Использование нейропсихологических упражнений при подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sertytyerty.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Конспект на тему: «Использование нейропсихологических упражнений при подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста»

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Воспитатель: Хопта О.В.

г. Шадринск, 2024 г.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приёмов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в её взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе, и в развитии всех компонентов речевой деятельности.

В работе по развитию речи и в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста используется комплекс нейроигр, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

1. Упражнения и приёмы, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2. Упражнения и приёмы, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3. Упражнения и приёмы, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Первый блок - это упражнения и приёмы, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж, двуручное рисование, межполушарные доски)

Например : Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).

Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

«Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Приём «двуручное рисование» относится к первому блоку

Межполушарные доски используются, например, на этапе закрепления изолированного произнесения звуков. Идем по дорожке и проговариваем поставленный звук (с-с-с-с-с.)

Дыхательное упражнение «Егорки»

Дети делают глубокий вдох через нос и на  выдохе начинают считать «Егорок». Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не делал дополнительного вдоха во время счета и считал «Егорок» плавно, чётко, не тараторя. Задача – растянуть выдох как можно дольше.

Инструкция: Сейчас мы будем считать Егорок в лесу на пригорке. Сначала набираем много воздуха и на выдохе начинаем считать: «Сидели на пригорке 33 Егорки: раз- Егорка, два – Егорка, три -  Егорка». Кто больше насчитает Егорок на одном выдохе, тот и победит.

Второй блок – это упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга)

«Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [Б], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [П], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

«Разложи». Если в названии картинки есть звук [С], нужно положить шарик с этим символом снежколепом в правую корзинку, при этом стоя на балансире. Если звук [Ш] – в левую. Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

 «Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.

  «Сортировка» Если услышишь гласный звук — прицепи красную прищепку на корзинку, если услышишь согласный звук — то синюю.

Третий блок - это упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

«Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).

«Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- Игра «Мы в лесу нашли шишку» под музыку.

Список литературы:

1. Ахмадуллин Ш. Книга «Развиваем мозг ребенка»

2. Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме»

3. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...

Игры и упражнения по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения с использованием различных дидактических пособий на занятиях по обучению грамоте....

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Материал содержит основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста....