Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные буквы И краткая»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Борисова Ирина Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте №12

в подготовительной группе (6-7 лет)

по теме «Согласные  буквы И краткая»

Доминирующая образовательная область: речевое  развитие

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое развитие

Вид деятельности детей: речевая, познавательно –исследовательская  коммуникативная, игровая, продуктивная

Цель: Познакомить с буквами Й, й.

Программное содержание:

- знакомство с буквой;

-дифференциация понятий « звук» и « буква»;

- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в словах, определение его местоположения;

-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления  новых слов в собственной речи;

-формирование навыка образования и употребления форм слов согласования с другими частями речи;

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

 

Материалы и оборудование: слоговая таблица на каждого ребенка, настенный  алфавит, картинки, тетради и цветные карандаши.

Планируемые результаты: Умеют  выделять звук Й в словах. Умеют определять звуки в словах  и соотносить их с соответствующими буквами. Умеет подбирать слова на заданные звуки. Умеет производить звуковой анализ данных слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnyy_zvuk_y.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте №12

в подготовительной группе (6-7 лет)

по теме «Согласные  буквы И краткая»

Доминирующая образовательная область: речевое  развитие

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое развитие

Вид деятельности детей: речевая, познавательно –исследовательская  коммуникативная, игровая, продуктивная

Цель: Познакомить с буквами Й, й.

Программное содержание:

- знакомство с буквой;

-дифференциация понятий « звук» и « буква»;

- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в словах, определение его местоположения;

-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления  новых слов в собственной речи;

-формирование навыка образования и употребления форм слов согласования с другими частями речи;

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материалы и оборудование: слоговая таблица на каждого ребенка, настенный  алфавит, картинки, тетради и цветные карандаши.

Планируемые результаты: Умеют  выделять звук Й в словах. Умеют определять звуки в словах  и соотносить их с соответствующими буквами. Умеет подбирать слова на заданные звуки. Умеет производить звуковой анализ данных слогов.

Структура занятия

I

Вводная часть.

Организационный момент

3мин

II

Основная часть

25мин

1.

Чтение слоговой таблицы

2.

Рассказ о букве «й»

3.

Беседа о букве «й»

4.

Физкульминутка

5.

Игра «Приказывай»

6.

Доскажи словечко

7.

Работа в тетради

III

Заключительная часть

2мин

30 мин.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Дети стоят за стульчиками.

Воспитатель: сейчас сядет тот, чье имя начинается на букву А. (дети садятся). Игра продолжается, пока все дети не сядут.

II. Основная часть

1. Чтение слоговой таблицы (Приложение 1) с пройденными буквами н, м, л, р.

2. Рассказ о букве «й»

Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

-Й…Й…Й…

-И  правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты  нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

-Догадались, о какой букве идет речь?

 -Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?

-Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу.  Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

3.    Беседа о букве «й»

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

- Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)

-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)

-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

-Согласна с вами - в середине и в конце слов.

4.   Физкультминутка

А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками  помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали  и застыли.

( Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей  расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

( Дети танцуют.)

5.   Игра «Приказывай»

– Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом        « Ты».

- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).

5.   – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую  он обозначает - буква  И  краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

-Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква  И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

6. Доскажи словечко.

Что мы пели, угадай?

Кара... (вай).

Что нам пели, угадай?

Баю... (бай).

Что за месяц, угадай?

Месяц... (май).

Что в стакане, угадай?

Сладкий... (чай).

7. Работа в тетради

Печатание букв Й, й.

III. Заключительная часть.

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

- Как называются звуки, которые не поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».

ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»Коррекционные задачи: Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.Закреплять на...

Конспект занятия по обучению грамоте №5 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»

Конспект занятия по обучению грамоте №5в подготовительной группе  (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтеграция...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"

Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....

Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [л*, л], буквы Л, л»

Конспект занятия по обучению грамоте №12в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [л*, л], буквы Л, л»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтегра...

Конспект занятия по обучению грамоте №21 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [т*, т], буквы Т, т»

Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое ...

Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [ж*, ж], буквы Ж, ж»

Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое ...