить упр. «Пальчики здороваются».

(См. методическое пособие Метельской Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», стр. 34).

5. Дидактическая игра «Будь внимателен!»

Кот в сапогах предлагает детям карточки с рядами похожих букв К, Ж, Х, У, в которых нужно найти и обвести по контуру зелёным фломастером букву К, букву Х обвести в кружок, а букву У – подчеркнуть. Дети выполняют задание Кота. Размер букв зависит от состояния зрения каждого ребёнка.

х   к   к   ж   у   у   х   к   у   к             ж   у   к   х   к   у   ж   х   х   у 

к   ж   х   ж   к   у   к   х   ж  у             х   у   к   к   х   ж   у   ж   к   у   

к   у   х   ж   к   ж   у   х   х   к             к   у   ж   х   х   у   к   ж   х   к 

у   к    ж   к   у   к   х   х   к   х             х   к   к   ж   у   у   х   к   у   ж  

6.  Гимнастика для глаз.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза (5-6 раз).

2. Движения глазными яблоками вертикально вверх – вниз (по 6 раз).

3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в обратном

направлении (6 раз).

4. Посмотреть прямо вперёд, затем перевести взгляд на указательный палец

вытянутой правой руки на расстоянии 30 см (6-8 раз).

5. «Пальминг». Поставив локти на стол, пальцы одной ладони положить на

пальцы другой и наложить их на лоб. Ладонями накрыть закрытые глаза.

Посидеть в таком положении, представляя или вспоминая что-то приятное  

(1 минута).

          7. Дидактическая игра «Что изменилось?».

Кот в сапогах предлагает поиграть в другую игру и ставит на демонстрационный фланелеграф буквы К (2 буквы), Т, И, О разного цвета. Дети запоминают местоположение букв и их цвет и закрывают глаза. В это время можно менять буквы местами, менять цвет букв (до трёх раз). Дети должны отгадать, что изменилось.

Затем из этих букв дети составляют слова. Можно составить следующие: КОТ, ТОК, КТО, КИТ, ТИК, и, наконец, слово КОТИК, которое очень нравится Коту в сапогах.

8. Дидактическая игра «Сладкая буква».

Кот раздаёт детям по две сладких вафельных палочки и просит составить из них букву К. Дети догадываются, что одну из палочек нужно разломить пополам, и выполняют задание Кота.

9.  Итог занятия.

Дети вспоминают, чем занимались на занятии, что нового узнали и чему научились, какое задание им больше всего понравилось. Кот в сапогах благодарит детей за то, что они помогли ему запомнить букву К и угощает их вафельными палочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...