Дифференциация звуков [х], [х,] посредством метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Басинская Анна Богумиловна

Закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х ],  [х'] в словах, фразах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_h-h.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 100

Конспект

по непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей  логопедической группе

Тема: «Дифференциация звуков [х], [х,] посредством

метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня»

Разработала:

учитель-логопед

Басинская Анна Богумиловна                

                                                                 

Калининград, 2018


Цель: закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х], [х'] в словах, фразах;


Задачи:

  1. Учить выделять звуки [х], [х']  в словах, определять их место.
  2. Учить подбирать однокоренные слова. Учить использовать эти слова в правильной форме в словосочетаниях и предложениях. Упражнять в звуковом анализе слов.
  3. Развивать фонематический слух, память, внимание, активный словарь, мотивацию к учению.
  4. Воспитывать дружелюбие, усердие, позитивное отношение к животным.

Ход занятия

1. Оргмомент

Учитель-логопед: Ребята, подравняйтесь. Выпрямите спины и поиграем с вами в игру «Веселые человечки»

2. Дидактическое упражнение «Веселые человечки»

-Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте.

Дружно вместе

Сделаем вот так.

Учитель-логопед:  Давайте теперь сядем на стулья и продолжим. Вспомним, с какими звуками мы познакомились в прошлый раз

- Со звуками [х], [х'].

- Дайте характеристику звука [х].

(согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару-звук [х'].)

- Почему вы так решили?

Учитель-логопед:  Сегодня к нам в гости пришел маленький дружок. Он милый и славный.  А кто именно, вы узнаете, разгадав загадку.

3. Загадка

Я устраиваюсь ловко,

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой.

Вот я хитренький какой. (хомячок)

- Угадали, это хомяк Хомка. Он уже многое знает, но все же в некоторых заданиях испытывает сложность. Хомка приготовил для нас много интересных игр, упражнений, заданий.

4. Дидактическая игра «Зажги фонарик»

Учитель-логопед:  А вот и первое задание. Хомка раздаст вам синие и зеленые фонарики. Я буду произносить слова, а вы, если услышите твердый [х], просигналите синим, а если мягкий [х'] – зеленым.

Смех, охотник, хозяин, зима;, успехи, суп, хата. А что такое хата? (крестьянский дом в украинской или белорусской деревне)

5. Дидактическая игра «Засели домики»

Хомячку очень нравится с вами играть. Он придумал новую игру.  Хомка приготовил картинки, которые нужно разместить в домики с синей или зеленой крышей. Но только те, в которых есть звуки [х], [х']:

черепаха, туфли, подсолнух, духи, мухи, халат.

6. Дидактическая игра «Какое слово задумал Хомка?»

Вместо звука [х] я буду хлопать в ладоши, а остальную часть слова я проговорю. Ваша задача: угадать, что за слово загадал Хомка.

. лопушка,     . вост,      пу. ,   ку. ня,  .леб,       подсолну.

6. Дидактическая игра «Волшебники»

 Я произнесу слово, а вы измените его таким образом, чтобы звук «убежал»

Петух - петушок

Воздух - воздушный

Смех - смешной, смешинка

Ухо -ушко

Махать – маши

Хомка пришел не один. Он привел своего знакомого. Угадайте, кого?

7. Загадка

С красным гребнем,

Зерно клюет,

Голосисто поет    (Петух)

Петух не знает звуков. Он не может определить, есть ли в слове «ПЕТУХ» звуки [х] или [х']. Но мы-то с вами знаем… давайте ему поможем. Какая из схем соответствует слову «ПЕТУХ»?

8. Физкультминутка с использованием опорной схемы

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку,

И выходит на зарядку.

1-2-3-4-5!

Хомка хочет сильным стать!

9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Учитель-логопед:  Ребята, а теперь попробуйте подобрать слово, имеющее противоположное значение тому, которое я произнесу. Каждому из вас я кину мяч и скажу слово. Ваша задача: кинуть мне мяч обратно и произнести «слово наоборот». Постарайтесь подобрать такое слово, в котором есть звуки [х], [х'].

Жарко-холодно

Плохой -  хороший

Трусливый – храбрый

Толстый – худой

Горячий – холодный

10. Дидактическая игра «Дополни предложение»

Хомячок Хомка – очень хитрый зверек. Он  специально перепутал все картинки  к предложениям. Давайте закончим предложения словом, подходящем по смыслу. А в этом вам помогут картинки, которые подготовил Хомка.

Предложения                                             картинки

На заборе сидит горластый                          петух

У лисы пушистый                                          хвост

У слона длинный                                           хобот

Мама купила                                                  орехи

     

     

11. Составление схемы предложения

А теперь давайте удивим нашего гостя и покажем ему, как мы умеем составлять схемы предложений. Составьте схему предложения «МАМА КУПИЛА ХЛЕБ» и обозначьте на схеме слово со звуком [х]. Не забудьте обозначить конец предложения.

                        Мама                   купила                              хлеб.

12. Психогимнастика

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, Ей тяжело, она стонет:

«Ох – ох – ох!».

Вы помогли ей и рассказали маме. Мама обрадовалась: «Ах – ах – ах!»

На празднике вы плясали: «эх – эх – эх!» И совсем устали: «Ух – ух – ух!»

13. Итог занятия

- С какими звуками мы сегодня играли?

- Какие слова вы знаете с этими звуками?

Хомка дарит угощение со звуком [х].

    - Арахис, орехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...

Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "

Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"...