Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные буквы И краткая»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте №12
в подготовительной группе (6-7 лет)
по теме «Согласные буквы И краткая»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое развитие
Вид деятельности детей: речевая, познавательно –исследовательская коммуникативная, игровая, продуктивная
Цель: Познакомить с буквами Й, й.
Программное содержание:
- знакомство с буквой;
-дифференциация понятий « звук» и « буква»;
- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;
- выделение звука в словах, определение его местоположения;
-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;
-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;
-формирование навыка образования и употребления форм слов согласования с другими частями речи;
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Материалы и оборудование: слоговая таблица на каждого ребенка, настенный алфавит, картинки, тетради и цветные карандаши.
Планируемые результаты: Умеют выделять звук Й в словах. Умеют определять звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Умеет подбирать слова на заданные звуки. Умеет производить звуковой анализ данных слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnyy_zvuk_y.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте №12
в подготовительной группе (6-7 лет)
по теме «Согласные буквы И краткая»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое развитие
Вид деятельности детей: речевая, познавательно –исследовательская коммуникативная, игровая, продуктивная
Цель: Познакомить с буквами Й, й.
Программное содержание:
- знакомство с буквой;
-дифференциация понятий « звук» и « буква»;
- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;
- выделение звука в словах, определение его местоположения;
-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;
-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;
-формирование навыка образования и употребления форм слов согласования с другими частями речи;
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Материалы и оборудование: слоговая таблица на каждого ребенка, настенный алфавит, картинки, тетради и цветные карандаши.
Планируемые результаты: Умеют выделять звук Й в словах. Умеют определять звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Умеет подбирать слова на заданные звуки. Умеет производить звуковой анализ данных слогов.
Структура занятия
I | Вводная часть. | Организационный момент | 3мин |
II | Основная часть | 25мин | |
1. | Чтение слоговой таблицы | ||
2. | Рассказ о букве «й» | ||
3. | Беседа о букве «й» | ||
4. | Физкульминутка | ||
5. | Игра «Приказывай» | ||
6. | Доскажи словечко | ||
7. | Работа в тетради | ||
III | Заключительная часть | 2мин |
30 мин.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Дети стоят за стульчиками.
Воспитатель: сейчас сядет тот, чье имя начинается на букву А. (дети садятся). Игра продолжается, пока все дети не сядут.
II. Основная часть
1. Чтение слоговой таблицы (Приложение 1) с пройденными буквами н, м, л, р.
2. Рассказ о букве «й»
Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.
Странная буква.
Заскучали буквы в алфавите.
-Споем?- сказала одна своей соседке.
-Я не умею, - грустно сказала та.
-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
-Й…Й…Й…
-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
-Я не гласная.
-Согласная, что ли?
-Не знаю.
-Ну, и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.
-Стои - жалко, что ли.
-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!
-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
-Сама догадайся…
-Догадались, о какой букве идет речь?
-Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?
-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?
-Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.
3. Беседа о букве «й»
В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)
-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)
-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)
-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)
-Морская белая птица? (чайка)
-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)
-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)
-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?
-Согласна с вами - в середине и в конце слов.
4. Физкультминутка
А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)
(Дети двигаются по комнате, веселятся.)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
( Дети застывают, склонив головы.)
В класс пришли друзья-зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать,
Нам не надо унывать!
( Дети танцуют.)
5. Игра «Приказывай»
– Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».
- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.
- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).
5. – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.
(На доске)
-Н- надела поясок,
И - надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.
( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).
6. Доскажи словечко.
Что мы пели, угадай?
Кара... (вай).
Что нам пели, угадай?
Баю... (бай).
Что за месяц, угадай?
Месяц... (май).
Что в стакане, угадай?
Сладкий... (чай).
7. Работа в тетради
Печатание букв Й, й.
III. Заключительная часть.
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Как называются звуки, которые не поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».
ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»Коррекционные задачи: Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.Закреплять на...
Конспект занятия по обучению грамоте №5 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»
Конспект занятия по обучению грамоте №5в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"
Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....
Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [л*, л], буквы Л, л»
Конспект занятия по обучению грамоте №12в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [л*, л], буквы Л, л»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтегра...
Конспект занятия по обучению грамоте №21 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [т*, т], буквы Т, т»
Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое ...
Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [ж*, ж], буквы Ж, ж»
Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое ...