Открытое занятие. Звук [Щ]. Буква "Щ". Лексическая тема "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Николаевская Софья Николаевна

План занятия.

I   Организационный момент.

 1.     Игра на внимание «Перелётные птицы».

II   Основная часть.

1.    Упражнение на дыхание. Фонетическая зарядка «Грачи прилетели».

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Повторение. Всегда мягкие согласные звуки. Артикуляция,  характеристика, символ звука. Буква.
  3. Сообщение темы занятия. Загадка о щенке.
  4. Слоговые дорожки.
  5. Игра «Помоги щенку».
  6. Упражнение на координацию речи с движением «Руки подняли и покачали».
  7. Образование прилагательных от глаголов (по темам: «Перелётные птицы», «Весна»).
  8. Звуковой синтез и звуко-буквенный анализ слова щипцы.
  9. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Скворец в скворечнике живет».
  10. Проговаривание скороговорки «В роще щебечут стрижи».

III  Подведение итогов занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shch_st.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звук Щ.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [Щ].

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать навык чтения.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Встречаем птиц».
  • Развивать фразовую и связную речь.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; звуковичок; символы звуков; буквы; картинки: щенок, скворечник, щипцы, гвоздь; предметные картинки для игры «Помоги щенку», звук грачиного крика.

План занятия.

I   Организационный момент.

 1.     Игра на внимание «Перелётные птицы».

II   Основная часть.

1.    Упражнение на дыхание. Фонетическая зарядка «Грачи прилетели».

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Повторение. Всегда мягкие согласные звуки. Артикуляция,  характеристика, символ звука. Буква.
  3. Сообщение темы занятия. Загадка о щенке.
  4. Слоговые дорожки.
  5. Игра «Помоги щенку».
  6. Упражнение на координацию речи с движением «Руки подняли и покачали».
  7. Образование прилагательных от глаголов (по темам: «Перелётные птицы», «Весна»).
  8. Звуковой синтез и звуко-буквенный анализ слова щипцы.
  9. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Скворец в скворечнике живет».
  10. Проговаривание скороговорки «В роще щебечут стрижи».

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

-Ребята, какое сейчас время года? Из далёких жарких стран гости к нам летят. Кто это? Давайте проверим, как хорошо вы знаете перелётных птиц. Я называю вам птиц, если они перелётные – вы делаете взмахи руками, изображая полёт птиц; если нет - стоите спокойно.

Аисты, грачи, ласточки, совы, кукушка, чижи, стрижи, щеглы, голуби…

-Весна

-Перелётные птицы.

II

1.Дыхательное упражнение.    Фонетическая зарядка.

Мы с вами превратимся в грачей. Грачи самые первые возвращаются на родину. Послушайте их голоса.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1- вдох носом, стать на носки, руки – в стороны.

2- вернуться в и.п., произнося на выдохе 3 раза: «крак».

Повторять 3-4 раза.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Повторение.       Всегда мягкие согласные звуки.

Артикуляция,  характеристика, символ звука. Буква.

4.Сообщение темы занятия.

Загадка:

Пушистый, но не кошка,

Лает, но не пёс.

5.Слоговые дорожки.

-Позвоним Щеньке: ща-щу-ща…

6. Игра «Помоги щенку». Понятие «слово». Определение позиции звука. Деление слов на части.  Отработка фразы «Щенька – это щепка…»

Щенька притащил нам картинки. Но Щенька в них совсем не разберётся. Давайте поможем щенку разобрать картинки.

7. Упражнение на координацию речи с движением.

-Щенька не знает, какое сейчас время года. Давайте расскажем ему, что бывает весной.

Руки подняли и покачали-                           В стороны руки, плавно помашем-

Это деревья в лесу.                                       Это к нам птицы летят.

Руки согнули, кисти встряхнули-                Как они сядут, мы вам покажем-

Ветер сбивает росу.                                       Крылья сложили назад.

8.Образование причастий от глаголов (по темам: «Перелётные птицы», «Весна»).

-Сейчас мы будем образовывать весенние слова – признаки. Таять – снеговик какой? Бежать – ручей какой? Лететь – грач какой? Падать – сосулька какая? Прыгать – солнечный зайчик какой? Звенеть – ручей какой? Петь – воробей какой?

Во всех весенних словах – признаках слышится звук… ([Щ]).

9. Звуковой синтез и звуко-буквенный анализ слова «щипцы».

Щенька для птиц приготовил подарок – скворечник. Он его сам смастерил. Вот только из скворечника торчит острый гвоздь. Какой инструмент нужен нашему щенку, чтобы вытащить гвоздь?

10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Щенок с помощью щипцов вытащил гвоздь. И теперь туда могут заселиться птицы. Для каких птиц щенок сделал скворечник?

Ладони соприкасаются пальцами, большие пальцы загнуты внутрь – это «скворец».

Скворец в скворечнике живет,

И песню звонкую поет.

11.Проговаривание скороговорки «В роще щебечут стрижи»

Пока щенок вытаскивал гвоздь из скворечника, всё повторял и повторял одну скороговорку:

В роще щебечут стрижи,

Чечётки, щеглы и чижи.

-В этой скороговорке есть много слов, в названии которых слышится звук…

Слушают звуки грача (пение, крики)

-Щенок Щенька.

Ручная модель.

-Таящий, бегущий, летящий, прыгающий, звенящий, поющий.

-Щипцы.

Для скворцов.

Проговаривают с различной интонацией (вопрос – ответ).

-[Щ].

III

Щенька доволен своим скворечником, и он говорит вам спасибо за помощь.

С каким звуком мы сегодня играли? В какой букве живёт звук [Щ]? -Попрощаемся с Щенькой.

-[Щ], Щ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия: Звук "Ж" (песенка жука)

научить детей четко и ясно произносить звук « Ж» изолированно, в словах и во фразовой речи...

Открытое занятие по познанию "Перелетные и зимующие птицы"

Открытое занятие по познанию в подготовительной группе на тему "Перелетные и зимующие птицы"...

Открытое занятие "Звук и буква Л" 14.02.2017 г

Цель:  закрепить навык правильного произношения звуков л-льПознакомить с буквой Л.Задачи:Коррекционно-образовательные1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуковл и ль.2)....

Открытое занятие. Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц

Конспект занятия Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц....