Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у нормально видящих, при школьном обучении выявляются смешанная или оптическая форма дисграфии и дислексии. Поэтому необходимо проводить такие занятия в качестве предупреждения нарушений чтения и письма. Кроме этого, при ознакомлении с буквами решаются практически все задачи работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушения зрения: развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики. Такие занятия развивают логическое мышление и все психические процессы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_vospriyatiya_graficheskogo_obraza_bukv.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №106»
Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию восприятия графического изображения букв у детей с нарушением зрения 7-го года жизни.
Тема занятия: «Буква К.
Поиск общего в построении букв»
Учитель-дефектолог Метельская Н. Г.
г. Рязань 2011г.
Цели занятия:
- познакомить с буквой К;
- продолжать учить проведению зрительного анализа изображений букв на составляющие элементы, синтеза элементов в буквы;
- закреплять умение сравнивать буквы алфавита;
- продолжать учить конструировать буквы из элементов букв, из палочек;
- развивать зрительные функции (зрительное восприятие, прослеживающую функцию, фиксацию взора, ориентировку на плоскости листа, глазомер и др.);
- развивать зрительно-пространственные представления;
- развивать точность восприятия;
- развивать воображение и сообразительность детей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать желание узнавать новое о буквах русского алфавита.
Оборудование:
- игрушка – Кот в сапогах;
- конверты с элементами букв русского алфавита (буквенный конструктор);
- демонстрационная касса с буквами русского алфавита;
- картинка с буквой К из «Весёлой азбуки» (авторское пособие);
- карточки с рядами букв К, Ж, Х, У;
- карточки с буквами;
- зелёные фломастеры;
- две вафельные палочки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-дефектолог предлагает детям выполнить действия по его указанию (на ориентировку в пространстве и частях собственного тела, в том числе и в зеркальном отображении). Дети выполняют задание и садятся за рабочие столы. Тифлопедагог представляет гостя на занятии. Дети узнают сказочного героя – Кота в сапогах.
2. Дидактическое упражнение «Догадайся, какую букву загадал Кот в сапогах?»
Учитель-дефектолог предлагает детям найти и назвать букву, о которой рассказывает Кот, перечисляя состав элементов и способ их построения в букве: эта буква имеет три элемента – одну большую палочку, стоящую вертикально и две средних палочки, «прикреплённых» к ней справа посередине и направленных под углом вверх и вниз.
Дети называют букву К и её местоположение в демонстрационной кассе с буквами русского алфавита (по рядам и столбикам), находят нужные элементы в буквенном конструкторе и конструируют букву. Они догадываются, почему Кот загадал именно эту букву (с буквы К начинается слово КОТ).
Дети по просьбе педагога вспоминают предметы, на которые похожа буква К, затем демонстрируется картинка с буквой К из «Весёлой азбуки».
3. Дидактическое упражнение «Похожие буквы».
Кот в сапогах просит детей назвать буквы, похожие на К. На демонстрационной кассе с буквами русского алфавита дети ищут и называют буквы, похожие на букву К, объясняя, в чём состоит сходство букв. Сравниваются буквы К, Ж, У, Х.
4. Гимнастика для развития пальцев рук, движения и речи «Строим дом».
Строим дом.
Молотками мы стучим, - Постукивать кулачками друг о друга, причем то
Строить новый дом хотим. один, то другой кулачок оказывается сверху.
Кто в доме будет жить? - Выполнить упр. «Домик».
С нами кто будет дружить? - Сжимать и разжимать переплетенные пальцы рук.
- Девочки и мальчики, - Сжимать и разжимать кулачки обоих рук
поочередно.
Маленькие пальчики! - Выполнить упр. «Пальчики здороваются».
(См. методическое пособие Метельской Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», стр. 34).
5. Дидактическая игра «Будь внимателен!»
Кот в сапогах предлагает детям карточки с рядами похожих букв К, Ж, Х, У, в которых нужно найти и обвести по контуру зелёным фломастером букву К, букву Х обвести в кружок, а букву У – подчеркнуть. Дети выполняют задание Кота. Размер букв зависит от состояния зрения каждого ребёнка.
х к к ж у у х к у к ж у к х к у ж х х у
к ж х ж к у к х ж у х у к к х ж у ж к у
к у х ж к ж у х х к к у ж х х у к ж х к
у к ж к у к х х к х х к к ж у у х к у ж
6. Гимнастика для глаз.
1. Плотно закрывать и широко открывать глаза (5-6 раз).
2. Движения глазными яблоками вертикально вверх – вниз (по 6 раз).
3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в обратном
направлении (6 раз).
4. Посмотреть прямо вперёд, затем перевести взгляд на указательный палец
вытянутой правой руки на расстоянии 30 см (6-8 раз).
5. «Пальминг». Поставив локти на стол, пальцы одной ладони положить на
пальцы другой и наложить их на лоб. Ладонями накрыть закрытые глаза.
Посидеть в таком положении, представляя или вспоминая что-то приятное
(1 минута).
7. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Кот в сапогах предлагает поиграть в другую игру и ставит на демонстрационный фланелеграф буквы К (2 буквы), Т, И, О разного цвета. Дети запоминают местоположение букв и их цвет и закрывают глаза. В это время можно менять буквы местами, менять цвет букв (до трёх раз). Дети должны отгадать, что изменилось.
Затем из этих букв дети составляют слова. Можно составить следующие: КОТ, ТОК, КТО, КИТ, ТИК, и, наконец, слово КОТИК, которое очень нравится Коту в сапогах.
8. Дидактическая игра «Сладкая буква».
Кот раздаёт детям по две сладких вафельных палочки и просит составить из них букву К. Дети догадываются, что одну из палочек нужно разломить пополам, и выполняют задание Кота.
9. Итог занятия.
Дети вспоминают, чем занимались на занятии, что нового узнали и чему научились, какое задание им больше всего понравилось. Кот в сапогах благодарит детей за то, что они помогли ему запомнить букву К и угощает их вафельными палочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»
Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».
Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...
Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...