Фронтальное логопедическое занятие по произношению с элементами грамоты " В гостях у козы Кати. Звук К, буква К" (Лексическа тема "Овощи")
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Старыгина Марина Анасовна

Фронтальное  логопедическое занятие «Звук К, буква К» составлено учителем – логопедом Старыгиной М.А. для детей старшей группы с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Занятие содержит все этапы логопедического занятия. Все  нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемый в ходе занятия, способствует развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звука в речи, знакомство с буквой. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Занятие адресовано учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие по произношению  с элементами грамоты.

«В гостях у козы Кати»

Тема: Звук К. Буква К.

Цель: Познакомить с артикуляторно-акустической характеристикой  звука  К. Познакомить с буквой К.

Задачи:

Коррекционные: обучение четкому произношению звука [К],  выделение звука К на слух и в произношении среди других согласных звуков, соотнесение звука и буквы, развитие фонематических процессов, звуко-слогового анализа, активизация словарного запаса.

 Развивающие: развитие слухового, зрительного восприятия, слухового внимания развитие силы голоса, развитие координации речи с движениями, развитие зрительного анализа и синтеза, развитие мышления (операция анализ).

Воспитывающие: воспитание умения выслушивать ответы товарища.

Оборудование: презентация в формате Power Point,  звуковые схемы, картинный материал, символы звуков, зеркала, разрезная буква К, предметы для выкладывания буквы

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Тихо садится тот, кто вспомнит и назовет любимый овощ.

II. Изучение нового материала.

  1. - Коза Катя пригласила нас  сегодня в гости. В огороде у неё выросло много овощей. И Коза Катя просит  помочь ей.  Пойдем? (ДА)
  2. -  Коза Катя просит помочь приготовить овощной салат. Приготовили ручки…    

«Салат» (пальчиковая гимнастика)

Мы капусту рубим,

(ребром правой ладошки бьём по ладошки левой руки)

Мы морковку трём,

(кулачком правой руки трём о ладошку левой)

Мы капусту солим,

(кончиками пальцев солим)

Мы капусту мнём.

(левая рука жмёт правую).

- Молодцы, ребята.

  1. - А теперь мы с вами посмотрим в зеркала и немного поиграем.

Мимические упражнения:

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.

Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

Упражнения для rуб и щек:

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).

Толстячки - худышки.

Изобразить овощи на грядкe. Тыквы,  капуста - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха  - «худышки».

 Упражнения для языка:

-Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

-Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

-Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

  1. - Коза Катя хочет загадать нам загадки. Отгадаем?

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.  (Капуста)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!" (Картошка)

Он похож на огурец,

Он тяжёлый как свинец,

Завалился на бочок,

Наш полезный… (Кабачок)

  1. Назовите овощи, которые мы угадали.

- КАПУСТА, КАРТОШКА, КАБАЧОК

- Какой одинаковый звук в начале слова  в названии овощей вы слышите? (-К-)

- Давайте сегодня будем помогать Козе Кате и работать с новым Звуком «К».

- Возьмите зеркала, произносим звук «К» тихо, - произносим звук «К» громко.

- Ребята, при произнесении «К» воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (воздух встречает преграду)

- А как называются такие звуки? (звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, называются согласными. Эти звуки не поются.)

- Звук «К» твердый или мягкий? (твердый)

- А как мы проверяем согласные звуки на глухость-звонкость? (нужно положить ладошку на горлышко) (звук «К» глухой, горлышко не работает)

- Назовем характеристику звука «К»:

-согласный

-твёрдый

-глухой

  1. - Ребята, закройте глаза и хлопните в ладоши, если услышите звук «К» среди других звуков: П,Т,К,Г,К,Т,К

- Хлопните, если услышите звук «К» в словах: кабачок, тыква, огурец, помидор, свекла.

  1. – Ребята, давайте посмотрим на овощи Козы Кати и определим место звука «К» в  их названии. А нам помогут звуковые схемы слов.

Картофель, баклажан,  лук,  капуста, чеснок, тыква, морковь, свекла, кукуруза.

  1. – Коза Катя просит помочь собрать овощи с грядок.Поможем?

Мы пойдем в огород (физкультминутка)

Мы пойдем в огород (шагают на месте)

Что там только не растет (разводят руки в стороны).

Огурцы сорвем мы с грядки (срывают воображаемые огурцы).

Помидоры с кожей гладкой (показывают руками силуэт шара).

Толстая репка в землю засела крепко (слегка качают корпусом из стороны в сторону, поставив руки на пояс).

Длинная морковка (опускают вниз руки и соединяют ладони внизу).

От нас укрылась ловко (приседают и прикрывают голову руками).

Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).

Все собрали — посмотри! (разводят руки в стороны).

  1.  – Пока мы собирали овощи, на столах появилась буква «Ка», она на письме обозначает звук «К». Посмотрите на неё. На что похожа буква «Ка»?

- Про букву Ка скажу вам смело

  На стенку бабочка присела.

- Найдите букву «К» в азбуке.

- Из скольких элементов состоит буква «К»? (из трех)

  1.  – Ребята, у Козы Кати есть большая красивая коробра с различными предметами. Давайте попробуем выложить букву «К» с их помощью. (мозаика, проволока, горошинки…)
  2.  – Ребята, весело было в гостях у козы Кати. Но нам пора возвращаться в детский сад.

III. Итог занятия

- С каким новым звуком мы сегодня познакомились?

- Какой буквой на письме обозначают звук «к»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального логопедического занятия для детей 6-7 лет "В гостях у Радуги"

Конспект фронтального логопедического занятия для детей 6-7 лет с ФФНР по теме: "Знакомство со звуком [р]" (1-ое занятие)....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФН подготовительной к школе группы по теме: «ЗВУКИ [Ж],[Ш]»

Тема: Звуки [Ж] – [Ш].Цель: Учить детей правильному произношению и различению звуков [Ж]-[Ш]....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».

Цели занятия: 1.     Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь2.     Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложен...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С”

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С&rdquo...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие Животные"

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие ж...

Конспект фронтального логопедического занятия (для детей подготовительной группы ДОУ с ФФН) "Знакомство с гласным звуком [Э] и буквой «Э» "

Конспект фронтального  логопедического занятия  (для детей подготовительной группы ДОУ с ФФН)   "Знакомство с гласным звуком [Э] и буквой «Э» " содержит упраж...