Использование метода моделирования при подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать. Практика показывает, что использование метода моделирования в обучении грамоте детей с ЗПР активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений в мире звуков и букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода моделирования при подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР. | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2
66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru
Использование метода моделирования при подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР.
Учитель – дефектолог:
Григорьева Екатерина Викторовна
Опираясь на целевые ориентиры ФГОС ребенок по окончанию дошкольного образования должен выделять звуки в словах и иметь предпосылки грамотности. Необходимо признать, не у всех детей, одинаково быстро и легко формируются необходимые знания, умения и навыки. В последнее время количество детей с ОВЗ возросло, что приводит к поиску новых форм, методов и приемов работы с учетом их возможностей.
Проведенная мною диагностика дошкольников с ЗПР в возрасте 5-6 лет на начало учебного года показала такие нарушения как: нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкость употребления нарушенных звуков в речи, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции или искаженное произношение звуков, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания, что негативно сказывается на усвоении программного материала по подготовке к обучению грамоте. У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, низкий уровень слухоречевой памяти.
Работу по преодолению трудностей в подготовке к обучению грамоте необходимо проводить до поступления детей в школу, так как известно, что при смешении или замещении звуков в устной речи у учеников начальных классов наблюдаются аналогичные ошибки в письме.
Все выше перечисленные препятствия в усвоении программы по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР привели к поиску адекватных технологий, которые бы характеризовались эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует. В настоящее время одним из самых результативных и значимых с позиций современных основ обучения, на мой взгляд, является метод наглядного моделирования.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде. Главное назначение любой модели - с ее помощью решить познавательную задачу. В нашем случае - помочь ребенку овладеть основами грамоты. Поэтому я помогаю обобщить и зафиксировать в обобщенном виде опыт ребенка в овладении им звуковой и знаковой действительности при помощи наглядного средства - модели, символа, знака. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении.
Идея использования схем, моделей в обучении грамоте не нова. Она включалась в систему работы по подготовке к обучению грамоте еще в 70-е годы. Средством материализации неуловимой для ребенка формы слова являются звуковые модели, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте была доказана Д.Б. Элькониным столь убедительно, что из его экспериментального букваря эта идея проникла практически во все современные отечественные буквари и азбуки, методические пособия.
Ценность данных моделей заключается в том, что они понятны детям. Как пример игра на звуковую культуру речи «Смайлики»: если дети видят модель “пою”, они поют заданный звук или слоги, видят модель “тихо” – то произносят тихо, «без звука» - то выключают громкость (звук) делают только движения, а если модель «громко», то произносят громко.
Применение моделей позволяет преодолеть приоритетный словесный метод обучения, сделать фонологические абстракции наглядными и доступными детям, придать действиям с формальными характеристиками слова характер предметно-практических действий.
Дети 5-6 лет способны освоить такой вид моделирования, как предметно-схематические модели. При обучении грамоте мной используются следующие модели:
1.Модели, отражающие качественную характеристику звуков
- модель гласного звука (открытый рот – красная карточка),
- модель согласного звука (закрытый рот)
- модель согласного твердого звука (кулак - синяя карточка),
- модель согласного мягкого звука (ладонь - зеленая карточка)
2.Модели, отражающие звуковую структуру различных слов
- Модель нахождения звука в начале, середине, конце слова (дом с тремя окошками)
3.Модели, отражающие слоговую структуру слов и качественную характеристику слогов:
- Модель слова (вагончик), состоящего из одного, двух, трех, четырех слогов (соответственно количеству слогов в слове количество окон в вагоне).
4.Модели, обозначающие структуру предложения (состава поезда) состоящего из одного, двух, трех, четырех и более слов (соответственно количеству слов в предложении количество вагонов в составе поезда).
Все вышеперечисленные модели и не только вводятся на занятиях по мере прохождения материала. Необходимо иметь крупный образец всех моделей (демонстрационный) и модели для каждого ребенка (раздаточные). Вариантов заданий с использованием моделей может быть очень много:
- Расскажи, какие звуки есть в слове и обозначь их фишками на модели.
- Подбери (составь) схему к слову.
- Придумай слово (предложение) к схеме.
- Выложи схему данного слова (предложения) и т.д.
Таким образом, двухлетний опыт моей работы показал, что метод наглядного моделирования - эффективное коррекционное средство. Об этом свидетельствуют результаты сравнительной диагностики. Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать. Практика показывает, что использование метода моделирования в обучении грамоте детей с ЗПР активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений в мире звуков и букв.
Библиографический список
- Борякова Н.Ю. «Моделирование в детском саду», методическое пособие //М., «Владос», 2003 г.
- Венгер Л.А. «Развитие способности к пространственному наглядному моделированию»//М., «Дошкольное воспитание», 1982 г., №3.
- Генко Ж. Ю., Гончарова Е. В., Капустина Н. Г., Капустина Р. И. и др. «Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений» // Шадринск, «Исеть», 1997 г.
- Журова Л.Е. Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.»// М., «Владос», 2006 г.
- Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития»// М., «ГНОМ и Д», 2005 г.
- Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.»// М., 1999 г.
- Тригер Р.Д. «Подготовка к обучению грамоте», пособие для учителя//Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2000 г.
- Эльконин Д.Б. «Как учить детей читать.» Серия «Педагогика и психология»//М., 1976 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...
Дифференциация звуков [х], [х,] посредством метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня
Закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х ], [х'] в словах, фразах...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей».
Техналогическая карта НОД по теме "Весна"...
Использование нейропсихологических упражнений при подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста
Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не пр...