Дифференциация звуков [х], [х,] посредством метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х ], [х'] в словах, фразах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_h-h.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 100
Конспект
по непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
Тема: «Дифференциация звуков [х], [х,] посредством
метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня»
Разработала:
учитель-логопед
Басинская Анна Богумиловна
Калининград, 2018
Цель: закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х], [х'] в словах, фразах;
Задачи:
- Учить выделять звуки [х], [х'] в словах, определять их место.
- Учить подбирать однокоренные слова. Учить использовать эти слова в правильной форме в словосочетаниях и предложениях. Упражнять в звуковом анализе слов.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, активный словарь, мотивацию к учению.
- Воспитывать дружелюбие, усердие, позитивное отношение к животным.
Ход занятия
1. Оргмомент
Учитель-логопед: Ребята, подравняйтесь. Выпрямите спины и поиграем с вами в игру «Веселые человечки»
2. Дидактическое упражнение «Веселые человечки»
-Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте.
Дружно вместе
Сделаем вот так.
Учитель-логопед: Давайте теперь сядем на стулья и продолжим. Вспомним, с какими звуками мы познакомились в прошлый раз
- Со звуками [х], [х'].
- Дайте характеристику звука [х].
(согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару-звук [х'].)
- Почему вы так решили?
Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришел маленький дружок. Он милый и славный. А кто именно, вы узнаете, разгадав загадку.
3. Загадка
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой.
Вот я хитренький какой. (хомячок)
- Угадали, это хомяк Хомка. Он уже многое знает, но все же в некоторых заданиях испытывает сложность. Хомка приготовил для нас много интересных игр, упражнений, заданий.
4. Дидактическая игра «Зажги фонарик»
Учитель-логопед: А вот и первое задание. Хомка раздаст вам синие и зеленые фонарики. Я буду произносить слова, а вы, если услышите твердый [х], просигналите синим, а если мягкий [х'] – зеленым.
Смех, охотник, хозяин, зима;, успехи, суп, хата. А что такое хата? (крестьянский дом в украинской или белорусской деревне)
5. Дидактическая игра «Засели домики»
Хомячку очень нравится с вами играть. Он придумал новую игру. Хомка приготовил картинки, которые нужно разместить в домики с синей или зеленой крышей. Но только те, в которых есть звуки [х], [х']:
черепаха, туфли, подсолнух, духи, мухи, халат.
6. Дидактическая игра «Какое слово задумал Хомка?»
Вместо звука [х] я буду хлопать в ладоши, а остальную часть слова я проговорю. Ваша задача: угадать, что за слово загадал Хомка.
. лопушка, . вост, пу. , ку. ня, .леб, подсолну.
6. Дидактическая игра «Волшебники»
Я произнесу слово, а вы измените его таким образом, чтобы звук «убежал»
Петух - петушок
Воздух - воздушный
Смех - смешной, смешинка
Ухо -ушко
Махать – маши
Хомка пришел не один. Он привел своего знакомого. Угадайте, кого?
7. Загадка
С красным гребнем,
Зерно клюет,
Голосисто поет (Петух)
Петух не знает звуков. Он не может определить, есть ли в слове «ПЕТУХ» звуки [х] или [х']. Но мы-то с вами знаем… давайте ему поможем. Какая из схем соответствует слову «ПЕТУХ»?
8. Физкультминутка с использованием опорной схемы
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
1-2-3-4-5!
Хомка хочет сильным стать!
9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Учитель-логопед: Ребята, а теперь попробуйте подобрать слово, имеющее противоположное значение тому, которое я произнесу. Каждому из вас я кину мяч и скажу слово. Ваша задача: кинуть мне мяч обратно и произнести «слово наоборот». Постарайтесь подобрать такое слово, в котором есть звуки [х], [х'].
Жарко-холодно
Плохой - хороший
Трусливый – храбрый
Толстый – худой
Горячий – холодный
10. Дидактическая игра «Дополни предложение»
Хомячок Хомка – очень хитрый зверек. Он специально перепутал все картинки к предложениям. Давайте закончим предложения словом, подходящем по смыслу. А в этом вам помогут картинки, которые подготовил Хомка.
Предложения картинки
На заборе сидит горластый петух
У лисы пушистый хвост
У слона длинный хобот
Мама купила орехи
11. Составление схемы предложения
А теперь давайте удивим нашего гостя и покажем ему, как мы умеем составлять схемы предложений. Составьте схему предложения «МАМА КУПИЛА ХЛЕБ» и обозначьте на схеме слово со звуком [х]. Не забудьте обозначить конец предложения.
Мама купила хлеб.
12. Психогимнастика
Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, Ей тяжело, она стонет:
«Ох – ох – ох!».
Вы помогли ей и рассказали маме. Мама обрадовалась: «Ах – ах – ах!»
На празднике вы плясали: «эх – эх – эх!» И совсем устали: «Ух – ух – ух!»
13. Итог занятия
- С какими звуками мы сегодня играли?
- Какие слова вы знаете с этими звуками?
Хомка дарит угощение со звуком [х].
- Арахис, орехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»
В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей».
Техналогическая карта НОД по теме "Весна"...
Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "
Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"...